Технологии обучения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Основные черты технологий формирующего обучения. (Технология традиционного обучения)
Само понятие формирующего обучения требует таких технологий, которые обеспечили бы прочное и осознанное усвоение каждым учеником системы знаний, умений и навыков, а также формирование личностных качеств, определенных государственным стандартом образования.
Поэтому основными чертами обобщенной модели формирующего обучения являются:
- знаниевая целевая ориентация;
- жесткая система целей;
- сообщение знаний и способов деятельности в «готовом виде»;
- процесс обучения представляется как руководство учителем репродуктивной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и типовых видов деятельности;
- многократное воспроизведение знаний и умений;
- исполнительская позиция ученика в учебном процессе;
- позиция педагога – информатор, управленец, контролер.
Отсюда наиболее обобщенная и развернутая технология может быть представлена следующими процедурами:
- сообщение знаний;
- демонстрация деятельности и организация её осмысления;
- организация отработки умений для элементарных типовых ситуаций под руководством учителя;
- организация самостоятельной практики в типовых и более сложных ситуациях;
- контроль со стороны учителя за ходом и результатами усвоения;
- анализ результатов учителем, сообщение и обсуждение с учащимися;
- организация мер по ликвидации пробелов в усвоении знаний, умений и навыков;
- повторение ранее пройденного с целью прочного закрепления и подготовки к усвоению новых знаний.
Варианты технологий формирующего обучения: технология программированного обучения, технология алгоритмического обучения, технология полного усвоения, бригадно-индивидуальное обучение.
Проблемно-поисковые технологии обучения.
Эти технологии основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем.
Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:
-их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основное содержание обучения;
-постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
-рефлексивная деятельность учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
-последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решении проблем: выделение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений к широкому кругу явлений, обобщения.
К проблемно-поисковым технологиям можно отнести такие, как: проблемное изложение, проблемно-исследовательское обучение, модель обучения на основе «мозговой атаки».
«Мозговая атака» (Технология групповой творческой деятельности).
Целевое назначение.
- Стимулирование творческой деятельности.
- Развитие творческих способностей (способность к догадке, стремление к инновационным решениям).
- Стимулирование поисковой деятельности на основе эмоционально-образного мышления.
Основные этапы в организации учебной работы.
- Постановка проблемы и сообщение вводной информации.
- Представление проблемы как чрезвычайно важной для экстремальной ситуации и требующей быстрого решения.
- Выступление «эксперта» (учитель, ученик, реальный специалист) с анализом проблемы и вводной информацией.
- Переформулирование проблемы.
- Каждый учащийся самостоятельно переформулирует проблему для себя.
- Обсуждение вариантов переформулирования проблемы.
- Выбор одного варианта для обсуждения.
- Выдвижение образных аналогий.
- Класс разбивается на 2 группы – «генераторов идей» и «критиков».
- Побуждение группы к поиску ярких, образных аналогий тому явлению, которое содержится в проблемной ситуации.
- Побуждение группы к активному, межличностному взаимодействию.
- Фиксирование предлагаемых подходов.
- Оценка продуктивности предлагаемых подходов к требованиям, заложенным в проблеме.
- Класс выступает в роли «критиков» во главе с «экспертом».
- «Эксперт» руководит оценкой продуктивности подходов к переформулированной проблеме.
- Подходящий вариант переносится на первоначальную постановку проблемы.
- Заключение группы о том, что проблема решена или не решена и требует нового обсуждения.
Технологии исследовательской направленности.
Наиболее распространенным пониманием исследовательского обучения является такое обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем.
Основная цель – в овладении учащимися способами познания: наблюдения, сбор данных и их анализ, аргументация, обобщение.
Наиболее общая модель исследовательского обучения содержит процедуры:
- Обсуждение проблемы и способов её формулирования.
- Планирование исследовательской деятельности (определение целей, последовательности действий, подготовка условий).
- Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, подведение итогов).
- Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса).
К наиболее известным технологиям данного типа относится: метод проектов.
