Опыт работы
материал на тему

Масликова Ольга Васильевна

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_m.o.v.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Мучкапского района Тамбовской области

 Опыт работы учителя   биологии

Андреевского филиала

Масликовой Ольги Васильевны.

Тема «Развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность»

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и

                                              я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

                                               мне  действовать самому, и я научусь».

        Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

У  Сухомлинского  В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство  учащихся из социально неблагополучных семей, обучающиеся неуверенны в  возможности продолжения учебы  в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся  проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?

Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики и передо мной встала та же проблема. Доказано, что  процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности  является актуальной, так как данное  качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям.  Развитие познавательной активности является средством достижения более глобальной цели - развитие личности ребенка способной к творчеству и самоопределению.

Поэтому целью моей педагогической деятельности  является повышение качества обучения биологии путем применения  современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся, обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.
         В преподавании биологии руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.

Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование  познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.

Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг.

1.      Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

  • изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;
  • использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);
  • Использование ЭОР
  • повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2.      Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.  На мой взгляд, обучение биологии обучающихся средней  ступени школы  происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ, личностно-ориентированный подход. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

В настоящее время  работаю над темой самообразования «Развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность с применением информационно - компьютерных технологий»

 

Педагог18 века Ж.Ж. Руссо писал об учащихся «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает её сам.»

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению биологии. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, исследовательские экскурсии в природу, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты. 

Проектно-исследовательский метод – организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что, чтобы подготовить серьёзный проект требуется очень много времени, поэтому на уроках использую только некоторые приёмы метода исследования.

А вот конкретно над проектом, занимаюсь с обучающимися  индивидуально. С обучающимися были подготовлены  проекты « Дождевые черви как производители биогумуса» , «Экологически чистая квартира» с которыми приняли участие в районном конкурсе «Путь в науку», «Мои любимые комнатные растения», в этом учебном году работаем над проектом «Изучение экологического состояния пришкольной территории». 

Чтобы более успешно  обучать планированию и созданию проектов, я прошла дистанционно Курс "Метод проектов" из серии тематических тренингов intel "Элементы".

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Природные сообщества”,  “Охрана и рациональное использование растительного и животного мира”, “Экология”.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  • Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
  • Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
  • Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой - последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины  напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов:  истории развития и современных условий. Выяснить их – правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходим к анализу современных причин.

В учебном исследовании велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с наглядными пособиями, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Стержнем  проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.

В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Эвристическая беседа, урок-диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности.

Использование ИКТ в обучении биологии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность, добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, методические материалы размещены  на персональном сайте http://nsportal.ru/user/254071,

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использование ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так, при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

На практических занятиях  учащиеся совершенствуют свои умения с гербарным материалом, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.

Для подготовки тематических презентаций по биологии использую программу PowerPoint, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий и т.д. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации в программе PowerPoint. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением.

Одним из главных и масштабных источников биологической информации является сеть Интернет, особенно для сельской школы. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет-ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по биологии.

Преимущества использования ИКТ на уроках биологии:

  • Усиление наглядности и яркости обучения.
  • Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
  • Большая заинтересованность учащихся.
  • Расширение видов деятельности на уроках.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
  • Возможность возврата к пройденному материалу. Повышение значимости, престижа биологии.

Результатом использования ИКТ является:

  • Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
  • 100% итоговая успеваемость по биологии.
  • Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической  ситуации в стране.

На практических занятиях и во время учебных экскурсий проводились мини-исследования, где устанавливали причинно-следственные связи. Школьники собирают и оформляют гербарий, составляют планы  – схемы пути, используя разные методы исследования ( наблюдение, сравнения)  и т.д.

Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского:  “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:

уроки-лекции, игры, викторины, уроки-КВН. Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей: урок – диалог, пресс конференция, путешествие, репортаж. (см. приложение)

Мотивацию УПД учащихся провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способами:

  • убеждения;
  • познавательные игры;
  • создание проблемной ситуации;
  • создание ситуации занимательности;
  • нравственных переживаний;
  • актуальности;
  • оперативного контроля.

