2013 г. Методическое сообщение "Электронное музыкальное творчество. Синтезатор"
методическая разработка на тему
Выступление на методическом совете музыкального отделения "Внедрение новых педагогических информационно - коммуникативных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_18.03.ms_elektronnoe_muz._tvorchestvoyu_sintezator.docx | 31.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
18.01.13 г. МБОУ ДОД «НДШИ»
Методическое совещание на тему «Внедрение новых педагогических
информационно – коммуникативных технологий»
Выступление преподавателя по классу фортепиано Закутиной О.В. по теме:
«Электронное музыкальное творчество. Синтезатор»
Актуальность проблемы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 12 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.
По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.
Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало.
Творчество является одной из центральных проблем педагогики. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является музыкальное образование.
Детская музыкальная школа – для многих, окончивших ее, это отдельная страничка в их жизни, которую никогда не сможешь забыть.
Несмотря на то, что музыкальная школа – это учебное заведение, в котором дети получают дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-педагогический институт, имеющий свою историю развития.
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности.
Музыка по своей природе полифункциональна и в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентацией, а также источником наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности.
Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.
Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики и ее главного идеолога Д. Кабалевского.
Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.
Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры.
Детская музыкальная школа (ДМШ), рожденная советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой системе особенности ее функционирования не только специфически-профессиональные, но и просветительские.
Это многоплановое, многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с 1980 г. "Положением о детской музыкальной школе и школе искусств системы Министерства культуры СССР", остаются актуальными и ныне:
«Давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства. Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения».
Процесс модернизации не прошел мимо этого социального института.
В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Но для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема – каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться?
С каждым годом все меньше и меньше желающих учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца. Особенно это касается провинциальных музыкальных школ, хотя в больших городах эта проблема также актуальна.
Возможно, это связано с продолжающейся демографической ситуацией сокращения численности учащихся в учреждениях образования, что приводит к удорожанию обучения в них одного ребенка.
Сегодня мы отмечаем кризис музыкальной школы как социального института, определенная часть причин которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникального типа образования.
Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт.
Разберемся с причинами, почему все меньше детей идут учиться в музыкальную школу.
Многие дети не хотят обучаться в музыкальной школе, так как считают, что музыка – это скучно, неинтересно.
Другой причиной, по которой родители не отдают ребенка на обучение в музыкальную школу, может являться финансовый вопрос, так как обучение в школе, как правило, платное.
У многих детей, обучающихся здесь, часто нет заинтересованности в учебном процессе.
Можно выделить несколько причин, почему это происходит, например: родители очень хотели, чтобы он обучался в музыке и отдали его в школу против его воли; у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе; неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т.д. Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии.
Пути и способы решения проблем
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания.
Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием, чтобы обучение здесь было для него не в тягость.
В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и насыщенным.
Например, урок сольфеджио из скучного можно превратить в очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и гармонии и т.д.
Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий (электронных досок, медиаклавиатур, новых компьютерных программ и новой аппаратуры и помещений для прослушивания классической музыки), безусловно, преображает учебный процесс, вовлекает детей в творчество.
Что касается уроков музыкальной литературы, наша школа отошла от прослушивания музыки на грампластинках к более усовершенствованным и современным способам: компакт-диски, слушание музыки на компьютере, просмотр опер, балетов по телевизору, использую видео плееры, видеомагнитофоны. Использование игровых программ, например после изучения оперы « Волшебная флейта», дети проходят увлекательную игру под таким же названием.
Введение нового предмета – обучение игре на синтезаторе как на отдельном музыкальном инструменте – показатель протекания процесса модернизации музыкальных школ.
Основной целью обучения на синтезаторе является:
- Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности в процессе обучения исполнительским навыкам игры на синтезаторе;
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом. По сути, синтезатор – это инструмент-оркестр. Его многогранность, безграничность в совершенствовании, глобальная применимость и подвели к мысли о создании данной программы как для общемузыкального развития детей, так и для подготовки учащихся к обучению в средних специальных музыкальных заведениях.
Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент. Современный синтезатор – это совмещение передовой технологии тонгенерации с цифровой электроникой. Такого инструмента в истории человечества еще не было.
Современные дети с огромным интересом и желанием идут обучаться этому инструменту, которые чаще всего преподается как дополнительный к основному (фортепиано, баян, скрипка и т.д.)
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики.
Занятия с учеником - это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.
Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение подготовки педагогов ДМШ, которое зависит от переакцентировки учебного процесса в музыкальном училище на оснащение будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками.
Это так же касается введений новых технологических средств для улучшения и усовершенствования учебного процесса. Безусловно, каждый преподаватель должен быть обучен не только правильному обращению с ними, но и использованию их на занятии.
Перечисленные выше новые технологии помогут преподавателям сделать учебный процесс увлекательным и интересным для детей, а также обратить внимание родителей на то, что обучение детей в музыкальной школе сможет сформировать особое мировоззрение ребенка, сформировать его как личность.
