Нравственное воспитание школьников
учебно-методический материал по теме

Измайлова Марина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 41_nravstvennoe_vospitanie.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

        Над темой самообразования «НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ,  КАК  СРЕДСТВО  формирования коррекции личности детей  с интеллектуальным недоразвитием» я  работаю  второй год. За этот промежуток времени   мною прочитано  много методической литературы.

     В качестве основного понятия нравственного воспитания выступает понятие морали. Мораль – это традиция, нрав, правило. В зависимости   от освоения человеком морали можно определять степень его нравственности. Нравственность – это личностная характеристика, которая является связующим звеном такими качествами, как доброта, справедливость, порядочность, трудолюбие, правдивость, дисциплинированность, которые регулируют поведение и деятельность человека.

     Поведение человека соотносится с определенными правилами, которые называются нравственной нормой. Норма – это требование, которое устанавливает поведение человека в определенной ситуации. Отсюда формируется понятие нравственного идеала, образца нравственного поведения. Однако мораль – это еще и форма индивидуального нравственного сознания человека.

     Организация нравственной культуры учащихся реализуется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи и общества в целом. Одним из главных аспектов в системе нравственного воспитания школьников является развитие сознательной дисциплины и культуры поведения.  Школьная дисциплина подготавливает учащихся к различным видам общественной деятельности. Дисциплинированность представляет собой систему уровней развития, которая понимается как культура поведения. Это понятие, в свою очередь, состоит из культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры.

      Воспитание культуры поведения представляет собой комплексное образование, одним из направлений которого является формирование эстетического отношения к явлениям и предметам повседневной жизни, таким как аккуратность и чистоплотность в ведении домашнего хозяйства, правильное поведение за столом во время приема пищи и т. п. Следует отметить, что в значительной мере культура поведения учащихся складывается под воздействием личного образца поведения близких взрослых, обычаев, социального мнения, которое сложилось в школе и семье.          В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
    Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
 Нравственные  понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
    Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
1.2. Формирование нравственности учащихся.
Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

.Общее понятие о формах нравственного воспитания.
 Процесс  воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
    Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
    В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Эти методы наиболее эффективны в наше время в процессе нравственного воспитания.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

     Специальная коррекционная школа VIII вида готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

     Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.

     Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.

     Основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида. Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.

Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.

1

Как вести себя среди людей.

Мастерская общения на основе обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей.

Нравственное воспитание детей.

1

2

Мы все такие разные.

Обсуждение жизненных ситуаций.

Воспитание у детей чувство терпимости по отношению к окружающим людям, уважение их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры.

1

3

Будьте добрыми и человечными.

Час-размышление.

Размышление с детьми о важных нравственных ценностях: добре, уважении, о сложном нравственном выборе.

1

4

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Беседа-размышление.

Помочь детям разобраться о нравственном выборе, где присутствует жалость, уважение, желание помочь.

1

5

Два шага до конфликта.

Психологический практикум.

Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать их.

1

6

Совесть – это наш внутренний судья.

Практикум.

Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей.

1

7

Дружбой дорожить умей.

Беседа.

Формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

1

8

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Презентация.

1

Формирование основ безопасности и здорового образа жизни.

1

Правила безопасности детей.

Беседа с элементами дискуссии.

Изучение правил безопасности поведения в быту, на улице.

1

2

Учись говорить «нет».

Тренинг.

Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения. Наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам.

1

3

Полезны ли полезные привычки.

Диалог с элементами игры.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.

1

Поговорим откровенно.

1

Если друг оказался вдруг.

Психологическая беседа с элементами обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей.

Совершенствовать навыки общения, способствовать преодолению барьеров в общении.

1

2

Влюблённость? Дружба? Любовь?

Диспут с использованием тестов и их обсуждения.

Духовно-нравственное воспитание детей.

1

3

Счастье – это…

Диспут.

Мини сочинение.

1

Школа вежливости.

1

О такте общения.

Брейн-ринг.

Формирование представлений детей об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1

2

Соблюдаем этикет в общественных местах.

Практикум.

Сформировать представления детей об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1

3

Хорошие манеры.

Тест.

Обсуждение высказываний детей с последующим составлением нравственного кодекса.

4

Приветливость – золотой ключик открывающий сердца людей.

Конкурсная  программа.

Помочь детям осознать культурное и доброе отношение друг к другу.

5

Вежливость слов и поступков.

Разбор ситуаций.

6

Игра на знание этикета.

Разбор ситуаций.

Помочь детям осознать нравственный выбор в проблемных ситуациях на знание этикета.

Клуб знатоков права «Быть гражданином»

1

России верные сыны.

Тематический устный журнал.

Расширение и углубление знаний детей о выдающихся людях России.

2

Правовой статус несовершеннолетних.

Правовой лекторий.

Сформировать представление детей о правовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностях в обществе.

3

Мы – дети Земли.

Час – диалог.

Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважении их прав, индивидуальности.

4

Поверь в себя

Психологическая ролевая игра.

Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью

Воспитание своего «Я»

1

Что такое моё «Я»?

Знаю ли я себя?

Час – самопознания.

Помочь детям познать свой внутренний мир.

2

Сотвори себя сам.

Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей.

Убедить воспитанников в необходимости стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Найди свой путь. Выбор профессии.

1.

Дороги, которые выбираем…

Беседа.

Нравственное воспитание детей.

2.

Склонности и интересы в выборе профессии.

Психологический практикум.

Определить интересы детей.

Воспитанники должны знать:

  1. О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  2. О стремлении к самосовершенствованию.
  3. О культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

  1. Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  2. Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  3. Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Доклад на тему "Нравственное воспитание школьников"

Вашему вниманию представлен доклад, где я делюсь опытом работы по нравственному воспитанию своих учеников на уроках, классных часах и факультативном курсе....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...