Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
методическая разработка (история) по теме

Самойлова Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Внешняя политика России 18 века»

 (1 четверть 18 века)

 

№ п/п

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1

Формулирование заданий

Проблемный вопрос урока: Покажите взаимосвязь внутренней и внешней политики этого периода.

Информационный ЭОР.

http://fcior.edu.ru/card/21376/vneshnyaya-politika-pervoy-poloviny-xviii-veka.html

 

Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы

Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР

2

Работа с содержанием модуля

Задание:

1. Выделите основные направления внешней политики Петра I.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений внутренней политики Петра I .  

 (событий, достижений и т.п.).

Для этого заполните таблицу:

Направления внешней политики

Внутренняя политика

Итоги

Дата

напрвление

событие

Дата

преобразования


Выполнение заданий и формулирование вопросов учителю по заданиям

Отвечает на возникающие у учащихся вопросы.

Дает дополнительные задания учащимся в случае необходимости.

3

Проверка знаний

На основе заполненной таблицы учащиеся представляют общую характеристику итогов деятельности Петра I.

Представляют результаты: самоконтроль

Проверка результатов: контроль

4

Дифференцированная работа

http://fcior.edu.ru/card/8206/vneshnyaya-politika-pervoy-poloviny-xviii-v.html

«Успешные» - выполняют дополнительное задание.

Допустившие ошибки – проверяют, исправляют, задают вопросы

Дает задание; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения

5.

Ответ на проблемный вопрос урока

Подведение итогов выполнения дополнительных заданий можно совместить с ответом на проблемный вопрос урока:

Делают выводы

Корректирует выводы

5.

Подведение итогов

Содержание выводов по занятию в целом:

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на результаты политики Петра I и изменение статуса России.

Фиксируют выводы урока

Подводит итоги урока



Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР

Тема урока: «Куликовская битва» (6 класс).

№ п/п

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1

Введение

Информационные ЭОР

  1. Борьба против ордынского ига. Куликовская битва. http://fcior.edu.ru/card/11770/borba-protiv-ordynskogo-iga-kulikovskaya-bitva.html
  2. На поле Куликовом. Мамаево побоище. http://fcior.edu.ru/card/14778/na-pole-kulikovom-mamaevo-poboishe-uglublennoe-izuchenie.html

Представляют результаты работы над опережающим заданием учителя: мини-сообщений «Личность Дмитрия Донского», «Золотая Орда накануне Куликовской битвы».

Контроль выполнения опережающего задания, обобщение выводов учащихся на основе  модуля, который направлен на формирование знаний о борьбе русского народа против монгольского ига в 14 веке.

2.

Организация самостоятельной работы на уроке

Практические ЭОР

Куликовская битва. http://fcior.edu.ru/card/21626/kulikovskaya-bitva.html

Выполняют задания практикума

Рассматриваются вопросы деятельности Дмитрия Донского и других московских князей, события Куликовской битвы.

Консультирование учащихся по вопросам, связанных с  борьбой против монголо-татар.

3

Представление и проверка результатов самостоятельной работы

Презентация результатов выполнения практикума

Контрольные ЭОР


История России IX – XIVвв. (- татарское нашествие. Куликовская битва).

http://fcior.edu.ru/card/26929/istoriya-rossii-9-14-veka.html

Контроль. Объединение земель вокруг Москвы. http://fcior.edu.ru/card/12430/kontrol-obedinenie-zemel-vokrug-moskvy.html

Презентуют результаты: самоконтроль

Выполнения тематических заданий по теме урока.

Проверка результатов: контроль выполнения тестовых заданий с подведением итогов.

4

Подведение итогов

Выводы по теме урока

Фиксируют вывод: «Начало объединения русских земель вокруг Москвы способствовало победе Руси над Золотой Ордой».

Делает выводы.



Предварительный просмотр:

«Политическая система, её структура и сущность».

(план урока-лекции по обществознанию на основе ЭОР)

№ п/п

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

1

Введение

Деятельность учащихся: подготовка конспекта.

Деятельность учителя:

  1. Оглашает тему нового материала: «Политическая система, её структура и сущность».
  2. Формулирует ключевой вопрос.

«Какую роль играет политическая система в жизни общества?».

  1. Дает план.

