Статья "Метапредметный урок"
статья по теме
«Школу можно уподобить скрипке Гварнери, из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель, и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metapredmetnyy_urok.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный урок.
«Школу можно уподобить скрипке Гварнери,
из которой можно извлечь и скрип заржавевших дверных петель,
и прекрасную музыку. Всё зависит от виртуозности играющего».
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.
Сравнительная характеристика метапредметного урока, интегрированного урока и урока с межпредметными связями.
№п/п | Метапредметный урок | Интегрированный урок | Урок с межпредметными связями |
1. | цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие | цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям (реализация межпредметных связей) | цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук |
Cходства: расширение кругозора учащегося и его эрудиции. Отличия: перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок-интегрированный урок- метапредметный урок" | |||
2. | формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. | создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. | решение проблемы урока с позиций различных наук |
Cходства: развитие личности обучаемого. Отличия: Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков. Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. | |||
3. | Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленнымнадобывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности | Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. | Принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами. |
Cходства: предоставить каждому учащемуся широкие возможности для выбора системы ценностей, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир. Отличия: выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области основано на представлении о поисковых моделях обучения, в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения . | |||
4. | Применение полученных знаний и умений на других уроках. | Обогащение жизненного опыта | Параллельное изучение темы на двух предметных уроках. |
Cходства: использование проблемно-поискового метода, активизация позновательной деятельности, эмоциональная насыщенность. Отличия: ученик учится сам и учит других. Умение добывать информацию из различных источников. Учитель не источник информации, а навигатор деятельности. | |||
5. | Развитие мышления учащегося и профессионализма учителя. Задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. | Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей. Развитие потенциала учащегося | Поиск ключевых компетенций, смежных для наскольких дисциплин и их развитие |
Cходства: позволяет объяснить или закрепить материал с опорой на знания по другому предмету. на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока. Отличия: на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока | |||
6. | Формирование мыслящего человека, как учителя, так и ученика. | Понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки. | Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области. |
Cходства: активизируется мыслительная деятельность, поисковая активность детей. Отличия: на метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе. |
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...