Сценарий практического семинара- тренинга для педагогов ««Смысловые барьеры во взаимоотношениях учитель – старшеклассник. Профилактика смысловых барьеров».»
методическая разработка по психологии

Семинар посвящен развитию навыка  конгруэнтной коммуникации при взаимодействии с учениками  у педагогов старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_so_starsheklassnikami_18.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Смысловые барьеры во взаимоотношениях учитель – старшеклассник. Профилактика смысловых барьеров».

Цель: развитие навыка  конгруэнтной коммуникации при взаимодействии с учениками  у педагогов старшей школы.

Задачи:

- Информирование учителей о возрастных особенностях старшеклассников;

- ознакомление участников  семинара с принципами  конгруэнтной коммуникации;

- овладение приемами эмпатического общения;

- развитие способности анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

План

1 Мотивационный этап.

Вводное слово о целях семинара, задаче и ее ходе ( используется презентация с примерно таким содержанием):

Цитаты – эпиграфы на слайде:

«Учителей нужно поощрять за то, что они пытаются понять и удовлетворить потребности своих учеников.

Детей нужно поощрять за то, что они пытаются понять мир вокруг себя и найти место в нем».

Современное   обучение и воспитание  базируются на имеющихся психологических знаниях о развитии ребенка, формировании его личности, особенностях взаимодействия с ним.  И все же учитель не всегда имеет возможность своевременно выявить причины различного рода трудностей в учебно-педагогической работе с учащимися, преодолеть отклонения в личностном развитии, урегулировать конфликтные отношения со школьниками. Полагаясь лишь на свой опыт и интуицию, педагоги часто оценивают свои взаимоотношения с учащимися без достаточного количества информации о нем, без понимания истинных мотивов их и собственных поступков и действий.  По всеобщему признанию, общение–это тот вид деятельности, где реализуются и развиваются коммуникативные способности не только учащегося, но и самого педагога. Речь, в первую очередь, идет о совершенствовании его психологической культуры. Эту цель и преследует наш семинар.

Ф Мазлиш писал в книге « Как говорить с детьми, чтобы они учились»:

« В моей идеальной вселенной все люди стараются помочь друг другу и отметить достижения друг друга. В такой ситуации каждый человек чувствует себя оцененным по достоинству».

Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

В процессе общения, как ученик, так и учитель одновременно являются и субъектом, передающим ту или иную информацию, и субъектом ее принимающим (распознающим).

Основными показателями передачи информации в сообщении являются точность (полнота) и осознанность (преднамеренность). Степень точности передаваемой и воспринятой информации может служить критерием эффективности процесса общения. Причиной неэффективности общения между учеником и учителем, в данном случае, является взаимное частичное или полное непонимание содержания сообщения, основанное:  

1) с одной стороны, на неумении точно и в полной мере донести до собеседника некую информацию, степень ее значимости и т.д.;

2) и с другой стороны, на неумении точно и в полной мере понять тот смысл, который вкладывает собеседник в свое сообщение.

Кроме степени точности информации важным показателем эффективного процесса передачи информации, , является степень осознания цели сообщения. Сообщение, организованное на профессиональном уровне предполагает, что перед тем, как учитель произносит что-либо, он должен ответить себе на вопросы: что, зачем и как. « Что я хочу сказать своему собеседнику (ученику или родителю)? Зачем мне это надо ему сказать, какой результат я хочу получить? Как мне лучше «донести» ему смысл сообщения?».

Кроме этого, передаваемая с помощью вербальных и невербальных средств информация воспринимается, интерпретируется, формируя и изменяя образ себя, другого (партнера по общению).  Поэтому осведомленность учителя о том, каким образом происходит познание в процессе общения, формирование представления о партнере по взаимодействию позволяет более адекватно формировать собственное представление об ученике, его знаниях, умениях, мотивах поведения, намерениях и т.д. С другой стороны, такая осведомленность позволяет в какой-то степени влиять на представления, складывающиеся у учеников об самом учителе.

 В ходе работы на семинаре мы будем совершенствовать коммуникативные навыки, способствующие устранению или недопущению возникновения смысловых барьеров во взаимоотношениях учитель – старшеклассник.

