Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Хотя распространение и тиражирование присуще самой инновации, как правило, та или иная инновационная практика достаточно автономна, самодостаточна и в силу этого замкнута. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
- коммуникационные - профессиональные события;
- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_dyhatelnoy_sistemy.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
"Гигиена дыхательной системы"
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины для сохранения здоровья человека.
Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать и представлять в занимательной форме самостоятельно отобранный материал.
Воспитательные: воспитывать валеологические аспекты в отношении самого себя, стремление к знаниям, общей культуре.
Применяя активные проблемно-поисковые методы обучения, экспериментальные задания, вопросы для размышления, развивать творческое мышление о вреде курения, познавательный интерес к проблеме влияния табачного дыма на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока
I. Организационный.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Вступительные слова учителя.
Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
-Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент? В хорошем образовании? В престижной работе? Карьере? Деньгах? Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни...
Кто-то стоит краткосрочные планы... Кто-то – планы на всю жизнь.. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью...
Дышать...
Представляете себе, если бы вы не могли дышать 39 секунд...
Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...
А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...
Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни...
«Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий». Этими словами начинается литературное произведение о дыхании.
- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?
Биологическое значение дыхания:
1.Обеспечение организма кислородом.
2.Удаление углекислого газа.
3.Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.
4.Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия, работающие ткани жадно поглощают кислород. При тяжелой работе потребление кислорода возрастает в 6 раз.
Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания, а как это сделать, мы сегодня и познакомимся на нашем уроке, а так же по ходу урока выведем правила гигиены дыхания, ведь тема урока «Гигиена дыхания».
Эпиграфом к нашему уроку, я выбрала слова : «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»
II. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.
1.Повторим, какие органы относятся к дыхательной системе человека
Задание 1.Укрась новогоднюю ёлку. Выбери шары с названиями частей дыхательной системы. (Интерактивное задание)
Для выведения правил гигиены дыхания вспомним строение некоторых органов дыхания.
Носовая полость. Слизистая оболочка носовой полости пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через нос. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку носовой полости. Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы.
Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий.
В какое время года длинный нос полезнее короткого?
Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб.
Какое первое правило гигиены дыхания можно записать? ( Дышать надо через нос)
Гортань. Гортань расположена в передней части шеи. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Важную роль играет особый хрящ – эластичный, гибкий надгортанник. Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Голосовые связки натянуты между хрящами. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. (слайд 6)Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.
При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низким голосом - складки более длинные и толстые, а с высоким – короткие и тонкие. В образовании голоса участвуют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо с маленьким язычком, глотка.
Как образуется звук?
Недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок.
Гортань переходит в трахею. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который, удаляет из органов дыхания пыль и другие инородные частицы. Слабое раздражение слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов вызывает кашель. В легких бронхи разветвляются. Концы мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков – альвеол.
Какое правило можно сформулировать? (При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком)
. Роль зеленых насаждений в охране окружающей среды
В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка. Воздушный бассейн города постоянно загрязняется отходами промышленного производства, выхлопными газами автомашин и пылью. Если сравнить городской воздух с воздушной атмосферой пригородной зоны, то в нем содержится значительно меньше кислорода, имеется повышенное количество бактерий и микробов.
Степень атмосферных загрязнений зависит от следующих природных факторов: направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха, рельефа местности и характера растительности.
Твердые частицы пыли, находясь во взвешенном состоянии и вступая во взаимодействие с водными парами, также насыщающими атмосферу, являются соединениями, вредно действующими на дыхательные органы человека. Сильная запыленность воздуха снижает освещенность земной поверхности и тем самым уменьшает количество полезных для человека ультрафиолетовых лучей солнца.
Гармоничное развитие человека невозможно без тесной связи с природой. Общение с природой служит мощным средством воспитания прекрасного, познания закономерности жизни. Общение с природой в значительной мере снижает эти нагрузки, давая разрядку человеческому организму.
Вредные газы в процессе транспирации поглощаются растениями, а твердые частицы аэрозолей оседают на листьях, стволах и ветвях растений.
Учитель Итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.
Необходимо проводить профилактические мероприятия против распространения вирусных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, например: грипп, туберкулез.
Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.
Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.
Кроме гриппа к воздушно-капельной инфекции относится также туберкулез. Туберкулез возникает при поражении человека туберкулезной палочкой. Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пылевой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палочка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом местах. Причина массового распространения туберкулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:
- Регулярные обследования населения.
- Поддержания чистоты в жилищах и на улице.