Придерживаюсь в своей деятельности такой педагогической идеи – каждый ребенок способен созидать и творить! Поэтому:

  • творческий подход к решению любых проблем;
  • творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
  • только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
  • не “проходить” материал, а жить в нем;
  • учитель-ученик-родители – это партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого ребенка;
  • индивидуальные творческие задания – каждому ребенку в зависимости от его способностей.  

Ребята устают от однообразия, им хочется учиться весело, необыкновенно, и я стараюсь им в этом помочь.  

Цели учебной деятельности для учащихся разных уровней различны. Но суть их одна: улучшение качества знаний по биологии путём самостоятельной деятельности, привитие интереса к предмету.

Результаты мониторинга за последние 3 года отражают стабильность качества знаний по преподаваемому  мною предмету и его рост.

2011-2012 учебный год – 78%

2012-2013 учебный год – 88%

2013-2014 учебный год – 89%

 

Диаграмма образовательных достижений учащихся

по биологии за три года.

 

 Учебные достижения соответствуют Требованиям стандарта. Качество знаний по предмету составляет 83% - это выше школьного показателя.  Динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому предмету положительная. Произошло увеличение от 78% до 89%. Обученность стабильно составляет 100%.

В условиях современной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и методы оценивания. В своей работе применяю разные виды оценивания:

  1. текущее оценивание (включает в себя процесс самооценивания учащимися своих достижений, осуществляемый постоянно и систематически, и процесс оценки учителем результатов полученных в ходе различной урочной и внеурочной работы)
  2. итоговое оценивание (формируется в ходе мониторингового исследования, итоговых контрольных работ, тестов и срезов).

На уроках  использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде срезовых работ, интерактивных тестов, географических диктантов.

Использую  викторины, ребусы,  кроссворды, выполненные с помощью веб-сервиса http://rebus1.com,  и  http://www.anketer.ru ,  что вызывает особый интерес у учащихся.  Цель - выявить знание информационного ввода. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ разноуровневого характера, зачетов.  Цель-коррекция процесса обучения.

Итоговый.  Цель-проверка усвоения крупных тем, блоков.

Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний.

Результатом моей деятельности стали, следующие достижения:

     В 2012-2013 учебном году  учащийся 9 класса Ерохин Сергей стал призёром открытой олимпиады школьников «Интеллектуальный марафон» по биологии.

Участие в школьных и районных олимпиадах.

Для участия в олимпиадах я заранее отбираю мотивированных детей, провожу с ними консультации, даю индивидуальные домашние задания, на уроках даю усложненные задания .В течение нескольких лет мои ученики являются призёрами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников .В 2010-2011 учебном году Ильина Света,2011-2012 Кованёва Алина (победитель) 2012-2013 Ильина Света и Ерохин Сергей.

Уже третий год участвуем во всероссийской олимпиаде школьников «Олимпус». Мои учащиеся получили дипломы лауреатов и книги в подарок.

2012-2013уч. Год: 2место – Гейн Евгений (6кл),5место-Куценко Ксения(7кл)

2013-2014 уч.год: .Куценко Ксения (8кл)-3 место, Данилина Настя (8кл)-3 место

Большое внимание уделяю  положительной динамике в изучении биологии. Проводя анкетирование родителей и детей, выявляю их пожелания по поводу достижения высокого уровня биологических знаний, учитываю эти результаты при составлении тематического планирования и графика индивидуальных занятий (с одаренными и отстающими учащимися). Информация об учебных достижениях доводится через выставление оценок в дневник, электронный журнал и  «Дневник.ру». По мере необходимости приглашаю родителей на индивидуальные беседы, на которых тактично указываются пробелы в изучении отдельных тем детьми, другие замечания.

Трудности, которые возникают в учебном процессе:

- необходимость выработки глубоких, прочных, осознанных знаний при остром дефиците учебного времени из-за насыщенности программы в 6 классе (1 час в неделю);

- слабое оснащение сельской школы новейшей техникой, что в современных условиях не дает возможности сельским школьникам раскрыться в полном объеме.

