Открытый урок по фортепиано 2014 г.
учебно-методический материал на тему

Кириленко Галина Валентиновна

План и самоанализ открытого урока по специальности "Фортепиано", проведенного 15.09.2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkrytogo_uroka_2014.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств         15.09.2014 г.

Самоанализ открытого урока по предмету

«Специальность и чтение с листа» преподавателя Кириленко Г.В.

с учащейся 1 класса Мурзаковой Ариной.

Характеристика учащегося: Мурзакова Арина – обучающаяся 1 класса фортепиано, 8 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Тема: Начальный период обучения игре на фортепиано

Форма проведения: индивидуальное занятие с элементами игры.

Цель урока:

Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты.

В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте их единства. Поэтому ставились такие задачи:

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Продолжить освоение нотной грамоты
  • Формировать навык игры по нотам

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                        1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога

2. Основной этап.

  • Гимнастика:                                                                                         4 мин

- «Шалтай-болтай»: стоя прямо, раскачивать свободными руками, то скрещивая, то разводя их в стороны. Постепенно при этом наклониться вниз, затем выпрямиться.

- «Лебедь»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками.

- «Вытряхивание» (с полотенцем): как можно сильнее вытряхивать полотенце (платок), добиваясь свободной работы рук «из корпуса».

- «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко».

- «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной и свободной.

  • Упражнение за инструментом – «Кузнечик» - прыгаем 3-м пальцем заданные педагогом клавиши в I октаве. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев                                                                        2 мин

  • Повторяем название регистров (средний, высокий, низкий). Даем характеристику каждому регистру, используя образы различных животных. Определяем на слух звучание регистров.                        4 мин

  • Повторяем название октав. Находим ноты в разных октавах.                        

                                                                                                                           3 мин

  • Упражнение «Радуга»: перелеты рук по разным октавам с опорой на 3-й палец со словами: «Вышла радуга-дуга на зеленые луга»               2 мин      

  • Упражнение «Цапля»: игра через клавишу, начиная от ноты «До» первой октавы и заканчивая нотой «До» третьей октавы со словами: «Ходит цапля по болоту, ищет цапля себе работу. Но работу не нашла и спокойно спать пошла»                                                                        2 мин

  • Игра песенок: «Василек», «Два кота» (с аккомпанементом педагога)          

                                                                                                                          3 мин

  • Упражнение на постановку 2 и 4 пальцев: «Раз-два-три, посмотри, нотка До, нотка Ми»                                                                              2 мин

  • Упражнение для 2-4 пальцев «Я иду и пою»                                     2 мин

  • Физкультминутка, слушание музыки. Ф.Шуберт «Экосез»: выполнение движений под музыку. Краткий рассказ о творчестве Ф.Шуберта (портрет композитора).                                                                         3мин

  • Игра «Угадайка». Сколько звуков звучит. Направление и характер движения мелодии. Высота нот в I октаве.                                         3 мин

  • Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты»                       2 мин

 

  • Разучивание пьесы «с рук»: «Элегия» А. Артеев.                              4 мин

  • Игра по нотам, чтение с листа (сборник И.Корольковой «Крохе-музыканту, часть I)                                                                                5 мин

3.Заключительный этап.                                                                          3 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  •   Домашнее задание

На уроке были использованы методы:

  • словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений)
  • наглядные (показ репродукций, рисунков, портрет композитра)
  • практические (исполнение упражнений и произведений)
  • был использован проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху)
  • метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху)
  • Метод контроля (опрос в конце урока)

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно. Ее работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана открытого урока по фортепиано

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения ....

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Открытый урок по фортепиано 2011 г.

Урок с обучающейся 1-го класса по теме "Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста"....

Открытый урок по фортепиано 2012 г.

Открытый урок с обучающейся 2-го класса по теме"Работа над репертуаром во II  классе фортепиано"...

Открытый урок по фортепиано 2013 г.

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме "Развивающие формы работы на уроках фортепиано"...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....