Дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс", издательство "Вентана-Граф", 2012г
методическая разработка (5 класс) по теме
Уважаемые коллеги! Представляю Вам мой дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс".
По данному учебнику я работала в 2012-2013 уч.г.
Содержание:
1) Оценка главы (раздела) и предложения по доработке
1. Оценка содержания
2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)
3. Оценка дидактического аппарата
4.Результаты контроля
2) Анкета участника апробации УМК
3) Общее заключение на учебник (УМК) по результатам апробации
4 )Результаты апробации
5) Выводы и предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_aprobatsii-sayt.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК АПРОБАЦИИ
Фамилия, имя, отчество учителя __________Болтаева Яна Игоревна______________________
Регион, город, школа _______ Саратовская область, г.Энгельс________________________
________________________МБОУ "СОШ № 32"___________________________________
Анализ учебника по _математике_____ для __5__ класса
предмет
Автор(ы), название, год и номер издания __А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир, издательство "Вентана-Граф", 2012г.___________________________
______________ISBN 978-5-360-03220-5___________________________
Учебник написан в соответствии с программой __"Алгоритм успеха автор(ы), название
рассчитанной на___175___часов.
Учебник используется для преподавания курса _математика_ в __5 классе
предмет
учащимся___________средней общеобразовательной школы__________
специфика образовательного учреждения / класса
в объеме _____175______ часов.
кол-во часов на предмет
по учебному плану школы
Оценка главы (раздела) и предложения по доработке
Номер и название главы (раздела)_ Глава 1 Натуральные числа _______________
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
Номер и название главы (раздела)_ Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
Номер и название главы (раздела)_ Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
Номер и название главы (раздела)_ Глава 4 Обыкновенные дроби _______________
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
Номер и название главы (раздела)_ Глава 5 Десятичные дроби _______________
Количество уроков Ключевые понятия и положения темы
по программе фактически кол-во перечень
1. Оценка содержания
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям | Соответствуют возрастным особенностям учащихся |
Логика, последовательность в изложении материала | Соответствуют возрастным особенностям учащихся |
Количество предложенного материала для изучения темы (достаточность/ недостаточность/ перегруженность | Достаточно, перегруженности нет |
Сложность понятийного | Понятия доступны для школьника средней общеобразовательной школы |
Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей) | Материал изложен доступным языком для школьника 5 класса разного уровня Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям детей |
Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания | В задаче № 380 ответ получается с остатком, но по условию задачи такое не может быть. |
Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п. | Дополнительный материал хорошо дополняет ( гармонирует) с основным материалом |
Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:
1) в главе " обыкновенные дроби" рационально было ввести правило сокращение дробей
2) в главе " обыкновенные дроби" в параграфе 25 стр.172 правило нахождение целого по его части и нахождение части по целому удобно было не только дать примеры решения задач, но и правило сформулировать.
2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)
Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Опора на ранее изученный материал данного и других предметов. | Последовательно изложен материал- это опора на ранее изученный материал не только по математике и другим предметам |
Вариативность предложенных схем построения уроков | + |
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения | + (задания разного уровня) |
Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?) | - Игровые технологии -Информационно-коммуникационные технологии. -Технология разноуровневого обучения. |
Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей | В тексте или на полях страницы дать примечания (или сноски) на межпредметную связь |
Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:
_______________ Дополнительных оценок и замечаний нет _________________________
3. Оценка дидактического аппарата
Таблица А.
Элементы дидактического аппарата | Замечания и предложения учителя | |
Вопросы и задания
| для мотивации обучения | В тексте материала приведены интересные факты или ссылки на них |
для отработки и закрепления материала | ||
для углубления и обобщения материала | Предлагать список дополнительной литературы и ссылки на Интернет-ресурсы по изучаемым темам. | |
для организации практической деятельности | Предлагать задания, ориентированные на задания экзаменационной работы ГИА (тесты, тесты соответствия, анализ текста и др.) | |
для дифференцированного обучения | ||
для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки | В дидактическом материале изложено в достаточном количестве | |
для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.) | Предложено в достаточном количестве | |
Лабораторные и практические работы |
Таблица Б.
