Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
методическая разработка (история) по теме
Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме «Внешняя политика России 18 века»
(1 четверть 18 века)
| ||||||||||||||||
№ п/п | Этап урока | Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР | ||||||||||||||
Содержание | Деятельность | Деятельность | ||||||||||||||
1 | Формулирование заданий | Проблемный вопрос урока: Покажите взаимосвязь внутренней и внешней политики этого периода. Информационный ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/21376/vneshnyaya-politika-pervoy-poloviny-xviii-veka.html
| Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы | Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР | ||||||||||||
2 | Работа с содержанием модуля | Задание: 1. Выделите основные направления внешней политики Петра I. 2. Дайте краткую характеристику основных направлений внутренней политики Петра I . (событий, достижений и т.п.). Для этого заполните таблицу:
| Выполнение заданий и формулирование вопросов учителю по заданиям | Отвечает на возникающие у учащихся вопросы. Дает дополнительные задания учащимся в случае необходимости. | ||||||||||||
3 | Проверка знаний | На основе заполненной таблицы учащиеся представляют общую характеристику итогов деятельности Петра I. | Представляют результаты: самоконтроль | Проверка результатов: контроль | ||||||||||||
4 | Дифференцированная работа | http://fcior.edu.ru/card/8206/vneshnyaya-politika-pervoy-poloviny-xviii-v.html | «Успешные» - выполняют дополнительное задание. Допустившие ошибки – проверяют, исправляют, задают вопросы | Дает задание; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения | ||||||||||||
5. | Ответ на проблемный вопрос урока | Подведение итогов выполнения дополнительных заданий можно совместить с ответом на проблемный вопрос урока: | Делают выводы | Корректирует выводы | ||||||||||||
5. | Подведение итогов | Содержание выводов по занятию в целом: Учитель еще раз обращает внимание учащихся на результаты политики Петра I и изменение статуса России. | Фиксируют выводы урока | Подводит итоги урока |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР
Тема урока: «Куликовская битва» (6 класс).
№ п/п | Этап урока | Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР | ||
Содержание | Деятельность | Деятельность | ||
1 | Введение | Информационные ЭОР
| Представляют результаты работы над опережающим заданием учителя: мини-сообщений «Личность Дмитрия Донского», «Золотая Орда накануне Куликовской битвы». | Контроль выполнения опережающего задания, обобщение выводов учащихся на основе модуля, который направлен на формирование знаний о борьбе русского народа против монгольского ига в 14 веке. |
2. | Организация самостоятельной работы на уроке | Практические ЭОР Куликовская битва. http://fcior.edu.ru/card/21626/kulikovskaya-bitva.html | Выполняют задания практикума Рассматриваются вопросы деятельности Дмитрия Донского и других московских князей, события Куликовской битвы. | Консультирование учащихся по вопросам, связанных с борьбой против монголо-татар. |
3 | Представление и проверка результатов самостоятельной работы | Презентация результатов выполнения практикума Контрольные ЭОР История России IX – XIVвв. (- татарское нашествие. Куликовская битва). http://fcior.edu.ru/card/26929/istoriya-rossii-9-14-veka.html Контроль. Объединение земель вокруг Москвы. http://fcior.edu.ru/card/12430/kontrol-obedinenie-zemel-vokrug-moskvy.html | Презентуют результаты: самоконтроль Выполнения тематических заданий по теме урока. | Проверка результатов: контроль выполнения тестовых заданий с подведением итогов. |
4 | Подведение итогов | Выводы по теме урока | Фиксируют вывод: «Начало объединения русских земель вокруг Москвы способствовало победе Руси над Золотой Ордой». | Делает выводы. |
Предварительный просмотр:
«Политическая система, её структура и сущность».
(план урока-лекции по обществознанию на основе ЭОР)
№ п/п | Этап урока | Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР |
1 | Введение | Деятельность учащихся: подготовка конспекта. Деятельность учителя:
«Какую роль играет политическая система в жизни общества?».
