Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка
статья на тему
Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_mo.docx | 316.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы методического объединения
учителей
английского языка
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра…»
Джон Дьюи
Новое содержание образования – это не свод знаний,
а прежде всего организация образовательного процесса
на основе системно – деятельностного подхода.
Александр Кондаков
Методическое объединение учителей английского языка МБОУ СОШ
№ 16 пгт Ильского является объединением из 4 педагогов, два из которых являются молодыми специалистами и работают в школе с сентября этого года.
Средний возраст учителя в нашей школе составляет приблизительно
40 - 45 лет, средний возраст же учителей английского языка составляет
28 лет. Это пора творческого, интеллектуального и профессионального развития педагога. К чему мы и стремимся. Руководителем методического объединения является молодой и перспективный специалист Яруллина Диляра Рашитовна, которая в 2013-2014 учебном году стала победителем краевого конкурса «Мой мультимедийный урок» и призёром муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года».
В основном учителя работают по УМК «Английский язык», авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, О.В. Стрельникова, владеют технологиями проектно-исследовательской деятельности и дифференцированного обучения, успешно реализуют в практике работы здоровьесберегающие технологии, осваивают информационные технологии и методику проблемного и модульного обучения.
Сегодня возрастают и быстро меняются требования к результатам образования, актуальна оперативная, гибкая система продуктивного взаимодействия учителей. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед школой.
В связи с этим возрастает роль методических объединений, которые имеют большие возможности для повышения профессионального уровня, совершенствования педагогического мастерства, обобщения и распространения опыта учителей по использованию современных педагогических и информационных технологий.
В обучении взрослых, в нашем случае педагогов, важен выбор подхода к проведению и форме методических мероприятий, в основе которых лежит деятельностный подход. Работа методического объединения отличается разнообразными формами деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные). А именно деловые игры, «мозговые штурмы», открытые уроки, их предварительное совместное проектирование с последующим самоанализом, индивидуальные и групповые консультации.
«Мозговые штурмы», которые проводятся еженедельно, помогают молодым учителям, работающим в школе с этого года, избегать ряд сложностей и находить пути решения проблем образовательного и воспитательного характера.
Учителями был составлен график взаимопосещаемости уроков на I полугодие, при помощи которого учителя могут демонстрировать владение различными технологиями, применяемыми на уроках английского языка, и делиться ими.
№ | ФИО учителя | Дата | Тема, класс |
1 | Яруллина Диляра Рашитовна | 10.11 | 6Б, Дом. Устройство британских домов |
2 | Яруллина Диляра Рашитовна | 17.11 | 5А, Помощь школьников твоей школы. Досуг. Настоящее совершенное время. |
3 | Бухольцева Ольга Евгеньевна | 21.11 | 3А, Моя семья в выходные. Простое настоящее время. |
4 | Бухольцева Ольга Евгеньевна | 15.12 | 5А, Любимые занятия твоей семьи на отдыхе. |
5 | Торкай Юлия Евгеньевна | 05.12 | 3 класс, Новый год в России и в странах изучаемого языка |
6 | Торкай Юлия Евгеньевна | 24.11. | 5б, Школьная пресса. |
7 | Змановская Елена Владимировна | 28.11 | 3 класс, Рождество в Американской семье. Неправильные глаголы |
8 | Змановская Елена Владимировна | 23.12. | 3 класс, Как празднуют день рождения американские дети. |
Кроме того, педагоги Яруллина Д.Р. и Бухольцева О.Е. в этом учебном году примут участие в районных мастер-классах, где продемонстрируют использование современных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Требования, предъявляемые учителю в наступившем столетии, отличаются, прежде всего, наличием у педагогов ключевых компетенций, отражающих, с одной стороны, качество педагогического образования, а с другой – конкурентоспособность педагога на рынке труда. Так как заказчиком образовательных услуг сегодня является не только государство, но и родители, дети, то и требования к педагогу должны отражать интересы всех участников образовательного процесса. Согласно стратегическим стандартам второго поколения, современному учителю необходимо отказаться от «знаниевой» парадигмы образования и перейти к его новому содержательному аспекту, ориентированному на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащегося. В методической работе нашего объединения мы стараемся обеспечивать непрерывность образования и самообразования личности учителя в течение всей жизнедеятельности и профессионализма педагога.
Такие профессиональные качества, как творческий потенциал, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, самостоятельность, готовность к принятию решений, способность к саморазвитию, коммуникативность, составляют основную характеристику педагогов нашего методического объединения. То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала.
Объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек". Поэтому очень важно учитывать и личностные качества педагога. Учителя нашего методического объединения, понимая важность личностного развития, активно включаются во все мероприятия, направленные на развитие имеющегося потенциала.
Они активно сотрудничают с фондом «Интеркультура», занимающимся программами обмена иностранных школьников. Принимают участие в школьных и муниципальных конкурсах. Совершают паломнические поездки с коллективом школы, тем самым духовно и нравственно обогащая свой опыт.
В психологии педагогической деятельности могут возникнуть следующие проблемы:
1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
2. Проблема профессионализма учителя.
3. Проблема психологической подготовки учителя.
4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
5. Проблема повышения квалификации учителей и др.
Этих проблем удается избегать, благодаря чёткой организации системы работы методического объединения. Это в первую очередь ежегодный анализ работы и выявление проблем, и обоснование перспектив развития. Во-вторых, составление плана работы должно идти от педагогов, что обеспечивает дальнейшую мотивацию на реализацию этого плана. В-третьих, сетевое взаимодействие нашего методического объединения, как в рамках школы, так и муниципального методического объединения.
Благодаря, спланированной системе повышения квалификации, которую обеспечивает администрация школы, педагоги своевременно проходят курсы переподготовки в ККИД ППО.
В темах выступлений на семинарах, заседаниях МО, в самоанализе мы обязательно предусматриваем вопросы психологической подготовки. Во-первых, вопросы, ориентированные на расширение границ, интеграцию и развитие у педагогов компонентов психологической грамотности (самовосприятия, самопознания, саморегуляции, самопонимания). Во-вторых, вопросы психологической компетентности (теоретической, коммуникативной, исследовательской). Здоровый образ жизни, опыт эффективной самодеятельности и саморазвития, опыт эффективной коммуникации, высокий уровень профессионализма, самосовершенствование - третий вопрос, направленный на развитие и совершенствование собственно психологической культуры через насыщение ее внутриличностных и межличностных обобщенных компонентов. Таким образом, работа методического объединения, должна способствовать формированию у педагогов общей психологической культуры.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: целенаправленность, мотивированность, предметность. Педагогические умения учителя должны соответствовать разным позициям. В педагогической деятельности, методической, исследовательской, организаторской. Поэтому важно так построить методическую работу, чтобы охватить в равной степени все эти позиции, но в то же время сработать эффективно, без перегрузки. Нами была разработана структура, которая, на наш взгляд позволяет чётко организовать педагогическую деятельность.
По нашему мнению, очень важен стиль педагогической деятельности. Под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам.-+
Наше методическое объединение придерживается демократический стиль общения с детьми, который позволяет создавать на уроках более комфортную атмосферу, что немаловажно при изучении английского языка и особенно при развитии коммуникативной компетенции учащихся.
Наши педагоги понимают, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Наше методическое объединение постоянно работает над разработкой путей и средств, связи образования с жизнью, подготовки выпускников, способных успешно интегрироваться в социум. Сегодня недостаточно вооружить обучающихся хорошими знаниями, умениями, необходимо развивать собственно личностные качества, которые, позволяют человеку успешно социализироваться. С этой целью в образовании востребовано профильное обучение, компетентностный подход, личностно-развивающее обучение. Нашими задачей мы видим - следовать логике развития универсальных учебных действий, помогающих ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, то есть следовать формуле: от действия – к мысли.
Основные идеи, которыми руководствуется наше методическое объединение в своей работе:
1. Укрепление и рост профессионализма педагога, что становится особенно актуальным в переходный период образовательной реформы. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителя стараются перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции.
2.Осуществление интегрированного подхода к обучению ИЯ. Использование в обучении социокультурного компонента. Знакомство учащихся с историческими, культурными, экономическими реалиями России и стран изучаемого языка. Содействие формированию гражданской позиции уч-ся и развитие идейно-нравственной личности школьника через внедрение новых УМК, компьютерных программ.
3.Разработка и проведение уроков по иностранному языку с использованием ИКТ.
4.Ознакомление и внедрение новых методик изучения иностранного языка. Обеспечение авторитета школы, поддержание интереса к предмету.
5.Развитие навыков и умений уч-ся самостоятельного изучения языка, обучение учащихся технологии самообучения.
6. Мотивация учащихся к изучению английского языка через развитие их творческих способностей.
Актуальностью работы нашего методического объединения мы считаем нашу деятельность, направленную на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка путём развития их творческих способностей через организацию различных мероприятий, требующих от детей проявления их творческого потенциала. Также одним из способов повышения мотивации является сотрудничество с фондом «Интеркультура», который занимается программами обмена школьников. Посредством такого рода сотрудничества на базе школы устраиваются различные мероприятия и встречи наших учащихся со школьниками других стран, на которых проходят различные дискуссии, круглые столы интервью, где учителя помогают учащимся развивать их коммуникативные компетенции.