План:

  1. Понятие «политическая система»
  2. Базис политической системы
  3. Политический режим, его виды
  4. Структура политической системы
  5. Политическая идеология и её значение.
  1. Раскрывает пункты плана, основываясь на

материалах ЭОР.

http://fcior.edu.ru/card/13644/politologiya-politicheskaya-sistema-politicheskaya-sistema-ee-struktura-i-sushnost-i.html


2

Формулирование вопросов

учащимися

  1. Во всех странах существуют политическая элита и оппозиция?
  2. Назовите особенности политической системы в нашей стране.

3

Ответы на вопросы учащихся

4

Вопросы и задания учителя:


  1. Дайте определение понятия «политическая система».
  2. Что является базисом политической системы?
  3. Назовите виды политических режимов.
  4. Приведите примеры политических режимов.
  5. Тест ЭУМ информационного типа http://fcior.edu.ru/card/13644/politologiya-politicheskaya-sistema-politicheskaya-sistema-ee-struktura-i-sushnost-i.html


5

Выполнение заданий

учащимися

Деятельность учащихся: выполняют задания, результаты представляют

учителю.

 Деятельность учителя: проверяет и

комментирует ответы, дает дополнительные

задания и вопросы.


6

Формулирование контрольного вопроса или задания

Контрольный вопрос урока: «Какую роль играет политическая система в жизни общества?».

7

Закрепление пройденного материала

Контрольное задание (контрольный ЭОР, выполняется всеми учащимися совместно).

8

Формулирование выводов урока

Возвращение к ключевому вопросу: Охарактеризуйте политическую систему современного Российского общества.

Формулирование учащимися выводов урока.



Предварительный просмотр:

Тема урока-семинара: «Политические партии» (9класс).

(Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся вне урока на примере ЭОР)

№ п/п

Этап урока

Содержание

(указать ЭОР)

Вопросы к учащимся

1.

Предварительная подготовка к семинару

Политические партии. http://fcior.edu.ru/card/28344/politicheskie-partii-i.html  И

История возникновения партий.

http://fcior.edu.ru/card/6684/formirovanie-pervyh-politicheskih-partiy.html И

1.Когда и в каких странах появились первые политические партии.

2.Какова цель возникновения партий?

3. Назовите первые российские партии, их состав и цели.

4. По каким признакам классифицируются партии?

2.

Представление результатов работы по изучению тем семинара

Проблемный вопрос семинара: Как изменились основные положения партийных программ  в современное время?

Анализ сообщений учащихся по основным темам семинара.

В ходе семинара  поставлен вопрос о важности и необходимости существования политических партий.  

1.Рассмотрение вопросов по предварительной подготовке к семинару.

2. Подготовить вопросы к докладчикам.

3. Составить план-конспект выступлений учащихся.

3.

Подведение итогов

Формулировка выводов урока в ходе ответа на проблемный вопрос.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составление таблицы «Направление деятельности современных политических партий».



Предварительный просмотр:

Урок. «Человек как результат биологической и социальной эволюции»

(Образовательная  траекторию на основе ЭОР)

Тема урока – «Человек как результат биологической и социальной эволюции»

Тип урока: изучения нового материала

Цель. Ознакомить с биологическими и социальными признаками человека.

Задачи:

- выделить особенности биологических признаков человека;

- проанализировать роль социальных процессов, влияющих на формирование личности;

- формировать умения делать самостоятельные выводы на основе использованных ЭОР;

-  обратить внимание на активную роль человека в процессе социализации личности.

№ п/п

Название модуля

Тип модуля

Содержание деятельности

1.

И Человек как творец и творение культуры. Человек как результат биологической эволюции. Дуализм человека – биологическое и социальное. http://fcior.edu.ru/card/15276/chelovek-kak-tvorec-i-tvorenie-kultury-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-evolyucii-dualizm-chelov.html

И

 Работа с ЭОР.

Проанализировать материал по теме. Прийти к пониманию дуализма человека.

2.

http://fcior.edu.ru/card/15276/chelovek-kak-tvorec-i-tvorenie-kultury-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-evolyucii-dualizm-chelov.html

И

1. Определить роль биологических свойств  в формировании человека.

2. Выявить социальные признаки человека.

3. Что такое дуализм?

4. Повторить основные понятия и термины на основе словаря ЭОР.

3.

http://fcior.edu.ru/card/15327/chelovek-kak-tvorec-i-tvorenie-kultury-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-evolyucii-dualizm-chelov.html

П

1. Работа по заданиям ЭОР.

4.

http://fcior.edu.ru/card/15395/chelovek-kak-tvorec-i-tvorenie-kultury-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-evolyucii-dualizm-chelov.html

К

Осуществление контроля на основе тестовых заданий.



