Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ
методическая разработка (информатика и икт) по теме
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому, целью моей работы с детьми является создание и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию УУД в курсе информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС в области информатики | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Платновская Елена Ивановна
МКОУ «Гимназия им. Горького А.М.» Москаленского района Омской области Российская Федерация
«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ».
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому, целью моей работы с детьми является создание и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию УУД в курсе информатики.
Для формирования УУД каждый ученик проходит следующий путь:
-вначале при изучении учебного предмета формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
-учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
-далее изученное УУД включается в практику на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
-организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его практическое использование на уроках и во внеурочной деятельности.
Для того чтобы УУД могли быть сформированы на достаточном уровне, решаю следующие задачи:
1. Анализирую содержание учебников и учебных пособий по курсу информатики с целью выявления их направленности на развитие УУД.
2. Осуществляю формирование УУД на основе системы задач, построенных по следующей схеме:
а) выделяю в системе УУД действия, в той или иной форме присущие всем видам УУД: «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать», «прогнозировать» и пр;
б) раскрываю основные виды информационной деятельности, которые осваиваются в курсе информатики (сбор, хранение, преобразование, передача информации, моделирование, управление) через названные виды действий.
Выделенные УУД служат моделью для отбора системы задач, адаптированных к возрасту обучаемых. Разрабатываю систему задач, ориентированную на формирование УУД в виде конкретных форм действий, раскрывающих ключевые понятия курса информатики. Далее экспериментально проверяю сформированность УУД на основе предложенной системы задач, включая их в практику урока, организую контроль и коррекцию.
Таким образом, моя работа с учащимися строится по определенной схеме: сначала даю базовые теоретические знания, затем учащиеся на практике работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют практические, самостоятельные работы, творческие мини проекты и исследования. Работа организуется групповая, парная, индивидуальная.
На своих уроках использую как традиционные методы обучения, так и активные методы обучения, позволяющие создать условия для активной деятельности учащихся. Для определения уровня сформированности УУД при выполнении разных типов упражнений отслеживаю качество их выполнения, фиксируя процент выполнения задания и определяю уровень сформированности.
Уровни сформированности: 93-100 % - высокий; 65 – 92% - достаточный; 35-64% -средний; 0-34 % - низкий уровень сформированности (недостаточный).
Систематическое отслеживание достижений детей позволяет мне судить об уровне сформированности конкретного УУД у каждого ученика и класса в целом, что позволяет отследить эффективность программы формирования УУД и своевременно внести коррективы в педагогическую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Портфолио - одна из форм оценки ученика по требованиям ФГОС НОО. В статье автор делится опытом оценки УУД у школьников с позиции ученика, учителя, администрации....
Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения математике
Описание опыта применения на уроках математики современных средств, способствующих формированию УУД....
Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....
Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка
Выступление на РМО учителей английского языка по теме Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка...
«Формирование универсальных учебных действий по географии средствами открытых образовательных модульных мультимедиа систем – ОМС»
Сегодняшнему выпускнику важно не столько сформировать предметные результаты, сколько развить универсальные учебные действия и личностные результаты. Именно с этой целью я активно использую в сво...