Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал на тему
В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование УУД | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VI вида № 20
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: учитель-дефектолог
Парамонова С.А.
Москва 2014 г.
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.
К.Ушинский
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» были разработаны новые образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования.
В Институте коррекционной педагогики была разработана Концепция ФГОС детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время Проект Концепции ФГОС для детей с ОВЗ одобрен на научно-практических конференциях, общественных слушаниях. Последняя его редакция от 13 декабря 2013 года. В настоящее время авторы концепции осуществляют доработку текста с учетом замечаний и пожеланий, высказанных участниками общественных обсуждений. Министерству образования рекомендовано принять ФГОС и внедрить его в практику.
Наше учреждение реализует общеобразовательные программы в условиях внедрения ФГОС НОО и ФГОС основного общего образования. Реализация ФГОС предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.
Хочу представить свой опыт коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС.
В моем выступлении будут представлены коррекционно-развивающие задания и упражнения, направленные на формирование метапредметных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных – как основы овладения учеником умением учиться.
Важной задачей по реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Система коррекционной работы по формированию УУД включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений. Разработана классификация заданий, направленных на развитие высших психических функций и формирования УУД.
Коррекционно-развивающие упражнения и задания
Коррекционно-развивающие задания | Психические процессы | Учебные предметы | Универсальные учебные действия |
«Закономерности» «Продолжи ряд» | Развитие операций анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти. | Математика, окружающий мир | Познавательные: логические универсальные действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, контроль. |
«Зрительный диктант» | Развитие зрительной памяти и внимания | Математика, ИЗО, технология | Познавательные: логические универсальные действия, постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль, коррекция, целеполагание. |
«Самый внимательный» | Развитие устойчивости и концентрации внимания | Математика | Познавательные: логические универсальные действия, постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль, коррекция, целеполагание. |
«Коврики» | Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа, произвольного внимания | Математика | Познавательные: логические универсальные действия. Регулятивные: контроль. |
«Составь слова» | Отработка смысловых словообразовательных навыков и умений | Обучение грамоте, русский язык, литературное чтение. | Познавательные: логические универсальные действия, постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. Коммуникативные действия. |
Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В свое время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика»: «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нужную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...
Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В презентации освещены теоретические вопросы по формированию УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...
Формирование социально значимых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Об эффективности метода ситуационного тренинга...
Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности
Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных услови...