Технология моделирующего обучения (учебные игры).
Инвариантными элементами учебного процесса на основе учебной игры являются такие этапы:
- Ориентация.
Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными положениями, которые в ней используются. Дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
- Подготовка к проведению.
Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедур, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. Распределяются роли между участниками. Эффективность и организованность игры повышается, если каждому участнику вручается функциональное описание его роли и его задачи. Большую роль играет также игровая атрибутика (знаки отличия ролей, символическая декорация, награды, штрафы и т.д.)
- Проведение игры.
Учащиеся исполняют свои игровые роли.
Учитель организует проведение игры, выполняя в ней определенные роли: инструктор, судья, ведущий, тренер.
Наиболее часто используются в учебном процессе такие виды игр: игры-ситуации, сюжетные игры, игры-драматизации, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии).
Коммуникативно-диалоговые технологии.
Развивающее влияние этих технологий определяется тем, что деятельность учащихся в процессе обучения организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в процессе коммуникативного общения.
Эти технологии позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными. Они развивают мышление и такие его качества, как логичность, гибкость, критичность. Одновременно достигаются и такие воспитательные цели, как формирование речевой, дискуссионной и рефлексивной культуры, приобщение к культуре демократического общества.
В общем виде модель обучения коммуникативной основе можно представить в виде следующих процедур:
1. Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения
2. Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся.
3. Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Организация и управление обсуждением осуществляется учителем в 2 планах: 1) конкретно-содержательном; 2) путем организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения.
4. Анализ и оценка дискуссии.
5. Подведение итогов.
К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиями этой группы относятся: проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»), дискуссия с игровым моделированием.
Проблемная дискуссия.
Целевое назначение.
-Вовлечение учащихся в поиск истины.
-Стимулирование собственных открытий, собственных оценочных суждений.
-Обучение дискуссионным процедурам: аргументации, способам высказывания, правилам ведения, самоорганизации.
Последовательность этапов.
- Введение в дискуссию.
Ведущий обосновывает актуальность проблемы обсуждения. Приемом актуализации является не рассказ и не убеждение в значимости, а демонстрация злободневного противоречия, затрагивающего интересы учащихся.
- Ход дискуссии.
- Подведение итогов.
Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.
Целевое назначение.
-Развитие способности к видению проблемы.
-Формирование опыта поиска решения, планирования исследования, воплощения идей в виде проектов.
Последовательность этапов.
- Постановка учителем проблемы, результат решения которой в дальнейшем должен быть воплощен в каком-то проекте.
- Индивидуальное обдумывание идей.
- Предложения идей и наглядная их фиксация ведущим.
- Группировка ведущим идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде для коллективного обсуждения.
- Очередность обсуждения идей: аргументация «за» и «против», конкретизация способов их практического воплощения.
- Принятие решения. Обсуждение плана выполнения и распределения обязанностей.
Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»)
Целевое назначение.
-Активизация взаимодействия между учащимися, навыки групповой работы.
-Обучение процедурам представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне.
Последовательность этапов.
- Учитель ставит проблему.
- Учитель делит класс на группы по 4-6 человек.
- Участники групп распределяют роли или обязанности. (Ведущий, спикер, аналитик - задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказываемые идеи, протоколист, наблюдатель - следит и оценивает поведение и высказывания участников.)
- Обсуждение проблемы в малых группах. Время обсуждения фиксируется.
- Представители групп (спикеры) собираются в центре класса, отстаивают позицию группы по правилам ведения дискуссии.
- В случае затруднения «спикер» может взять с разрешения учителя «тайм-аут» для консультации с группой.
- Критический разбор решения и ход обсуждения всем классом или
«наблюдателями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (обучение грамматической стороне устной речи и чтения)
Обучение грамматике всегда было трудным и неблагодарным делом. Часто можно услышать лова учителей: "Мои ученики неплохо читают и говорят, но вот грамматику не знают". невозможно отрывать грамматику от...
«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"
Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.
Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....