Нравственное воспитание школьников
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Над темой самообразования «НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО формирования коррекции личности детей с интеллектуальным недоразвитием» я работаю второй год. За этот промежуток времени мною прочитано много методической литературы.
В качестве основного понятия нравственного воспитания выступает понятие морали. Мораль – это традиция, нрав, правило. В зависимости от освоения человеком морали можно определять степень его нравственности. Нравственность – это личностная характеристика, которая является связующим звеном такими качествами, как доброта, справедливость, порядочность, трудолюбие, правдивость, дисциплинированность, которые регулируют поведение и деятельность человека.
Поведение человека соотносится с определенными правилами, которые называются нравственной нормой. Норма – это требование, которое устанавливает поведение человека в определенной ситуации. Отсюда формируется понятие нравственного идеала, образца нравственного поведения. Однако мораль – это еще и форма индивидуального нравственного сознания человека.
Организация нравственной культуры учащихся реализуется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи и общества в целом. Одним из главных аспектов в системе нравственного воспитания школьников является развитие сознательной дисциплины и культуры поведения. Школьная дисциплина подготавливает учащихся к различным видам общественной деятельности. Дисциплинированность представляет собой систему уровней развития, которая понимается как культура поведения. Это понятие, в свою очередь, состоит из культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры.
Воспитание культуры поведения представляет собой комплексное образование, одним из направлений которого является формирование эстетического отношения к явлениям и предметам повседневной жизни, таким как аккуратность и чистоплотность в ведении домашнего хозяйства, правильное поведение за столом во время приема пищи и т. п. Следует отметить, что в значительной мере культура поведения учащихся складывается под воздействием личного образца поведения близких взрослых, обычаев, социального мнения, которое сложилось в школе и семье. В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
1.2. Формирование нравственности учащихся.
Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
.Общее понятие о формах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение - это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Эти методы наиболее эффективны в наше время в процессе нравственного воспитания.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Специальная коррекционная школа VIII вида готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида. Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает прежде всего формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.
1 | Как вести себя среди людей. | Мастерская общения на основе обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей. Нравственное воспитание детей. | 1 | |
2 | Мы все такие разные. | Обсуждение жизненных ситуаций. Воспитание у детей чувство терпимости по отношению к окружающим людям, уважение их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры. | 1 | |
3 | Будьте добрыми и человечными. | Час-размышление. Размышление с детьми о важных нравственных ценностях: добре, уважении, о сложном нравственном выборе. | 1 | |
4 | Прекрасно там, где пребывает милосердие. | Беседа-размышление. Помочь детям разобраться о нравственном выборе, где присутствует жалость, уважение, желание помочь. | 1 | |
5 | Два шага до конфликта. | Психологический практикум. Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать их. | 1 | |
6 | Совесть – это наш внутренний судья. | Практикум. Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей. | 1 | |
7 | Дружбой дорожить умей. | Беседа. Формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности. | 1 | |
8 | Кто родителей почитает, тот век не погибает. | Презентация. | 1 | |
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни. | ||||
1 | Правила безопасности детей. | Беседа с элементами дискуссии. Изучение правил безопасности поведения в быту, на улице. | 1 | |
2 | Учись говорить «нет». | Тренинг. Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения. Наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам. | 1 | |
3 | Полезны ли полезные привычки. | Диалог с элементами игры. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье, негативного отношения к вредным привычкам. | 1 | |
Поговорим откровенно. | ||||
1 | Если друг оказался вдруг. | Психологическая беседа с элементами обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей. Совершенствовать навыки общения, способствовать преодолению барьеров в общении. | 1 | |
2 | Влюблённость? Дружба? Любовь? | Диспут с использованием тестов и их обсуждения. Духовно-нравственное воспитание детей. | 1 | |
3 | Счастье – это… | Диспут. Мини сочинение. | 1 | |
Школа вежливости. | ||||
1 | О такте общения. | Брейн-ринг. Формирование представлений детей об основных этических нормах и навыках культурного общения. | 1 | |
2 | Соблюдаем этикет в общественных местах. | Практикум. Сформировать представления детей об основных этических нормах и навыках культурного общения. | 1 | |
3 | Хорошие манеры. | Тест. Обсуждение высказываний детей с последующим составлением нравственного кодекса. | ||
4 | Приветливость – золотой ключик открывающий сердца людей. | Конкурсная программа. Помочь детям осознать культурное и доброе отношение друг к другу. | ||
5 | Вежливость слов и поступков. | Разбор ситуаций. | ||
6 | Игра на знание этикета. | Разбор ситуаций. Помочь детям осознать нравственный выбор в проблемных ситуациях на знание этикета. | ||
Клуб знатоков права «Быть гражданином» | ||||
1 | России верные сыны. | Тематический устный журнал. Расширение и углубление знаний детей о выдающихся людях России. | ||
2 | Правовой статус несовершеннолетних. | Правовой лекторий. Сформировать представление детей о правовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностях в обществе. | ||
3 | Мы – дети Земли. | Час – диалог. Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважении их прав, индивидуальности. | ||
4 | Поверь в себя | Психологическая ролевая игра. Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью | ||
Воспитание своего «Я» | ||||
1 | Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя? | Час – самопознания. Помочь детям познать свой внутренний мир. | ||
2 | Сотвори себя сам. | Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей. Убедить воспитанников в необходимости стремления к самопознанию и самосовершенствованию. | ||
Найди свой путь. Выбор профессии. | ||||
1. | Дороги, которые выбираем… | Беседа. Нравственное воспитание детей. | ||
2. | Склонности и интересы в выборе профессии. | Психологический практикум. Определить интересы детей. | ||
Воспитанники должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
выступление...
Доклад на тему "Нравственное воспитание школьников"
Вашему вниманию представлен доклад, где я делюсь опытом работы по нравственному воспитанию своих учеников на уроках, классных часах и факультативном курсе....
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...