Предварительный просмотр:

9 класс. История

Урок.  Экономика СССР в 1953-1964 г.г.

Тип урока: урок изучения нового материала (практикум).

Задачи  урока:

- уяснить необходимость экономических реформ в стране,

- познакомиться с успехами отечественной экономики, науки и техники,

- обратить внимание на факторы, обусловившие этот непродолжительный подъем советской экономики.

– получить представления о последствиях преобразований

№ п/п

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1

Формулирование заданий

Проблемный вопрос урока: Почему реформы Н.С. Хрущёва имели непродолжительный эффект.

Информационный ЭОР.

 http://fcior.edu.ru/card/7672/praktika-sssr-v-1953-1964-godah.html

Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы

Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР

2

Работа с содержанием модуля

Задание:

1.  Выясните основные причины реформирования, исследовав материалы ЭОР и учебника

2. Познакомьтесь с преобразованиями в области экономики

3. Выясните последствия преобразований





Выполнение заданий и формулирование вопросов учителю по заданиям

Составить план-схему урока и дать определение понятиям:

- научно-техническая революция;

- экстенсивный путь развития;

- интенсификация;

- социальная напряженность

Отвечает на возникающие у учащихся вопросы.

Дает дополнительные задания учащимся в случае необходимости.

3

Проверка знаний

http://fcior.edu.ru/card/7672/praktika-sssr-v-1953-1964-godah.html

Представляют результаты: самоконтроль

Проверка результатов: контроль

4

Дифференцированная работа

http://fcior.edu.ru/card/21630/sssr-v-seredine-1950-1960-h-godov-ottepel.html

«Успешные» - выполняют дополнительное задание.

Допустившие ошибки – проверяют, исправляют, задают вопросы

Дает задание; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения

5.

Ответ на проблемный вопрос урока

Подведение итогов выполнения дополнительных заданий можно совместить с ответом на проблемный вопрос урока:

Делают выводы

Корректирует выводы

5.

Подведение итогов

Содержание выводов по занятию в целом:

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на результаты экономической политики Хрущёва

Фиксируют выводы урока

Подводит итоги урока



Предварительный просмотр:

Технологическая карта исследовательской работы по обществознанию на основе ЭОР.

Тема урока: Социальная психология. Психологические типы - теория Юнга.

№ п/п

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

1.

Ведение в исследовательскую работу

Информационные ЭОР http://fcior.edu.ru/card/14610/sociologiya-socialnaya-psihologiya-psihologicheskie-tipy-teoriya-yunga-i.html

ЭОР, содержащие оригинальные тексты, аналитические обзоры и др.

Знакомятся с информацией учителя

Информирование учащихся:

А) об особенностях исследовательской деятельности, его продукте;

Б) о тематике исследований  (мини-исследования);

В) алгоритме (этапах) действий, заданиях.

1. Выделить типы темпераментов и их признаки.

2. В чем суть теории Карла Юнга?

3.Выделить 8 типов личности и их характеристики.

А)  на основе изученного материала  заполнить таблицу.

Б) Определить свой тип  темперамента и тип личности, а также своего друга-одноклассника.

2.

Проведение мини-исследования (индивидуальное/групповое)

http://fcior.edu.ru/card/14610/sociologiya-socialnaya-psihologiya-psihologicheskie-tipy-teoriya-yunga-i.html

1. Выделить типы темпераментов и их признаки.

2. В чем суть теории Карла Юнга?

3.Выделить 8 типов личности и их характеристики.

4. На основе изученного заполнить таблицу и определить свой тип  темперамента и тип личности а также своего друга-одноклассника

Консультирование учащихся

3.

Представление и проверка исследовательского продукта

http://fcior.edu.ru/card/14610/sociologiya-socialnaya-psihologiya-psihologicheskie-tipy-teoriya-yunga-i.html

1.Ответы на вопросы урока.

2.Представление выполненной таблицы

Контроль знаний, проверка результатов исследования

4.

Подведение итогов

Выводы по исследовательской проблематике.

Фиксируют выводы

Учитель использует результаты исследования, проведённые психологом школы и сравнивает с результатами работы учащихся. Делает выводы



Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Рабство в Риме

ФИО Самойлова Лариса Ивановна

Место работы

г. Белгород, МБОУ СОШ №31

Должность

Учитель

Предмет

история, обществознание

Класс 5

Тема и номер урока в теме «Рабство в Риме» (1).