2 Разминка (актуализация чувств – мотивация на работу с ними и поиск выхода из негативной ситуаций )в форме «Да – Нет – Не знаю». Участники семинара передвигаются от табличек с этими ответами в зависимости от своего ответа на озвученные утверждения ( примерно, такие):

- Учитель замечает ошибки в поведении учеников.

- Невыполненное домашнее задание учеником меня сильно расстраивает.

- Ученик, прогуливающий мой урок, относится ко мне негативно.

- Меня раздражают старшеклассники, которые опаздывают на урок.

И т.п. В результате группа делиться на три подгруппы.

3 Информационный с элементами тренинга

В подгруппы раздается разный информационный материал:

1 – про принципы эмпатического общения,

2 – про стереотипы межличностного общения,

3 – ролевые позиции по Берну.

Задание для подгрупп: на основе текста сделать ёмкое сообщение для других групп. Продукт работы (на листе формата А2) – основные мысли, план – конспект - вывешивается на флип –чат.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ:

1. Стереотипы межличностного общения. Обвинитель. Человек уверен в своей правоте и воспринимает других как виновников всего того негативного, что происходит вокруг. Речь изобилует нападками на всех и вся, голос громкий, не терпящий возражений, мимика и жестикуляция в пристройке «сверху», мускулатура напряжена, мобилизация повышена.

Жертва. Человек как бы защищается от нападок обвинителя. Вся его поза, жесты, мимика и взгляды обозначают предельную подчиненность, униженность и вину. Такое может быть и в действительности, но мы не говорим об искреннем раскаянии, а о стереотипе поведения. Поэтому надев маску жертвы, человек, как правило, быстро от нее устает и почти неуловимо быстро сам превращается в обвинителя, адресуя партнеру уже свои упреки и обвинения. Такой переход и доказывает стереотипность, задетость и неискренность в мнимой жертве.

Компьютер. Человек недоволен своими отношениями с другими людьми и в один прекрасный момент решает, что все его переживания от того, что от якобы слишком чувствителен. Поэтому - решает этот человек - надо избегать переживаний и не принимать ничего близко к сердцу. Он выглядит напряженным, поскольку сильно озабочен тем, чтобы никак не проявить своих чувств по отношению к происходящему. Речь его выстроена нейтрально, ровно и безучастно, точно также выглядят и все его бессловесные действия.  

Флюгер. Человек недоволен своими взаимоотношениями с другими людьми, к тому де он его и сильно напуган  тем, что другие люди могут предпринять некоторые действия в отношении него, сулящие ему всяческие неприятности. Поэтому от старается свести к минимуму свои расхождения с другими людьми, соглашаясь с ними, поддакивая им, так как по его мнению, это ему только поможет. Тело напряжено, поза и пристройка «снизу», речь подобострастна, многословна и заискивающая. Как видно из приведенных характеристик, все основные стереотипы межличностного общения выделяются напряженной мускулатурой, следовательно частичной недееспособностью работы сознания. После общения подобного рода человек чувствует большую усталость, ощущает недовольство самим собой и другими, а также осознает, что в состоявшемся общении были упущены огромные возможности для самореализации. Нередко у человека создается впечатление, что это был не он, а кто-то другой, так разительно на него похожий. От этого настроение также не улучшается.

Все это свидетельствует в пользу утверждения о том, что стереотипы поведения в общении неплодотворны и неэффективны, особенно если они практикуются в процессе педагогического взаимодействия  и используются педагогом.

Учитель не имеет право быть в стереотипе, так как своим поведением он намеренно провоцирует учеников также находиться и действовать в соответствующем стереотипе для того, чтобы обезопасить себя от его негативных воздействий.

2. Социально-ролевое общение в учебно-педагогической деятельности. 

Социально-ролевое* общение сопровождает учебно-педагогическую деятельность.

Реализация принципов социально-ролевого общения  с учеником возможна через усвоение учителем способов эмпатического общения, так называемой конгруэнтной коммуникации [Карабанова О.А., 1990].  Система конгруэнтной коммуникации,  описанная Н.Г. Джайнотом, базируется на трех основных постулатах.

Во-первых, учителю во всех ситуациях важно стремиться поддерживать ростки позитивного в ученике, ни при каких обстоятельствах не ронять его достоинства, поддерживать позитивный образ «Я». Например, в высказывании «Ты пишешь грязно» делается акцент на негативном, что   формирует у ученика негативный образ «Я», а высказывание «Ты можешь писать чище, если захочешь» поддерживает позитивный образ «Я».