Так, в феврале 2014г. в нашей школе методическим объединением учителей английского языка впервые был проведен конкурс «I love English», участие в котором принимали учащиеся 2-11 классов и иностранные школьники. Учителя и дети с удовольствием готовились к конкурсу, репетиции проходили в урочное и внеурочное время. На конкурсе представляли не только творческие сценки, песни и стихи, но и стенгазеты страноведческого характера, где была дана информация о странах изучаемого языка.
В конце учебного года, на последних уроках учителями были проведены брей-ринги / викторины, в том числе между классами одной параллели, где учащиеся продемонстрировали свои полученные за этот год знания, что также мотивировало их.
В сентябре этого учебного года был проведен «День межкультурного диалога», участие в котором приняли учащиеся всех классов и приглашенные иностранные школьники. В результате проведения школа получила международный сертификат.
От профессионализма учителя зависит качество образовательных услуг учреждения и, конечно, его статус. Поэтому учителям необходимо постоянно развиваться. В прошлом году 2 учителя нашего методического объединения прошли курсы повышения квалификации на базе ККИД ППО, и в этом году два новых учителя также прошли эти курсы. Помимо курсов повышения квалификации, наше методическое объединение проводит районные семинары практической направленности на базе нашей школы, где молодые учителя могут задать интересующие их вопросы, касающиеся не только планирования уроков, но и воспитательной части работы учителя.
Наше методическое объединение отличается своей активностью, жизнерадостностью и целеустремленностью, что вдохновляет учеников на покорение новых «вершин» в изучении английского языка. Так, например, в прошлом году всего 2 детей участвовало в заочных курсах «Юниор», которые, к сожалению, не дошли до конца. В этом же году, в заочных курсах «Юниор» принимают участие 4 человек 5 классов, которые успешно прошли I тур, набрав 26 баллов из 29 – 2 человека и 29 баллов из 29 -2 человека. Итоги олимпиады проведения также порадовали наше методическое объединение – в прошлом году в школьном этапе олимпиады участвовало 20 человек из всей школы, из которых 2 учащихся приняли участие в муниципальном этапе, и только одна из них стала призёром муниципального этапа олимпиады по английскому языку. В этом же году в школьном этапе олимпиады приняли участие 20 человек, которые показали следующие результаты:
- 2 победителя и 4 призёра среди 5-6 классов;
- 3 призёра среди 7-8 классов;
- 1призёр среди 9 классов.
В муниципальном этапе приняли участие 2 учащихся нашей школы, которые обе стали призёрами, причём одна из этих учащихся, являясь ученицей 5 класса, выполняла олимпиаду для 7-8 классов.
Проведя анализ методической работы за прошлый год, мы выявили ряд проблем, над которым уже начали успешно работать в этом учебном году:
- Низкая активность учителей и учащихся в участии олимпиадного движения;
Учебный год | Кол-во участников школьного этапа Всероссийской олимпиады | Кол-во участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады | Кол-во победителей и призёров школьного этапа Всероссийской олимпиады | Кол-во победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады |
2013-2014 | 20 чел | 1 чел | 3 чел | 0 чел |
2014-2015 | 20 чел | 2 чел | 10 чел | 2 чел |
- Недостаточно активное участие в учительских и ученических проектах и конкурсах различного уровня.
- Недостаточная работа учителей с детьми по выполнению заданий заочных курсов «Юниор».
Учебный год | Кол-во участников краевых заочных курсов «Юниор» |
2013-2014 | 2 чел |
2014-2015 | 5 чел |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей английского языка на 2012-2013 учебный год
В разработанном плане работы методического объединения названы мероприятия, сроки исполнения и ответственные учителя....
Анализ работы методического объединения учителей английского языка за 2012-2013 уч.г.
Анализ работы МО учителей английского языка....
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....
План работы методического объединения учителей английского языка
Представлен план работы методоъединения учителей английского языка....
Обобщение опыта работы методического объединения учителей французского языка как второго иностранного ГОУ Гимназии № 63 Калининского района Санкт-Петербурга
В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей гимназии 63 г. Санкт-Петербурга....
Анализ работы методического объединения учителей английского языка в 2015 - 2016 учебном году.
Анализ работы методического объединенияучителей английского языкав 2015 - 2016 учебном году....
План работы методического объединения учителей английского языка на 2016-2017учебный год.
План работы методического объединения учителей английского языкана 2016-2017учебный год....