Базовый учебник

«История Древнего мира» А.А. Вигасин,

 Г.И. Годер

(М.: Просвещение, 2010)

  1. Цель  урока:

- ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;

- выяснить особенности  рабовладения и влияние его роста на развитие общества.

9. Задачи:

- обучающие: продолжить формирование умений работать с историческими источниками, ЭОР, объяснять основные понятия;

-развивающие: учащиеся должны уметь анализировать, сравнивать события и явления, давать им оценку, высказывать собственное суждение.

-воспитательные: воспитывать уважение к труду и свободе  других людей.  

  1. Тип урока: урок изучения нового материала (практикум).
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, выход в интернет, учебник «История Древнего мира».

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент урока

1

2

Формулирование заданий

Проблемный вопрос урока:

Какие особенности имело рабство в Риме?

Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР

Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы

В ходе урока учащиеся под руководством учителя составляют план урока и дают определение понятиям:

-имение;

-гладиатор;

-амфитеатр;

2

3

Работа с содержанием модуля

1 пункт модуля «Источники рабства в Риме» (тест, текст, иллюстрации)



Учитель даёт задание:

1.  Запишите в тетрадь проблемный вопрос урока.

2. Выполните первое задание модуля (тест), прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации  и составьте вопрос для одноклассников по содержанию теста, которое вызвало у вас затруднение, а также к тексту и картинкам.

3. Отвечает на возникающие у учащихся вопросы,

контролирует выполнение заданий.

1. Выполнение задания учителя

2. Формулирование вопросов:

- Кто в Риме не мог стать рабом?

- Почему городская беднота и разорившиеся крестьяне не могли стать рабами?

- Что способствовало распространению рабства?

3. Отвечают на вопросы одноклассников.

2. Делают запись в тетрадь (пункт плана).




10

4

Работа с содержанием модуля

2 и 3 пункты модуля «Использование труда рабов» (тест, текст, задание).

Учитель дает задание ознакомиться с использованием труда рабов; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения.

1. Работают с заданиями модуля.

2. Продолжают заполнять план урока.

5

5

Работа с учебником

Учитель даёт задание:

 1. Прочитать пункт учебника «Рабы в богатом доме» и дополнительный текст «Римские учёные о рабах».

2. Ответить на вопросы:

А) Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

Б) Почему рабы плохо трудились? Чем этот факт грозил Риму?

   

Учащиеся читают учебник и отвечают на вопросы.

10

6

Работа с содержанием модуля

Пункт 4 модуля «Положение рабов»

(задание, текст, иллюстрации).

Учитель даёт задание:

1. Выполнить задание модуля  (вписать пропущенные слова в текст.

2. Прочитать текст. 3.Рассмотреть коллекцию иллюстраций

Выполняют задания учителя.

Вносят новый пункт в план урока.

5

7

Работа с содержанием модуля

Пункт 5 модуля

игра «Гладиаторы»

(собрать изображение из фрагментов)

Учитель даёт задание:

1. Выполнить задание модуля.

Выполняют задания учителя.

Вносят новый пункт в план урока.

2

8.

Изучение вопроса «Гладиаторы»

Учитель заранее дал задание группе учащихся подготовить сообщение или презентацию. В ходе работы группы, учитель давал необходимые консультации и контролировал  выполнение.

1. Выступление группы  учащихся с презентацией или сообщением «Гладиаторы».

2. Учащиеся делают необходимые записи в тетради

(термины, понятия).

5

9

Формулирование выводов урока

Пункты «?» и «!» модуля.

1. Возвращение к ключевому вопросу:

Какие особенности имело рабство в Риме?

( Чем это грозило Риму?)

2. Корректировка ответов учащихся и подведение их к правильным выводам.

1. Формулирование учащимися выводов урока.

2.  Прочтение выводов, сделанных авторами модуля.

3. Запись кратких выводов в тетрадь.

4

10

Подведение итогов урока.

Учитель объясняет домашнее задание, выставляет оценки.

Учащиеся делают записи в дневниках (п.49, вопросы, рабочая тетрадь)

1

Итого:

45

Приложение к плану-конспекту урока

Рабство в Риме

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Рабство в Риме

5 класс. Модуль П-типа предназначен для закрепления знаний об античной цивилизации. Рассматриваются вопросы античной истории через призму исторических задач. Уделяется внимание основным датам и событиям. Модуль рекомендован для изучения истории на базовом уровне, в том числе учащимся, испытывающим затруднения в освоении предмета (детализированное изучение истории).

Тексты, иллюстрации, тест, игра.

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....