Во-вторых, сообщение, адресуемое ребенку всегда должно содержать информацию о происходящей ситуации, поступке ученика и его последствиях, но ни в коем случае не говорить о личности и характере самого ученика, избегая негативных личностных оценочных суждений. Высказывания учителя не должны содержать диагноза и прогноза  дальнейшей судьбы ученика. Важно соблюдение этого принципа при оценивании учебной деятельности. Похвала и порицание учебы не должны содержать готовых оценок, как правило, такие оценки не удовлетворяют самого ученика. Вместо оценок должно быть развернутое описание усилий, действий, их результатов и следствий, в то время как выводы и оценка должны быть предоставлены самому ученику. Например, высказывание «Ты плохо написал контрольную работу потому, что ты ленив и невнимателен, не знаешь правил, так ты никогда не получишь хорошей оценки» содержит негативные личностные оценки и, как правило, вызывает реакцию негативизма самого ученика, снижая его интерес к учебе «Если я ленив, то ничего и не буду делать». Корректное высказывание в данном случае «В контрольной работе два задания из пяти ты выполнил полностью, в этом номере ты допустил незначительную ошибку, если бы ты его внимательно проверил, то ее бы не было, а эти задания были на правило, которое мы прошли, но ты их не сделал».  Также при оценивании ученика никогда не нужно сравнивать его  деятельность и поведение с другими учениками, а только лишь с его же собственной учебой в прошлом и настоящем и  планировать положительную перспективу на будущее.  Например, такие высказывания как «Ты у нас хуже учишься, чем Петров», следует заменять  высказываниями  «Сейчас, ты больше уделяешь внимание домашней работе, это можно увидеть, если посмотреть твои тетради, если ты постараешься, то сможешь учиться еще лучше», или «Сегодня твой  ответ мне понравился меньше».

В- третьих, учитель в коммуникативных актах всегда нужно выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности разрешения проблемной ситуации таким образом, чтобы ребенок самостоятельно мог совершать выбор наиболее адекватного способа.

* Социальная роль - выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной системе человеку, занимающему определенное социальное положение/

3. Э. Берн выделяет и описывает три состояния (уровня) личности, с позиций которых человек вступает в межличностное взаимодействие (материал можно оформить в форме таблицы): Родитель, Взрослый, Ребенок. Так как учитель может не осознавая привлекать эти Эго - состояния при организации межличностного взаимодействия с учеником, остановимся на их подробном описании.  Р – Родитель: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или других значимых людей. Контролирующий Р – включает поведение, которое отражает что должен и не должен делать ребенок, это контроль и критика («Иди на место!», «сядь Ровно!», оценочные прилагательные: умный, глупый, хороший, плохой, честный, нечестный и т.д.). Воспитывающий (заботливый) Р – оберегающий, предостерегающий, жалеющий, успокаивающий и т.д. В – Взрослый: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на ситуацию «здесь и теперь». Рб – Ребенок: поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Адаптивный Рб – стремление делать так как это требовали родители и взрослые, даже если это не нравилось. Это действия, направленные на оправдание ожиданий родителей. Сюда же относится и бунт против правил, установленных родителями. Свободный Рб. – ведет себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения, спонтанное поведение в соответствии с собственными потребностями, эмоциями и т.д.  

Родитель:   Физические признаки Родителя. Родитель: хмурит брови, поджимает губы, поднимает вверх указательный палец, снисходительно кивает головой, изображает  на  лице ужас, топает ногой, “ломает” руки, ставит руки на бедра, скрещивает их на груди, цокает языком, вздыхает, похлопывает собеседника по плечу.  Родительские слова. “Запомни раз и навсегда!”, “Никогда в жизни...”, “Заруби себе на носу!”, “Сколько можно тебе повторять!”, “Только  попробуй...” (Слова “всегда” и “никогда” почти всегда принадлежат Родителю.  Оценочные высказывания — и осуждение и похвала; соответствующих слов: “глупый”, “гадкий”, “противный”, “нелепый”, “отвратительный”, “ужасный”. “идиотский”, “ленивый”, “чушь”, “ерунда”, “бедняжка”, “несчастный”, “нет-нет, не надо!”, “сынок”, “дорогой” (в устах усердного торговца), “как ты только мог!”, “милок”, “ну-ну”, “ну вот еще!, “хватит-хватит”. Три слова: “надо”, “должен” и “нельзя” — принадлежат обычно Родителю.

