Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).
статья по теме
В статье рассказано об опыте работы учителей литературы в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
В поисках новых путей ( из опыта работы методического объединения).
Одной из главных задач работы школы в современных условиях является повышение качества знаний обучающихся. Учителям литературы в связи с этим предстоит решить многие проблемы, связанные с литературным образованием, развитием и воспитанием подрастающего поколения. Задача методических объединений учителей литературы – включиться в поиски новых, наиболее эффективных приемов и методов преподавания, разработку нестандартных форм проведения уроков. У нас сложилась традиция осмысливать в конце учебного года итоги сделанного, вскрывать слабые стороны в литературном образовании и развитии обучающихся, делать выводы и намечать дальнейшую работу с учетом недостатков и упущений. В своей работе мы стараемся следовать мудрому совету В.А.Сухомлинского – беречь «детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний». Так, в прошлом учебном году наше методическое объединение работало над проблемой нестандартного урока. Основным направлением работы учителей стали поиски необычных форм проведения уроков, которые бы увлекли ребят, побудили к самообразованию, заставили потянуться к тексту художественного произведения, создали такую ситуацию, при которой каждому ученику захотелось бы высказать свою точку зрения.
На одном из заседаний МО присутствующими было одобрено использование на уроках литературы индивидуальных и групповых опережающих заданий. Такая форма работы прививает интерес к предмету, дает возможность нашим воспитанникам раскрыть свои индивидуальные способности, постичь радость успеха в труде. К уроку внеклассного чтения в 5 классе «Мир родной природы в поэзии, музыке, живописи» опережающее задание получили 4 группы учеников. Каждая из них должна была представить определенное время года. Как это сделать, учитель предоставил право решить самостоятельно. Каждому нашлось дело. Те ребята, которые хорошо рисуют, приготовили иллюстрации к понравившимся произведениям. Кто любит декламировать, выучили наизусть и прочитали стихи. Юные литературоведы сравнили, как одно и то же время года изображается различными авторами. Любители живописи приготовили интересные выставки картин. Прозвучал на этом уроке и рассказ юных музыкантов о цикле «Времена года» П.И.Чайковского. Пятиклассники увидели, как при помощи разных выразительных средств поэты, художники и композиторы передают общие настроения, чувства, раздумья.
Большое внимание уделяло МО освоению методике проведения лекционных, семинарских занятий, диспутов, конференций. Одно из заседаний МО мы провели в форме семинарского занятия по теме:»Активные формы обучения, их роль в интерсификации учено-воспитательного процесса». Входе семинара были обсуждены следующие вопросы:
- Роль и место лекции в системе уроков по литературе в старших классах. Методика ее проведения.
- Значение активных форм урока в расширении работы старшеклассников по самообразованию.
- Роль диспутов, конференций в формировании творчески мыслящей личности.
Обсуждая практическую работу по внедрению активных форм урока в практику преподавания литературы, члены МО пришли к выводу, что в результате подготовки к таким урокам у учеников повышается интерес к тексту художественного произведения, возникает потребность в работе с книгами литературоведческого характера, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, развивается речь. Очень ценно, что готовясь к конференции, семинару, ученики используют краеведческий материал, встречаются со знатными людьми города.
В практической работе МО нашей школы использует различные формы и методы. Считаем, что с большой пользой для учителей проходят открытые заседания МО. Так, на заседание МО рассматривался вопрос о состоянии преподавания литературы по программе Бунеевых. Обсуждался вопрос о преемственности с начальной школой. Положительно были оценены методика работы с наглядно- иллюстративным материалом, использование игровых ситуаций, кропотливая работа по совершенствованию техники чтения и развития речи учеников.
Поиски новых путей в работе МО дают свои положительные результаты. Творческий подход к работе заметно сказывается на росте методического уровня учителей, а это, в свою очередь, отражается на качестве знаний учеников. Мы с удовольствием отмечаем, что у наших воспитанников значительно повысился интерес к тексту художественного произведения, появилась потребность к самообразованию, связной, логически последовательной стала речь, обоснованными ответы на вопросы на уроке. Это еще и актуально потому, что нас ожидает новая форма сдачи экзаменов в 11классе (сочинение). Ученики в своих работах должны будут обнаружить самостоятельный подход в раскрытии темы, глубина ее осмысления.
Но проблемы литературного образования, развития и воспитания учеников нашим МО решены далеко не все. Нам и в дальнейшем предстоит большая работа по улучшению качества знаний учеников, развитию их творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области
Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год...
Статья по теме "В поисках новых путей" ( из опыта работы методического объединения).
В статье рассказано об опыте работы учителей литературы в средней школе...
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....

Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка
Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка...

Обобщение опыта работы методического объединения учителей французского языка как второго иностранного ГОУ Гимназии № 63 Калининского района Санкт-Петербурга
В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей гимназии 63 г. Санкт-Петербурга....

Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....