- Озеленение кварталов, очищающие воздух.
Учитель: Так как в воздухе, мы выяснили, содержится большое количество посторонних частиц и чтобы они не попадали в легкие и не вызывали различного рода заболевания, такие как туберкулез, пневмония, дифтерия, Природа снабдила нас мощным очистительным аппаратом. Каким?
-механическая очистка-кашель, чихание, реснички;
-химическая очистка – слизь;
-цитологическая очистка – альвеолярные микрофаги;
-иммунологическая очистка – с помощью антител.
- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
"Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).
Сообщение уч-ся.
Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).
Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.
Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Хочу привести высказывания некоторых выдающихся людей.
Писатель А. Дюма: "я отложил свою сигарету и поклялся. Что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".
Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голов".
Сообщение уч-ся.
Никотин является естественным компонентом табачных растений - это наркотик и сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их функций.
Смола – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды. Каждая частичка состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых присутствует множество летучих и полу-летучих соединений. Дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая оседает в дыхательных путях. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких. Они также снижают эффективность иммунной системы.
Угарный газ – это газ без цвета и запаха, присутствующий в высокой концентрации в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. В связи с этим повышенный уровень оксида углерода в легких и крови у курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что сказывается на функционировании всех тканей организма. Мозг и мышцы (включая сердечную) не могут действовать в полную силу без достаточного поступления кислорода. Сердце и легкие должны работать с большей нагрузкой для того, чтобы компенсировать снижение поступления кислорода в организм. Угарный газ также повреждает стенки артерий и увеличивает риск сужения коронарных сосудов, что может привести к сердечным приступам.
Цианистый водород или синильная кислота оказывает прямое пагубное воздействие на природный очистительный механизм легких через влияние на реснички бронхиального дерева. Повреждение этой очищающей системы может привести к накоплению токсичных веществ в легких, увеличивая вероятность развития болезни
Учитель: Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.
Вывод: Каждый вправе делать свой выбор, но прежде, чем его делать, подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму.
Так выглядят легкие курильщика. Как будут выглядеть твои органы решать тебе. Я призываю – любите себя,
Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.
Сделайте вывод сами немедля –
Курить человеку опасно и вредно.
Какие правила гигиены мы можем еще записать?
( Влажная уборка в помещение,Отказ от курения. Проветривание помещения,
Необходимо своевременное обращение к врачу. Укреплять свой организм.)
Предполагаемый ответ: курение, попадание инородных предметов в дыхательные пути, экологическое загрязнение атмосферы, вирусы, бактерии, аллергия на пыль, шерсть, пыльцу растений.
Учитель: Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей?
Ответы учащихся:
-бороться с загрязнением воздуха;
-чаще бывать за городом;
-отказ от курения;
-вести здоровый образ жизни.
Учитель: Все, что вы назвали сейчас - это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Какие выводы сделали для себя?
Заключение: Вы все сегодня замечательно потрудились. Учитывая, что впереди нас ждет праздник, я хотела бы предложить вам веселый новогодний конкурс для Дедов Морозов.
Как же еще можно определить настоящего Деда Мороза?
Только по его ледяному морозному дыханию.
Поэтому вызывайте из класса мальчиков. Количество 4-6 человек.
Положите перед ними снежинку, вырезанную из бумаги.
Каждый должен дунуть на снежинку так сильно, чтоб она улетела подальше.
Когда мальчики погонят потоком воздуха снежинки, вы говорите: «А на самом деле победит тот, чья снежинка ни куда не улетела. Это настоящий Дед мороз, его дыхание ледяное приморозило снежинку к столу». Новоиспеченный Дед мороз получает приз.
Чтобы еще лучше были ваши знания по данному вопросу и чтобы на следующем уроке вы удачно написали итоговую работу, домашнее задание: готовимся к итоговому уроку по теме “Дыхание”.
Написать проект “Как сохранить дыхательную систему?” Все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке и предыдущих, необходимо обобщить в данный проект. Спасибо за работу, здоровья всем.
__________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области
Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...
Анализ работы методического объединения учителей биологии, географии,истории, обществознания и химии МБОУ Жердевская СОШ №2 за 2011,2012 уч.год
Анализ работы методического объединения...
План работы методического объединения учителей биологии, географиии, истории, обществознания и химии на 2012/2013 учебный год
План работы методического объединения учителей химии и биологии...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год...
Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".
В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.
Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....
Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка
Описание опыта работы методического объединения учителей английского языка...
Комментарии
Светлана
Хороший материал для работы. Спасибо!!!