 

Ребенок:  Физические признаки Ребенка. Выражает себя главным образом не словами, а проявлением чувств. Ребенок: плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, вздрагивает от испуга, хнычет, строит глазки. пожимает плечами, потупляет взор, дразнит, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-то сказать, кусает ногти, шмыгает носом, смущается, хихикает.  Детские слова. Обычно это детский лепет. Слова: “хочу”, “давай пойдем”, “не буду”, “мам, я пошел...”, “подумаешь, какой...”, “когда я вырасту и стану большим...”, “самый большой”, “выше всех”, “самый лучший”, “самый-самый”. Превосходные степени сравнения — это элементы Детской игры “Мое лучше, чем твое”. Наряду с заявлениями типа “Мам, мам, смотри, что я нашел!”, они призваны произвести впечатление на Родителя и облегчить ощущение неблагополучия.

 Взрослый:  Физические признаки Взрослого. Когда взрослый слушает, то лицо, глаза, тело находится в постоянном движении; моргание повторяется через каждые три-пять секунд. Взрослый смотрит на собеседника открытым взглядом. (Если человек склонил голову, значит, он “себе на уме”).  Взрослые слова. Основу словаря Взрослого составляют: “почему”, “что”, “где”, “когда”, “кто” и “как”. Сюда же относятся: “сколько”, “каким образом”, “по сравнению с...”, “справедливо”, “неверно”, “вероятно”, “возможность”, “неизвестно”, “действительно”, “я полагаю”, “правильно ли я понял, что...”, “на мой взгляд”. Эти слова означают, что взрослый принялся за обработку информации. При межличностном взаимодействии учителя и ученика каждый из них становиться в определенную позицию, с которой организует процесс взаимодействия. Единицей акта межличностного взаимодействия "ученик – учитель" является транзакция

4. Практика межличностного взаимодействия с учащимися.

Ведущий:

Вся система взаимодействия учащихся с педагогом, родителями, сверстниками, общественными институтами, средствами массовой информации  и т. п., отраженная в его переживаниях, представляет собой единую социальную ситуацию развития. Знание неповторимых особенностей этой ситуации каждого учащегося, понимание психологических особенностей возраста, определяющих стремление и потребности того или иного учащегося, владение приемами самонаблюдения и самоанализа  своей педагогической деятельности помогут педагогу сознательно строить отношения с учащимися.

+Информация по возрастным особенностям ( кратко, на слайде по пунктам)

 Каждый педагог, взаимодействуя со своими питомцами, рано или поздно задается вопросами — можно ли считать эти контакты успешными? По мнению ряда ученых процесс взаимодействия можно считать успешным, если он:

1. Создает условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность  в настоящее время.

2. Позволяет осознавать неповторимость своего “Я” и найти основания для положительного самовосприятия.

3. Открывает перспективы для будущего развития личности. Из этого следует, что взаимодействие можно считать эффективным, если оно выступает средством развития всех, кто в него включен, как учащегося, так и педагога.

Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации.  На этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две. Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога (конфликт).

Опираясь на материалы, изложенные подгруппами, составьте высказывания с позиций Взрослый – Взрослый/ на основе принципов конгруэнтной коммуникации в следующих ситуация:

- Ученик не выполнил домашнее задание

- Ученик опоздал на урок

- Ученик прогулял урок

Или

По принципу картинок в книге Мазлиша – в подгруппы дается картинка с неэффективной  коммуникативной реакцией учителя на ситуацию, а подгруппа формирует высказывание по этой ситуации, основываясь на выше разобранном материале.

5. Рефлексия. Двери: Открываю для ….Закрываю ( чему?)…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения семинара-тренинга для классных руководителей

семинар-тренинг для классных руководителей...

Семинар — тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"

Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, ч...

Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Семинар-тренинг для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»

Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками....

Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"

Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....

Барьеры профессиональной деятельности учителя

Барьеры профессиональной деятельности учителя...