Элементы дидактического аппарата | Параметры оценки | Замечания и предложения учителя |
Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики); таблицы | Обоснованность включения | Обоснованно |
Соответствие учебным | Соответствуют | |
Соответствие возрастным | Соответствуют | |
Влияние на психоэмоциональное состояние учащихся | В основном положительно | |
Качество | Хорошее | |
Справочные материалы (словари, приложения, памятки) | Обоснованность включения | Желательно. |
Соответствие учебным | Соответствуют | |
Качество оформления, наглядность | Хорошее |
Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:__ нет________________
Результаты контроля по главе 1
Кол-во учеников | Формы контроля | |||
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. | |
4 | 9 | 4 | 2 | Промежуточный |
2 | 5 | 9 | 5 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес _____21______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __14_________
средняя ___5________
низкая ___2________
Дополнительные замечания:
_______нет__________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 2
Кол-во учеников | Формы контроля | |||
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. | |
2 | 6 | 4 | 2 | Промежуточный |
4 | 5 | 5 | 5 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес ____21_______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __10_________
средняя ____7_______
низкая ____4_______
Дополнительные замечания:
___нет________________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 3
Кол-во учеников | Формы контроля | |||
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. | |
2 | 6 | 4 | 3 | Промежуточный |
3 | 4 | 3 | 6 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес _____21______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая __9_________
средняя ____9_______
низкая ___3________
Дополнительные замечания:
____нет_______________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 4
Кол-во учеников | Формы контроля | |||
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. | |
0 | 7 | 3 | 8 | Промежуточный |
0 | 8 | 3 | 7 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес ______21_____
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая _____10______
средняя ____11_______
низкая ___________
Дополнительные замечания:
__нет_________________________________________________________________________________
Результаты контроля по главе 5
Кол-во учеников | Формы контроля | |||
Неудовл. | Удовл. | Хор. | Отл. | |
Промежуточный | ||||
0 | 6 | 7 | 7 | Итоговый |
Реакция учеников:
Раздел вызвал интерес _____21______
Раздел не вызвал интереса ___________
Активность класса: высокая _____14______
средняя ____7_______
низкая ___________
Дополнительные замечания:
___нет________________________________________________________________________________
Анкета
участника апробации УМК
Параметры | Очень | Хорошо (есть | Удовлетворительно |
Предметное со- | |||
Дидактический | |||
Художественно- графическое (иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.) | |||
Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка) |
- Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.
____нет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический
материал и пр.)?
___да, если весь комплект используется_________________________________________________
3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?
___да_______________________________________________________________________________
4. Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)
____все понравилось_________________________________________________________________________
5. Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши вопросы создателям комплекта.
1) выпустить тесты для 5 класса (и других классов) для подготовки к ГИА (разноуровневые задания) _
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?
а - в обязательном порядке
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б - в порядке рекомендации _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.
Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.
___________________________________________________________________________________
9. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
__нет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как восприняли учебник ученики и их родители?
Ученики | Родители | |
с интересом | + | + |
безразлично | ||
критически, недоверчиво | ||
другое мнение |
11. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
12. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического и т. п.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.
____В учебнике достаточно разноуровневых заданий, интересный материал, раздел "дружим с компьютером" помогает повысить интерес детей к математике и развить интерес к проектной деятельности___________________________________________
13. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?
__да. с темой пока не определилась_____________________________________
14. Это Ваш первый опыт участия в апробации учебной литературы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах.
_____да___________________________________________________________________
15. Сколько лет Вы работаете в школе?__2 года________________________________________
16. По каким комплектам работали ранее? Какие из них для Вас предпочтительнее? Почему?
___ Зубарева, Мордкович " математика 5 класс. Комплект А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир предпочтительнее __________________________
Благодарим Вас за Ваши ответы, комментарии, вопросы, за Вашу помощь в
нашем общем деле!
