Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме
Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с терминами | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №55 Канавинского района
г.Нижнего Новгорода
Н.Ю.Сергеичева
Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Безусловно, этим важно заниматься уже в младших классах. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. В старшей школе важную роль, например, будет играть работа с различными словарями, знакомство с различными дефинициями одного понятия.
При работе над понятиями у учащихся формируются следующие умения:
- выделять понятия из письменного текста или устной речи;
- определять понятия;
- квалифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;
- находить общие черты и различия в разных определениях одного и того же понятия;
- сравнивать различные понятия;
- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;
- составлять небольшие тексты с использованием данного понятия;
- рассказывать о той или иной проблеме с использованием понятия.
Неслучайно на Едином Государственном экзамене по обществознанию работе с понятиями уделено большое внимание. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Согласно Спецификации контрольно-измерительных материалов, многие задания части А проверяют, кроме прочих, умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий. В части В эти умения проверяют задания В1, В4 и В7. Задания В2 и В8 проверяют умения анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать, В2 и В3 – сравнивать. Умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проверяют задания В6 и С5. Последнее задание остается сложным для учащихся, особенно теперь, когда его модель подверглась серьезной корректировке. С 2014 г. оно проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Методы работы над понятиями могут быть различными в зависимости от задач урока и от уровня подготовленности учащихся. Ниже приводится несколько возможных вариантов работы с понятиями.
- Учащиеся называют 2-3 ассоциации. Например, при введении понятия «монархия» учащиеся обычно называют: король, Англия, наследство, тиран, принцесса Диана, решает все сам. Обратным вариантом задания является определить понятие по рисунку, символу, коллажу.
- Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы:
уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.
- Учащиеся рассматривают одно и тоже понятие с различных точек зрения (например, с позиций представителей различных социальных слоев рассматривается в группах понятие «прогрессивный налог» после чего организуется обсуждение)
- Учителем организуется работа с логическими схемами
Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд
5 . Задание на конструирование понятий:
гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть,
разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место (правовое государство)
- Рассказ о событиях на основе списка понятий, взятых из какого-либо текста. Составленный рассказ можно сравнить с оригиналом текста. Обратный вариант используется на ЕГЭ: дается текст рассказа, в котором пропущены понятия. Задание: восстановить текст, включая пропущенные понятия.
- Написать эссе или другую творческую работу на заданную тему с использованием предложенных понятий
- К определенной теме группами учащихся подбирается максимальное количество понятий. Обратный вариант используется на повторительно-обобщающих занятий– называется понятие, учащиеся перечисляют темы, в которых оно встречалось.
- В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составление «Карты понятия»
Пример: карта понятия «Деятельность»:
- этимология слова – дело (в пер.со старослав.) – необходимое для общества, activity (в переводе с англ.) – активное взаимодействие;
- деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;
- раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;
- взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;
- реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;
- уголок философа: виды деятельности по М.Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.
При отработке навыков выполнения задания С5 для сильных учащихся предлагаю выполнение следующего несколько усложненного упражнения в качестве домашней работы
Схема выполнения модифицированного задания:
- Причина существования данного явления. Пример: одной из причин девиантного поведения являются противоречия в рамках самой нормативно-ценностной системы.
- Функции явления. Пример: девиантное поведение играет важнейшую роль в развитии социальных институтов и общества в целом.
- Основные виды. Пример: первичная и вторичная девиация.
- Степень распространенности, отличие данного явления в современном обществе от общества традиционного. Например: в традиционном обществе были приняты жёсткие стандарты поведения, любое отклонение рассматривалось, как девиация. В современном обществе отклонение от общепринятых норм уже нужно доказывать, количество девиаций возрастает
- Тенденции развития. В течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем.
- Различные научные взгляды на данное явление. Пример: Сторонники функционального подхода (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) рассматривают девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом. Сторонники конфликтологического (Смелзер) и марксисткого подходов наличие девиации связывают с тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые поведения как девиации и тем самым способствуют формированию девиантных субкультур.
- Отличие научного понимания данного явления от обыденного. Например: в отличие от обыденных представлений, обществоведы выделяют и позитивные и негативные аспекты влияния девиации на общество
Вспомним, что задание С5 на ЕГЭ по обществознанию требует не точной, а лишь корректной формулировки. Для выполнения требования задания достаточно
соотнести требуемое понятие с родовым понятием и указать некоторые его видовые признаки.
Например, родовым понятием для понятия «Федерация» является «Форма государственно-территориального устройства». К видовым особенностям можно отнести такой признак федерации как наличие определенной самостоятельности отдельных частей государства.
Для отработки данных навыков я использую следующие упражнения:
Подведение под родовое понятие
Термин | Родовое понятие |
Искусство | Форма общественного сознания |
Вид деятельности | |
Наука | Социальный институт |
Система теоретических знаний | |
Вид деятельности | |
Государство | Социальный институт |
Институт политической системы |
или обратное к нему:
Родовое понятие | Видовые |
Социальный институт | производство |
семья | |
образование | |
государство | |
религия | |
Ценная бумага | Акция |
облигация | |
ваучер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Анализ диаграмм на уроках обществознания в старших классах"
Презентация предназначена для подготовки старшеклассников к Государственной Итоговой аттестации по обществознанию и содержит алгоритм работы с заданием на анализ диаграмм в разделе "Социальные отношен...
Примеры работы с понятиями на уроках обществознания
Сведения об авторе материалаЛялякин Олег Владимирович, учитель истории и обществознанияГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1393 «Школа РОСТ» Работа с понятиями на уроках обществознанияДословн...
Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.
ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с ...
Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8
В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов работы над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...
Работа с документами на уроках истории в старших классах в системе исследовательской деятельности обучающихся
Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность обучающихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических ис...
От понятия к пониманию: работа с понятиями на уроках обществознания.
Большое количесвто обществоведческих понятий вызывает затруднения у значительной части обучающихся. Статья демонстрирует некоторые приемы организации работы с понятиями, направленные на их осмысление....
Первые шаги работы с понятиями на уроках обществознания средствами Способа диалектического обучения.
Мастер - класс был представлен на краевом семинаре по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения.Данный мастер-класс об...