Из опыта работы:
По совмещению с работой на фортепианном отделении я начала преподавать в классе синтезатора (предмет по выбору) 3 года назад.
Шагом послужившим для занятий на синтезаторе - возрастающий интерес родителей, и учащихся к цифровым инструментам, их новым возможностям и появлению их в широком ассортименте в магазинах.
Информационная революция не могла стороной обойти и музыку. В основе программы, по которой я занимаюсь - программа Красильникова Игоря Михайловича, доктора педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника Института художественного образования РАО, члена Союза композиторов России. Она одобрена министерством культуры РФ.
Недавно введенный в школе предмет – синтезатор – вызывает огромный интерес у детей, в частности, у подростков.
Благодаря приобретению школой синтезатора учащиеся моего класса смогли чаще участвовать в школьных концертах. Давать концерты в реабилитационном центре «Вера», посещать ветеранов ВОВ и труда, инвалидов на дому. Выступать на сцене ДК в отчетных концертах школы искусств. (Новоселова Елизавета, Спиридонова Анна)
С появлением в школе синтезатора заметно оживилась концертная жизнь. Тембровое и жанровое разнообразие, которое подвластно при исполнении на синтезаторе классических, джазовых, эстрадных произведений обогатило концерты.
С учащимися класса готовятся концертные номера на синтезаторе, с которыми дети с удовольствием выступают перед родителями и учениками своего класса.
На творческом отчете класса в 2011 году, учащиеся моего класса исполняли для родителей полифоническую музыку на синтезаторе, самостоятельно подобрав темп, ритм, тембр к исполняемому произведению, все это способствует раскрытию творческой индивидуальности ученика.
Интересные работы представляют ученики, занимающиеся в классе синтезатора (предмет по выбору). Ребенку интересно в изучаемой пьеске найти и показать необычный, неповторимый музыкальный образ.
В этом году на зачете по предмету по выбору, Рочева Эмма, показала оригинальную обработку Р.Н.П. «Как под горкой, под горой», а Тутерова Ирина выступала дважды с произведением французского композитора «Крыши Парижа» в реабилитационном центре «Вера», и во внутришкольном концерте ко Дню пожилых людей «От всей души».
Большую радость приносит детям моего класса и игра в ансамбле в различных количественных и инструментальных составах с синтезатором. Интересный опыт накопился с участием вокалистов и в озвучивании музыкальных спектаклей для родителей.
В прошлом году, в декабре для родителей класса, проходило театрализованное представление « С рождеством!», где сопровождение всего праздника шло на синтезаторе.
Синтезатор легко и естественно влился в жизнь нашей школы, привлекая к музицированию новых учеников, явился хорошим помощником в классе специального инструмента, заметно обогатил концертную палитру.
Не только я, но другие преподаватели школы стараются вовлечь детей в творческий процесс и привить любовь к музыке и к творчеству.
Введение новых технологий и связанных с этим новых предметов только усовершенствует качество обучения. Поэтому у школы есть отличный потенциал для дальнейшего развития.
Заключение
И в заключении мне хотелось бы процитировать одно очень запоминающееся высказывание о музыкальной школе, на которое я случайно наткнулась на одном из форумов и не могу с этим не согласиться: «…для меня это самое счастливое время, и вспоминая его, моя душа наполняется теплом! Мне кажется дети, которые учились в музыкальной школе и дети, которые не учились – разные: музыкальные дети больше чувствуют, воспринимают творчество и искусство… Много концертов было у нас, мы сами ездили с концертами. Сейчас вспоминаю это все и думаю какой насыщенной и интересной была моя жизнь, и как все это помещалась у меня в голове… Конечно, сейчас я и половины не помню того, что знала, и музыкальную карьеру я не продолжила. Но зато я получила бесценные багаж, но зато у меня есть vip-пропуск в другое измерение, которое я понимаю, которым я восхищаюсь и который являлся частью моей жизни».
Список используемых источников:
1. Красильников И.М., кандидат педагогических наук, доцент, член Союза композиторов России. Формирование и развитие электронного музыкального творчества в детских музыкальных школах и школах искусств.
2. Владимир Пешняк «Класс синтезатора. Программа для ДМШ» (Учебное пособие для детских музыкальных школ. Издание второе, дополненное и исправленное, Москва, 2004г.)
3. Игорь Шавкунов–« Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения» (Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2001)
4. Павел Живайкин. Работа с мелодической линией в аранжировке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)
Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - базовый уровень (на 2013-14 учеб.г.)
Программа для учащихся 9-16 лет по предмету синтезатор базового уровня - 2 этап обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - углубленный уровень (на 2013-14 учеб. г.)
Программа по предмету синтезатор для учащихся 14-18 лет углублённого уровня - 3 этап обучения....
Дополнительная редпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства (синтезатор) вариативная часть.
Настоящая программа адресована учащимся детской школы искусств, обучающимся по программам, разработанным на основе Федеральных государственных требований: Фортепиано 8/9 лет....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Методическая разработка.Тесты по предмету "Народное музыкальное творчество"
Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь вы...