-тревожны и показатели здоровья детей. Применение здоровьесберегающих технологий позволяют решать задачи по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Веду  большую внеклассную работу по предмету. В прошлом  учебном году  организовала фото - выставку «Как прекрасен этот мир, посмотри!»,

 провела в 5-6 классах «Конкурс рисунков о природе», занимательные уроки путешествия, в 8-9 классах – экологический  вестник «На пороге экологической катастрофы»,  «25000 шагов к здоровью».  

 Ежегодно проводим предметную неделю географии, химии и биологии, открытые уроки, совместные внеклассные мероприятия: в 2012 году было проведено путешествие: «Мир заповедной природы», где учащиеся совершали заочное путешествие по заповедным местам, знакомились с памятниками природы Тамбовской области и Мучкапского района, а также с растениями и животными Красной книги , большой интерес вызвала у учащихся презентация «Воронинский заповедник»,с которым мы сотрудничаем несколько лет, такие мероприятия воспитывают бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к своей малой Родине

В 2013-2014 учебном году провела в 5-6классах игру « Крестики-нолики»,в 7классе «Птичий базар», интересно была представлена презентация игры в 8 классе«О! счастливчик!» по теме « Нервная система», конкурс кроссвордов.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся.

В 2011-2012  учебном году  заняли 2 место в муниципальном этапе областной экологической операции «Весенний дым». Кованева Алина, Чеботарёва Наталия (2012-2014г) участвовали в областной природоохранной акции «Укрась живую ёлку» и международной природоохранной акции « Марш парков-2013».

 

Активно участвуем в конкурсе «Зеленая планета».  В 2011-2012 учебном году Кованёва Алина и Маклаков Николай стали  победителями в номинации «Эко-миг»,Данилина Надежда в номинации «Поделки и композиции из природного материала». В 2012-2013 учебном году Кованёва Алина заняла 2 место, в 2013-2014 Кованёва Алина-3 место в номинации «Поделки из природного материала.»

Участником конкурса рисунков «Мир заповедной природы» и фотоконкурса «Встреча с диким животным» Воронинского заповедника были Кованёва Алина ,Чеботарёва Наташа, Данилина Надя, Куценко Ксения.

Возглавляю опытническую работу в школе Для её осуществления имеется пришкольный участок  площадью 0,5га. Пришкольный участок- это зелёная лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями строения и выращивания древесно-кустарниковых,цветочных и овощных культур ,используют их как наглядный материал для занятий на уроках биологии ,при проведении практических работ и исследовательской деятельности .На участке учащиеся закладывают опыты с овощными культурами, ведут наблюдения, делают анализ ,сравнивают полученные результаты. В 2012-2013учебном году школа 1 место в муниципальном этапе конкурса на лучшее озеленение территорий образовательных учреждений «Цвети Тамбовская земля» номинация «Учебно-экспериментальный участок общеобразовательного учреждения села» и приняла участие в областном конкурсе. В2013-2014году приняли участие в областном конкурсе-смотре УОУ. С 2010-2012 велась исследовательская работа, ученицей школы, Ильиной Светой. по теме «Дождевые черви как производители биогумуса», итогом которой стало участие в районной научно-практической конференции.

  Воспитать человека – значит помочь ему найти цель, раскрыть свои способности и творческий потенциал.   

 Ещё Сократ более двух тысяч лет назад писал:  « в каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Поэтому, главным в своей работе считаю воспитать хорошего человека, а это не так уж и мало.

.  Конечный продукт

  • Повышение познавательной деятельности   у учащихся.
  • Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
  • Наличие исследовательских работ учащихся.
  • Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
  • число учащихся, с высоким уровнем мотивации возросло и, как следствие, повысилось качество образования;
  •  изучается и применяется в работе проектно-исследовательская деятельность, работа в группах и парах;
  •  рационально используются индивидуальная, дифференцированная и самостоятельная формы работы с учащимися;
  •  возрос процент родительского участия в формировании познавательных интересов ребёнка.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...