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА УЧЕБНИК (УМК)
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ
Фамилия, имя, отчество педагога_Болтаева Яна Игоревна________________
Апробация осуществлялась по договору №___04/12__________________________________
Название учебника (УМК), авторы, год издания
__ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика" 5 класс, издательство "Вентана-Граф", 2012г._______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Состав УМК, прошедшего апробацию
_учебник, рабочая тетрадь (2 части) (1 часть была выпущена поздно), дидактический материал (пришел поздно и только учителю)____________________________________
Образовательное учреждение, проводившее апробацию
___ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 32"__ г.Энгельс Саратовская область_________________
Сроки апробации
__1 учебный год (1,09,2012-31,05,2013)_________________________________________________________
Количество учащихся в классе (классах), где проводилась апробация
____21 человек_____________________________________________________________________
Результаты апробации
1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку)
__ Образовательные, воспитательные и развивающие цели учебника позволяют
обеспечить создание условий для развития и совершенствования компетенций учащихся.
Теоретический материал представлен в нем в полном объёме, т.е. нет необходимости
работать с другими учебными пособиями. В учебнике
достаточное количество наглядных примеров, в том числе примеров решения задач,
вопросы после каждого параграфа точно ориентируют ученика на осмысление и
закрепление изученного материала.
Этот учебник содержит задания, способствующие формированию и развитию
навыков учащихся. Большое количество интересных заданий способствует
развитию познавательного интереса к предмету.______________________
2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.)
Концепция учебника соответствует закону «Об образовании», отражая основные
принципы развития системы образования. Этот учебник в полной мере сохраняет
государственную политику в области образования и общую направленность концепции
модернизации российского образования. Содержание учебника соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
3. Соответствие основному назначению и возрастным
особенностям учащихся
_УМК обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования_
4. Оценка педагогической эффективности
- Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) целом
___ не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) ________________________
(не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) / хуже обычных
_____________________________________________________________________________________
результатов/ лучше обычно достигаемых результатов)
- Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:
Реализуется процесс самообразования учащихся. Возможен дифференцированный и разноуровневый подход к обучению. Можно использовать исследовательский подход при изучении тем курса. Дидактический материал делает процесс обучения мотивирующим.
- Учебник (УМК) способствует самореализации учителя и повышению его профессионального уровня.
Это выражается включением педагогов в экспериментальную деятельность, расширение информационного поля педагогов, повышение методической компетентности учителей.
Учебник обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий
нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании математики на основе проектно-поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Оценка образовательной целостности учебника (УМК):
взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.
____ Структура учебников и всего УМК в целом базируется на системно-деятельном подходе. Наличие дополнительного учебного материала и соотношение обязательного и дополнительного содержания устраивает. Большое количество разноуровневого задания (для классного и домашнего задания). Рабочие тетради для учащихся содержат много заданий и упражнений (что позволяет не привлекать дополнительные дидактические материалы).
Выводы и предложения
Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).
__ Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного материала с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости предлагаемых тем и ситуаций общения уровню восприятия и интересам учащихся начальной школы, организации обучения в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.________________________________________________
Основные предложения по доработке учебника (УМК) с указанием направлений доработки (при ответе на вопрос можно ссылаться на разделы дневника апробации, , анкете и т.п.)
___ увеличить количество упражнений формирующих математическую культуру вычислений, желательно в каждой главе разработать устные упражнения различного характера, формирующие математическую культуру вычислений.
Дата _____28 мая 2013 г____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование Математика 5-6 классы к учебникам А.Г.Мерзляк; В.Б. Полонский
Тематическое планирование Математика 5-6 классы к учебникам А.Г.Мерзляк; В.Б. Полонский(5 часов в неделю , всего 175 часов, 6 часов в неделю, всего 210 чосов)...
Контрольная работа №1 по алгебре. 8 класс по учебнику А Г. Мерзляка В.Б.Полонского
Контрольная работа №1 по алгебре. 8 класс по учебнику А Г. Мерзляка В.Б.Полонского...
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» по математике по учебнику А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир 5 класс
Разработка контрольной работы по математике для учащихся 5 класса с учетом пройденного материала...
Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский
Программа рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю). ФГОС...
Рабочая программа по математике 5-6 классы ФГОС по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника "Математика 5 класс", "Математика 6 класс" авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. Р...
Контрольные работы для 5 класса по учебнику А.Г Мерзляк, В. Б. Полонский, М.С. Якир
Контрольные составлены по балловой системе и содержат задание на нахождение верных утверждений. Такая форма контрольной работы готовит обучающихся к сдаче ОГЭ....
Рабочая программа. Математика. 5 класс по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
УМК: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. 5 класс: учебник....