План:
материалах ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/13644/politologiya-politicheskaya-sistema-politicheskaya-sistema-ee-struktura-i-sushnost-i.html |
2 | Формулирование вопросов учащимися |
|
3 | Ответы на вопросы учащихся | |
4 | Вопросы и задания учителя: |
|
5 | Выполнение заданий учащимися | Деятельность учащихся: выполняют задания, результаты представляют учителю. Деятельность учителя: проверяет и комментирует ответы, дает дополнительные задания и вопросы. |
6 | Формулирование контрольного вопроса или задания | Контрольный вопрос урока: «Какую роль играет политическая система в жизни общества?». |
7 | Закрепление пройденного материала | Контрольное задание (контрольный ЭОР, выполняется всеми учащимися совместно). |
8 | Формулирование выводов урока | Возвращение к ключевому вопросу: Охарактеризуйте политическую систему современного Российского общества. Формулирование учащимися выводов урока. |
Предварительный просмотр:
Тема урока-семинара: «Политические партии» (9класс).
(Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся вне урока на примере ЭОР)
№ п/п | Этап урока | Содержание (указать ЭОР) | Вопросы к учащимся |
1. | Предварительная подготовка к семинару | Политические партии. http://fcior.edu.ru/card/28344/politicheskie-partii-i.html И История возникновения партий. http://fcior.edu.ru/card/6684/formirovanie-pervyh-politicheskih-partiy.html И | 1.Когда и в каких странах появились первые политические партии. 2.Какова цель возникновения партий? 3. Назовите первые российские партии, их состав и цели. 4. По каким признакам классифицируются партии? |
2. | Представление результатов работы по изучению тем семинара | Проблемный вопрос семинара: Как изменились основные положения партийных программ в современное время? Анализ сообщений учащихся по основным темам семинара. В ходе семинара поставлен вопрос о важности и необходимости существования политических партий. | 1.Рассмотрение вопросов по предварительной подготовке к семинару. 2. Подготовить вопросы к докладчикам. 3. Составить план-конспект выступлений учащихся. |
3. | Подведение итогов | Формулировка выводов урока в ходе ответа на проблемный вопрос. | В качестве домашнего задания учащимся предлагается составление таблицы «Направление деятельности современных политических партий». |
Предварительный просмотр:
Урок. «Человек как результат биологической и социальной эволюции»
(Образовательная траекторию на основе ЭОР)
Тема урока – «Человек как результат биологической и социальной эволюции»
Тип урока: изучения нового материала
Цель. Ознакомить с биологическими и социальными признаками человека.
Задачи:
- выделить особенности биологических признаков человека; - проанализировать роль социальных процессов, влияющих на формирование личности; |
- формировать умения делать самостоятельные выводы на основе использованных ЭОР;
- обратить внимание на активную роль человека в процессе социализации личности.
№ п/п | Название модуля | Тип модуля | Содержание деятельности |
1. | И Человек как творец и творение культуры. Человек как результат биологической эволюции. Дуализм человека – биологическое и социальное. http://fcior.edu.ru/card/15276/chelovek-kak-tvorec-i-tvorenie-kultury-chelovek-kak-rezultat-biologicheskoy-evolyucii-dualizm-chelov.html | И | Работа с ЭОР. Проанализировать материал по теме. Прийти к пониманию дуализма человека. |
2. | И | 1. Определить роль биологических свойств в формировании человека. 2. Выявить социальные признаки человека. 3. Что такое дуализм? 4. Повторить основные понятия и термины на основе словаря ЭОР. | |
3. | П | 1. Работа по заданиям ЭОР. | |
4. | К | Осуществление контроля на основе тестовых заданий. |
Предварительный просмотр:
9 класс. История
Урок. Экономика СССР в 1953-1964 г.г.
Тип урока: урок изучения нового материала (практикум).
Задачи урока:
- уяснить необходимость экономических реформ в стране,
- познакомиться с успехами отечественной экономики, науки и техники,
- обратить внимание на факторы, обусловившие этот непродолжительный подъем советской экономики.
