Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.
материал по обществознанию (11 класс) на тему
ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с требованиями ФГОС. Как решаются эти задачи на практике, я покажу на примере уроков обществознания в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gim.no271_im.p.i._fedulova_sankt-peterburg_slepneva_i.v.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.
Слепнева Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга им.П.И. Федулова .
ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с требованиями ФГОС. Как решаются эти задачи на практике, я покажу на примере уроков обществознания в 11 классе.
На уроке по теме «Свобода в деятельности человека» передо мной стояла задача – объяснить учащимся сложнейшее философское понятие «свобода». Для его раскрытия было правомерно основываться на мыслительных операциях обобщения и сравнения. В ходе урока, основываясь на уже имеющихся у учащихся знаниях, я опиралась на понятия меньшего объема и поэтапно шла к понятиям большего, обобщающего характера. Философские понятия всегда абстрактны и они будут усвоены учащимися только в том случае, если будут опираться на конкретные образы, уже знакомые ученикам. Так для раскрытия позиции «свобода – осознанная необходимость», я использую иллюстрацию «Буриданов осел». Анализируя которую, ученики делают вывод о том, что осел, умер потому, что не смог сделать осознанный выбор, а рассматривая хорошо знакомую картину Васнецова «Витязь на распутье», ученики соотносят понятия свобода и необходимость и делают вывод о том, что необходимость становится свободой в момент её постижения. Делаем первое обобщение, что свобода – это осознанная необходимость.
После этого обобщения я предлагаю ученикам несколько высказываний о свободе различных философов, писателей, деятелей культуры. Даю задание определить в каждом высказывании главную мысль, согласиться с автором высказывания или нет, попробовать дать своё определение, только после этого обсуждения я даю ученикам определение термина «свобода» из философского словаря и они имеют возможность сравнить свою точку зрения с научной.
Философские термины , как любые научные понятия, ученики должны уметь применять на практике, поэтому на следующем этапе урока я предлагаю ученикам высказывания философов – материалистов, фаталистов и идеалистов о свободе и предлагаю ученикам, проанализировав высказывания, определить философское направление. Делаем второе обобщение - трактовка понятия «свобода» не совпадает у философов различных школ, т.е. не является однозначным как большинство понятий философии,
После философского обобщения термина мы вновь переходим к его практическому применению, перенося его на другие сферы жизни и науки: свобода движения, свобода совести, свобода выбора и т.д., затем рассматриваем условия реализации свободы и снова делаем вывод о том, что несмотря на реализацию своей свободы, человек несет всю тяжесть мира на своих плечах.
Другой прием – от понятий большего объема к понятиям меньшего объема и применению на практике – я использовала на другом уроке, «Уроке выборов», Главная цель этого урока состояла в том, чтобы опираясь на имеющиеся теоретические знания учащихся применить их для анализа российской избирательной системы и конкретного участия в выборах .Основополагающим понятием стал термин «демократия», оттолкнувшись от него, как от термина большего объёма, мы перешли к терминам «выборы», «легитимность», «избирательное право», «избирательная система», При рассмотрении каждого термина мы обязательно рассматривали возможность и право участия в избирательном процессе граждан России и конкретно будущих молодых избирателей. На этом уроке ребята выполнили большую практическую работу, в которой на основе подлинной избирательной информации с участковых избирательных комиссий, они определяли избирательную систему по которой проводились выборы и как в ходе выборов применялись принципы избирательного права.
Ребята давали очень заинтересованные и неформальные ответы, показали умение применять знание на практике и свою заинтересованность в реализации своих политических прав.
Хорошим завершение урока стала экскурсия в Мариинский дворец, где ребята познакомились с 20-летней историей Законодательного собрания Санкт-Петербурга, увидели награды города, побывали в зале заседаний Законодательного собрания, познакомились с порядком его работы и увидели некоторых депутатов.
Предметы общественного цикла призваны не только давать теоретические знания, но и воспитывать учащихся как граждан страны, которые в скором времени будут жить ее заботами и проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания...
Презентация "Анализ диаграмм на уроках обществознания в старших классах"
Презентация предназначена для подготовки старшеклассников к Государственной Итоговой аттестации по обществознанию и содержит алгоритм работы с заданием на анализ диаграмм в разделе "Социальные отношен...
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока.
Тема по самообразованиюУчителя английского языка Третьяковой И.С.Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока....
Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"
Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания по формированию функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...