Обоснование перехода на обучение обществознанию по лини учебников по ред. академика РАО Г.А. Бордовского Издательского центра «Вентана-Граф»
статья по теме

Сидорова Ольга Валентиновна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обоснование перехода на обучение обществознанию по лини учебников по ред. академика РАО Г.А. Бордовского

 Издательского центра «Вентана-Граф»

Учебники по обществознанию под ред. Г.А. Бордовского входят в Федеральный перечень учебников с 2008 года.

В 2010 году учебники  перешли из разряда «допущенных» в разряд «рекомендованных» - то есть вся учебная линия завершена. На сегодняшний день завершены обе линии этих учебников – как для основной, так и для полной средней школы. 

Учебники сопровождаются необходимым учебно-методическим комплектом - Программой, Проектированием учебного курса и рабочими тетрадями.

Учебники полностью соответствуют ФГОСу , изначально учтена новая реалия – массовая сдача  учащимися государственной итоговой аттестации по обществознанию в новой форме (ГИА и ЕГЭ) – в учебниках основной школы есть специальный раздел по подготовке в конце учебников 7 - 9 классов, в 9 классе предусмотрено итоговое повторение, задания учебников 10-11 класса  ориентированы на сдачу ЕГЭ, в учебниках отражены  все современные достижения педагогической науки – личностно-ориентированное обучение,  компетентностный подход в обучении (рубрики заданий соответствуют  формируемым компетентностям).

Учебники под ред. Г.А. Бордовского обладают субъективными особенностями, которые близки  методическому объединению учителей нашей школы – они ярко иллюстрированы, невелики по объему, нацелены на широкое привлечение дополнительной социальной информации и контакт с социальной средой, в них содержится большое число разноуровневых заданий, что позволяет эффективно обучать всех учеников, реально  осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, к учебникам прилагаются рабочие тетради, к которых также содержится большое число разноуровневых заданий и заданий ориентированы на подготовку к сдаче ЕГЭ.

Учебники данной линии созданы большим коллективом петербургских авторов – ученых, методистов и практикующих учителей. Куратор линии – Соболева О.Б. – сама ведет уроки по этим учебникам, они носят «учительский характер», с ними удобно работать на уроке и ученику дома.  Автором создан сайт методической поддержки, где можно оперативно получить необходимые консультации по работе с учебником.

Преимущества  линии

  • Четкое соответствие государственному образовательному стандарту
  • Возможность постепенной подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

В р/т есть аналогичные задания – часть «В»

  • Преемственность не только  в содержании обучения, но и в формировании умений
  • Авторский коллектив из ученых,  методистов,  практикующих учителей  
  • Оптимизированный объем (под часы базисного учебного плана, но с резервным временем)

При 35 учебных неделях в 5 классе - 22§,     6 классе - 24§,     7 классе - 27§,   8 классе - 30§

  • Активная реализация межпредметных связей с историей, литературой, географией, ОБЖ

«Таблица установления преемственных связей в обучении обществознанию»

  • Учет регионального компонента
  • Широкий иллюстративный ряд, использование различных видов наглядности
  • Опора на жизненный опыт учеников или - узнайте у родителей
  • Деятельностный подход
  • Наличие разработок нетрадиционных уроков (проектных разработок, разработок уроков-практикумов, уроков-семинаров)

Общая структура учебников

  • Введение к учебнику (что, зачем  и как учить?)
  • Разделение на разделы
  • Заключение
  • Задания по типу ЕГЭ
  • Словарь или Указатель основных понятий
  • Дополнительные источники информации
  • Анкета для учащихся                 
  • Страничка для родителей

Общая структура параграфа

  • Вопросы на актуализацию знаний

 (опора на внутрипредметные и межпредметные связи и личный опыт учеников)

  • Проблемный эпиграф
  • Разделение параграфа на пункты
  • Краткие выводы
  • Основные понятия
  • Вопросы и задания

Типы заданий

(реализуют компетентностный подход)

  • Проверьте себя (репродуктивные)
  • Поймите себя (рефлексивные)
  • Подумайте (проблемные)
  • Придумайте (творческие)
  • Узнайте ещё (расширение образовательного пространства)

Реализация требований  проекта ФГОС
основного общего образования в учебниках

  • формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
  • формирование целостной, адекватной и доступной картины общества;
  • освоение типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
  • предпрофильное самоопределение школьников;
  • выбор адекватных способов деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей («производитель», «потребитель», «избиратель» и др.);  
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему я выбрала УМК издательского центра «Вентана-Граф»?!

Уже два года наша гимназия является экспериментальной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Поэтому основной задачей каждого педагога являлся выбор УМК, по которому мы должны работать в рамках ...

Из опыта апробации учебника «Начальный курс географии», 5 класс, автора А.А. Летягина, издательского центра «Вентана-Граф»

Вечный вопрос: какой учебник выбрать? Данная статья  раскрывает все положительные качества данного учебника, каким образом можно использовать его в работеУчебник по географии для 5 класса а...

контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова, М.: Вентана-Граф, 2014г

контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова,  М.: Вентана-Граф, 2014г...

Рабочие программы по географии ( линия учебников изд-ва "Вентана-Граф")

Рабочие программы с 5 по 11 класс составлены по положению образовательного учреждения и соответствуют ФГОС...

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК   А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф...

Календарно – тематическое планирование к учебнику: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.– М. : Издательский центр «Вента-Граф», 2018

Календарно-тематическое планирование составлено с домашними заданиями. Так же в нем прописаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)...