Вспомогательные формы организации обучения
статья по теме

Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно – урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них перешли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учебных заведений и плюрализме форм организации учебного процесса в них отдельные формы, как, например, семинары, домашняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экскурсии, могут на время становиться основными формами организации учебной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vspomogatelnye_formy_organizatsii_obucheniya.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

                                 

Доклад

             

по теме: « Вспомогательные формы организации обучения »

         

(школьное методическое объединение)

 

Учитель биологии: Зайцева Людмила Станиславовна

2013 год

Содержание

Введение_______________________________________________________3

1. Вспомогательные формы обучения.________________________________4

    1.1. Домашняя самостоятельная работа.____________________________4

    1.2. Предметные кружки.________________________________________6

    1.3. Экскурсия._________________________________________________6

    1.4. Факультативы.______________________________________________7

    1.5. Консультации.______________________________________________7

    1.6. Учебная конференция._______________________________________8

    1.7. Школьная лекция.___________________________________________8

    1.8. Семинары._________________________________________________9

    1.9. Практикумы.______________________________________________10

    1.10. Дополнительные занятия.___________________________________10

    1.11. Занятия в кружках и клубах по интересам._____________________11

Заключение.____________________________________________________12

Список литературы.______________________________________________13

Введение

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учёбы; продолжительности учебных занятий и другие. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учёбы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном  опытном  участке, в лаборатории, а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и так далее.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущественно отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально – групповой, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся, бригадное обучение.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно – урочная система обучения, возникшая в 17 веке и развивающаяся уже более трёх столетий.

Классно – урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме неё в современной школе используются и другие формы,  называемые по – разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и так далее.

Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно – урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них перешли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учебных заведений и плюрализме форм организации учебного процесса в них отдельные формы, как, например, семинары, домашняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экскурсии, могут на время становиться основными формами организации учебной работы.

1. Вспомогательные формы обучения

1.1. Домашняя самостоятельная работа

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа  имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:

1. Подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

2. Направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;

3. Требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно, прежде всего, помочь учащимся самостоятельно учиться. Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I класс - до 1 часа; II - до 1,5 часа; III -IV классы - до 2 часов; V-VI - до 2,5 часа; VII - до 3 часов; VIII-XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу "минимум-максимум". Задания -минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки.

Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); учитель может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

Нередко самоподготовкой руководит учитель. С одной стороны, это хорошо, но с другой - самоподготовка часто превращается в урок, так как внимание обращается на ликвидацию пробелов, исправление недоработок. В настоящее время для руководства самоподготовкой все больше привлекаются штатные воспитатели. Они рекомендуют целесообразный порядок выполнения задания; подсказывают приемы работы; организуют взаимоконтроль и взаимопомощь.

1.2. Предметные кружки

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием,  как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д.

Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьёзнее относятся к поручениям.

Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных  связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами.

Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

1.3. Экскурсия

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны.

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану — наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т. д.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор её организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или производственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

1.4. Факультативы

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, их объединяют в группы по 12 – 15 человек (им предлагаются на выбор курсы различного содержания).

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную программу. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

1.5. Консультации

Потребность в консультации — учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить пробелы в своих знаниях и устранить их.

1.6. Учебная конференция

Учебные конференции практикуются во многих школах для учащихся IX-X1 классов, особенно в гимназиях, лицеях. К конференциям учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ научной, художественной литературы, результаты собственных (иногда - коллективных) исследований. Обычно конференции проходят один раз в год, в некоторых школах - в традиционно установленное время. В это же время организуются и выставки творческих работ учащихся средних и младших классов. Однако это не обязательно: учебная конференция может быть проведена и в одном классе по одному учебному предмету.

1.7. Школьная лекция

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция — адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

1.8. Семинары

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросо - ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут  имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

1.9. Практикумы

Практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

1.10. Дополнительные занятия

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе, прежде всего, необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

        

1.11. Занятия в кружках и клубах по интересам

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускай внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других  факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации в учебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Заключение

Вспомогательные формы организации обучения имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами: они отличаются более строгой организационной структурой; один учитель работает одновременно с большой группой учащихся и создаёт благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся; учитель удовлетворяет и развивает духовные потребности школьников, открывает дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность.

Главное назначение вспомогательных форм организации обучения – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

Список литературы

1. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001.

2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия, 2004.

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Формы организации обучения географии

Нетрадиционные формы проведения уроков географии с использованием ИКТ, ЦОР....

Внеурочные формы организации обучения

В условиях модернизации современного образования роль внеурочной деятельности в образовании личности возрастает. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств, как инициативность, активность, т...

Семинарское занятие,как форма организации обучения педагогов дополнительного образования

Описание одной из форм организации обучения педагогов дополнительного образования-семинара. Описание главной составляющей - дискуссия. Классификация семинарских занятий...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Урок как основная форма организации обучения.

Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения – уроку. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена со...

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие  сведения о развитии организационных  форм учебной работы в шк...