Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Платновская Елена Ивановна

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика  играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому,  целью моей работы с детьми является создание  и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию  УУД в курсе информатики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС в области информатики34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Платновская Елена Ивановна

МКОУ «Гимназия им. Горького А.М.» Москаленского района Омской области Российская Федерация

        «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета  «Информатика и ИКТ».

        Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика  играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому,  целью моей работы с детьми является создание  и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию  УУД в курсе информатики.  

Для формирования УУД  каждый ученик проходит следующий путь:

-вначале при изучении  учебного предмета формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

-учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

-далее изученное УУД включается в практику на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

-организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его практическое использование на уроках и во внеурочной деятельности.

Для того чтобы УУД могли быть сформированы   на достаточном уровне,  решаю следующие задачи:  

1. Анализирую содержание учебников и учебных пособий по курсу информатики с целью выявления их направленности на развитие УУД.

2. Осуществляю формирование УУД на основе системы задач, построенных по следующей схеме:

а) выделяю в системе УУД  действия,  в той или иной форме присущие всем видам УУД:  «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать»,  «прогнозировать» и пр;

б)  раскрываю основные виды информационной деятельности, которые осваиваются в курсе информатики (сбор, хранение, преобразование, передача информации, моделирование, управление) через названные виды действий.  

Выделенные УУД служат моделью для отбора системы задач, адаптированных к возрасту обучаемых. Разрабатываю систему задач, ориентированную на формирование УУД в виде конкретных форм действий,  раскрывающих ключевые понятия курса информатики. Далее экспериментально проверяю  сформированность УУД на основе предложенной системы задач, включая их  в практику урока, организую контроль и коррекцию.

        Таким образом, моя работа с учащимися строится по определенной схеме: сначала даю базовые теоретические знания, затем учащиеся на практике работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют практические, самостоятельные работы,  творческие мини проекты и исследования. Работа организуется групповая, парная, индивидуальная.

 На своих уроках использую как традиционные методы обучения, так и активные методы обучения, позволяющие создать условия для активной деятельности учащихся. Для определения уровня сформированности УУД при выполнении разных типов упражнений отслеживаю качество их выполнения, фиксируя процент выполнения задания и определяю уровень сформированности.

Уровни сформированности: 93-100 % - высокий; 65 – 92% - достаточный; 35-64% -средний; 0-34 % - низкий уровень сформированности (недостаточный).

Систематическое отслеживание  достижений детей позволяет мне  судить об уровне сформированности конкретного УУД  у каждого ученика и класса в целом, что позволяет отследить эффективность программы формирования УУД и своевременно внести коррективы в педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Портфолио - одна из форм оценки ученика по требованиям ФГОС НОО.  В статье  автор делится опытом  оценки УУД у школьников с позиции ученика, учителя, администрации....

Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения математике

Описание опыта применения на уроках математики современных средств, способствующих  формированию УУД....

Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....

Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка

Выступление на РМО учителей английского языка по теме Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка...

«Формирование универсальных учебных действий по географии средствами открытых образовательных модульных мультимедиа систем – ОМС»

Сегодняшнему выпускнику важно не столько сформировать предметные результаты, сколько развить универсальные учебные действия и личностные результаты.  Именно с этой целью я активно использую в сво...