Методы нравственного воспитания.
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Доклад.
Тема: «Методы нравственного воспитания»
МО воспитателей, декабрь 2013 уч. Год
Сегодня нет человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития подростков, их нравственного становления. Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида формирование нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенностей высшей нервной деятельности учащихся.
Основные задачи нравственного воспитания учащихся заключаются в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравствен-
ных чувств и выработке навыков и привычек общественного поведения.
Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека. Выработку высших нравственных чувств затрудняют особенности психики детей с особыми образовательными процессами, а именно: недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и
волевой регуляции, подверженность отрицательным влияниям. В связи с этим необходимо учитывать, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей.
Л.С. Выготский, рассматривая процесс развития умственно отсталого
ребёнка с позиции выяснения взаимодействия биологической и культурной линии развития, выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции.
Способами реализации задач по педагогической коррекции являются методы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование нравственных ценностей.
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:
1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).
Методы первой группы очень важны для успешного прохождения важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта этого метода – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства школьников авторитет педагога абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. Также широко применяется такой метод как упражнение -обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Итак, отметим, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Используемая литература.
- Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие М.: Высшая школа, 2001. - с. 167
- Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, 2003 - 480 с
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И.А.Зимняя - М.: Логос, 2004 - 384 с.
- Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учебник [Текст] / A.M.Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2001. - 423 с.
- Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. — №12. — с.56.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2001 г.
- Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4 – с.24-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
из опыта использования метода игровых ситуаций...
Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...
Приемы и методы духовно-нравственное воспитание школьников на уроках естественно - научного цикла
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. ...
Духовно-нравственное воспитание методами сказкотерапии.
Наша система образования, развивающая умение мыслить конкретно и точно, анализировать и выстраивать алгоритмы, стремится к развитию интеллектуальных способностей детей в ущерб развитию и обогащению их...
Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...
Проект – как метод духовно- нравственного воспитания на уроках английского языка во 2 классе.
Сегодня наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Все острее ощущается потребность в вос...
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и ос...