– получить представления о последствиях преобразований
№ п/п | Этап урока | Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР | ||
Содержание | Деятельность | Деятельность | ||
1 | Формулирование заданий | Проблемный вопрос урока: Почему реформы Н.С. Хрущёва имели непродолжительный эффект. Информационный ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/7672/praktika-sssr-v-1953-1964-godah.html | Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы | Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР |
2 | Работа с содержанием модуля | Задание: 1. Выясните основные причины реформирования, исследовав материалы ЭОР и учебника 2. Познакомьтесь с преобразованиями в области экономики 3. Выясните последствия преобразований | Выполнение заданий и формулирование вопросов учителю по заданиям Составить план-схему урока и дать определение понятиям: - научно-техническая революция; - экстенсивный путь развития; - интенсификация; - социальная напряженность | Отвечает на возникающие у учащихся вопросы. Дает дополнительные задания учащимся в случае необходимости. |
3 | Проверка знаний | http://fcior.edu.ru/card/7672/praktika-sssr-v-1953-1964-godah.html | Представляют результаты: самоконтроль | Проверка результатов: контроль |
4 | Дифференцированная работа | http://fcior.edu.ru/card/21630/sssr-v-seredine-1950-1960-h-godov-ottepel.html | «Успешные» - выполняют дополнительное задание. Допустившие ошибки – проверяют, исправляют, задают вопросы | Дает задание; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения |
5. | Ответ на проблемный вопрос урока | Подведение итогов выполнения дополнительных заданий можно совместить с ответом на проблемный вопрос урока: | Делают выводы | Корректирует выводы |
5. | Подведение итогов | Содержание выводов по занятию в целом: Учитель еще раз обращает внимание учащихся на результаты экономической политики Хрущёва | Фиксируют выводы урока | Подводит итоги урока |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта исследовательской работы по обществознанию на основе ЭОР.
Тема урока: Социальная психология. Психологические типы - теория Юнга.
№ п/п | Этап урока | Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР | ||
Содержание | Деятельность | Деятельность | ||
1. | Ведение в исследовательскую работу | Информационные ЭОР http://fcior.edu.ru/card/14610/sociologiya-socialnaya-psihologiya-psihologicheskie-tipy-teoriya-yunga-i.html ЭОР, содержащие оригинальные тексты, аналитические обзоры и др. | Знакомятся с информацией учителя | Информирование учащихся: А) об особенностях исследовательской деятельности, его продукте; Б) о тематике исследований (мини-исследования); В) алгоритме (этапах) действий, заданиях. 1. Выделить типы темпераментов и их признаки. 2. В чем суть теории Карла Юнга? 3.Выделить 8 типов личности и их характеристики. А) на основе изученного материала заполнить таблицу. Б) Определить свой тип темперамента и тип личности, а также своего друга-одноклассника. |
2. | Проведение мини-исследования (индивидуальное/групповое) | 1. Выделить типы темпераментов и их признаки. 2. В чем суть теории Карла Юнга? 3.Выделить 8 типов личности и их характеристики. 4. На основе изученного заполнить таблицу и определить свой тип темперамента и тип личности а также своего друга-одноклассника | Консультирование учащихся | |
3. | Представление и проверка исследовательского продукта | 1.Ответы на вопросы урока. 2.Представление выполненной таблицы | Контроль знаний, проверка результатов исследования | |
4. | Подведение итогов | Выводы по исследовательской проблематике. | Фиксируют выводы | Учитель использует результаты исследования, проведённые психологом школы и сравнивает с результатами работы учащихся. Делает выводы |
Предварительный просмотр:
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Рабство в Риме
ФИО Самойлова Лариса Ивановна | ||
Место работы г. Белгород, МБОУ СОШ №31 | ||
Должность Учитель | ||
Предмет история, обществознание | ||
Класс 5 | ||
Тема и номер урока в теме «Рабство в Риме» (1). | ||
Базовый учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер (М.: Просвещение, 2010) |
- Цель урока:
- ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
- выяснить особенности рабовладения и влияние его роста на развитие общества.
9. Задачи:
- обучающие: продолжить формирование умений работать с историческими источниками, ЭОР, объяснять основные понятия;
-развивающие: учащиеся должны уметь анализировать, сравнивать события и явления, давать им оценку, высказывать собственное суждение.
-воспитательные: воспитывать уважение к труду и свободе других людей.
- Тип урока: урок изучения нового материала (практикум).
- Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая.
- Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, выход в интернет, учебник «История Древнего мира».
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент урока | 1 | |||
2 | Формулирование заданий | Проблемный вопрос урока: Какие особенности имело рабство в Риме? | Учитель объявляет тему урока и инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР | Знакомятся с содержанием модуля, задают конкретизирующие вопросы В ходе урока учащиеся под руководством учителя составляют план урока и дают определение понятиям: -имение; -гладиатор; -амфитеатр; | 2 |
3 | Работа с содержанием модуля | 1 пункт модуля «Источники рабства в Риме» (тест, текст, иллюстрации) | Учитель даёт задание: 1. Запишите в тетрадь проблемный вопрос урока. 2. Выполните первое задание модуля (тест), прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации и составьте вопрос для одноклассников по содержанию теста, которое вызвало у вас затруднение, а также к тексту и картинкам. 3. Отвечает на возникающие у учащихся вопросы, контролирует выполнение заданий. | 1. Выполнение задания учителя 2. Формулирование вопросов: - Кто в Риме не мог стать рабом? - Почему городская беднота и разорившиеся крестьяне не могли стать рабами? - Что способствовало распространению рабства? 3. Отвечают на вопросы одноклассников. 2. Делают запись в тетрадь (пункт плана). | 10 |
4 | Работа с содержанием модуля | 2 и 3 пункты модуля «Использование труда рабов» (тест, текст, задание). | Учитель дает задание ознакомиться с использованием труда рабов; указывает на ошибки и предлагает способы их устранения. | 1. Работают с заданиями модуля. 2. Продолжают заполнять план урока. | 5 |
5 | Работа с учебником | Учитель даёт задание: 1. Прочитать пункт учебника «Рабы в богатом доме» и дополнительный текст «Римские учёные о рабах». 2. Ответить на вопросы: А) Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Б) Почему рабы плохо трудились? Чем этот факт грозил Риму?
| Учащиеся читают учебник и отвечают на вопросы. | 10 | |
6 | Работа с содержанием модуля | Пункт 4 модуля «Положение рабов» (задание, текст, иллюстрации). | Учитель даёт задание: 1. Выполнить задание модуля (вписать пропущенные слова в текст. 2. Прочитать текст. 3.Рассмотреть коллекцию иллюстраций | Выполняют задания учителя. Вносят новый пункт в план урока. | 5 |
7 | Работа с содержанием модуля | Пункт 5 модуля игра «Гладиаторы» (собрать изображение из фрагментов) | Учитель даёт задание: 1. Выполнить задание модуля. | Выполняют задания учителя. Вносят новый пункт в план урока. | 2 |
8. | Изучение вопроса «Гладиаторы» | Учитель заранее дал задание группе учащихся подготовить сообщение или презентацию. В ходе работы группы, учитель давал необходимые консультации и контролировал выполнение. | 1. Выступление группы учащихся с презентацией или сообщением «Гладиаторы». 2. Учащиеся делают необходимые записи в тетради (термины, понятия). | 5 | |
9 | Формулирование выводов урока | Пункты «?» и «!» модуля. | 1. Возвращение к ключевому вопросу: Какие особенности имело рабство в Риме? ( Чем это грозило Риму?) 2. Корректировка ответов учащихся и подведение их к правильным выводам. | 1. Формулирование учащимися выводов урока. 2. Прочтение выводов, сделанных авторами модуля. 3. Запись кратких выводов в тетрадь. | 4 |
10 | Подведение итогов урока. | Учитель объясняет домашнее задание, выставляет оценки. | Учащиеся делают записи в дневниках (п.49, вопросы, рабочая тетрадь) | 1 | |
Итого: | 45 |
Приложение к плану-конспекту урока
Рабство в Риме
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Рабство в Риме | 5 класс. Модуль П-типа предназначен для закрепления знаний об античной цивилизации. Рассматриваются вопросы античной истории через призму исторических задач. Уделяется внимание основным датам и событиям. Модуль рекомендован для изучения истории на базовом уровне, в том числе учащимся, испытывающим затруднения в освоении предмета (детализированное изучение истории). | Тексты, иллюстрации, тест, игра. | http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....