использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
статья по теме
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи,но и знание, когда это следует делать» Сеймур Пайперт *
Современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokakh.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Кириллова Ирина Петровна
учитель истории
ГБОУ ООШ с.Шпановка
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи,но и знание, когда это следует делать» Сеймур Пайперт *
Современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно- воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. ________________________________
*(Seymour Papert; род. 1 марта 1928, Претория, Южная Африка) — выдающийся математик, программист, психолог и педагог. Один из основоположников теории искусственного интеллекта, создатель языка Logo (1968)
Как учитель - предметник я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:
Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: ":В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем:". ":Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего:".
"Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что ":В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных:"
. В настоящее время главной задачей учителей-предметников, в том числе учителей истории, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках – достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи. Используя ИКТ в преподавании истории и обществознания я пришла к выводу что здесь есть как свои плюсы так и минусы. Начнём с плюсов.
- -Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату,
- Во вторых появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм.
- Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои э рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Современные программы по истории и обществознанию наряду с анализом и интерпретацией исторических событий, ставят и задачи поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Материалы к биографиям исторических личностей, а также многие тексты документов, законов, фотографий событий, произведения художников и композиторов старшеклассники находят в данной сети. Таким образом, мы на уроках имеем возможность работать, не испытывая трудностей из-за отсутствия исторических карт, хрестоматий, иллюстраций, портретов и т. д., тогда как ещё несколько лет назад эта проблема стояла весьма остро.
- Четвёртый плюс - облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш -картой.
- Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов.
- Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.
- Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д.
- Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на истории и обществознании очень.
- В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.
- Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет методического пособия по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность, т.к. в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились , новые компьютеры, Интернет. "Использование ИКТ" стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности, потому что в моём кабинете не компьютера. Но при необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
-Повышение положительной мотивации к предметам
-Использование наглядности на уроке.
-Повышение производительности труда.
-Установление межпредметных связей с информатикой.
-Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.
Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
-В классе нет компьютера.
-Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
-В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.
-На составление презентаций уходит много времени.
-Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным - это более эффективный подход, его следует использовать.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер "зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
1.Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс). 2.Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс). 3.Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы) 4.История России XIX века (VIII класс). 5.История России XX век.
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
Учебный материал излагается в доступной форме.
Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока "С" направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ИСТОРИИ
Сайт Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru
Сайт Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ .
Библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html
Сайт по истории древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ ,
Сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/
«Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm , на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.
Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php
Сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm, созданным Алтайским отделением Федерации интернет- образования.
Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу http://center.fio.ru/som/ .
«Хронос – всемирная история в Интернете» http://www.hronos.km.ru/ . Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. «Клио - софт» http://www.history.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....