Технологии обучения
статья по теме

Хахина Римма Валерьевна

Материал для руководителей ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_obucheniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Основные черты технологий формирующего обучения. (Технология традиционного обучения)

Само понятие формирующего обучения требует таких технологий, которые обеспечили бы прочное и осознанное усвоение каждым учеником системы знаний, умений и навыков, а также формирование личностных качеств, определенных государственным стандартом образования.

Поэтому основными чертами обобщенной модели формирующего обучения являются:

  • знаниевая целевая ориентация;
  • жесткая система целей;
  • сообщение знаний и способов деятельности в «готовом виде»;
  • процесс обучения представляется как руководство учителем репродуктивной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и типовых видов деятельности;
  • многократное воспроизведение знаний и умений;
  • исполнительская позиция ученика в учебном процессе;
  • позиция педагога – информатор, управленец, контролер.

Отсюда наиболее обобщенная и развернутая технология может быть представлена следующими процедурами:

  1. сообщение знаний;
  2. демонстрация деятельности и организация её осмысления;
  3. организация отработки умений для элементарных типовых ситуаций под руководством учителя;
  4. организация самостоятельной практики в типовых и более сложных ситуациях;
  5. контроль со стороны учителя за ходом и результатами усвоения;
  6. анализ результатов учителем, сообщение и обсуждение с учащимися;
  7. организация мер по ликвидации пробелов в усвоении знаний, умений и навыков;
  8. повторение ранее пройденного с целью прочного закрепления и подготовки к усвоению новых знаний.

Варианты технологий формирующего обучения: технология программированного обучения, технология алгоритмического обучения, технология полного усвоения, бригадно-индивидуальное обучение.

Проблемно-поисковые технологии обучения.

Эти технологии основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем.

Общими чертами любых проблемно-поисковых технологий являются:

-их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основное содержание обучения;

-постановка учащегося в  позицию исследователя, первооткрывателя;

-рефлексивная деятельность учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;

-последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решении проблем: выделение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений к широкому кругу явлений, обобщения.

К проблемно-поисковым технологиям можно отнести такие, как: проблемное изложение, проблемно-исследовательское обучение, модель обучения на основе «мозговой атаки».

«Мозговая атака» (Технология групповой творческой деятельности).

Целевое назначение.

  • Стимулирование творческой деятельности.
  • Развитие творческих способностей (способность к догадке, стремление к инновационным решениям).
  • Стимулирование поисковой деятельности на основе эмоционально-образного мышления.

Основные этапы в организации учебной работы.

  1. Постановка проблемы и сообщение вводной информации.
  • Представление проблемы как чрезвычайно важной для экстремальной ситуации и требующей быстрого решения.
  • Выступление «эксперта» (учитель, ученик, реальный специалист) с анализом проблемы и вводной информацией.
  1. Переформулирование проблемы.
  • Каждый учащийся самостоятельно переформулирует проблему для себя.
  • Обсуждение вариантов переформулирования проблемы.
  • Выбор одного варианта для обсуждения.
  1. Выдвижение образных аналогий.
  • Класс разбивается на 2 группы – «генераторов идей» и «критиков».
  • Побуждение группы к поиску ярких, образных аналогий тому явлению, которое содержится в проблемной ситуации.
  • Побуждение группы к активному, межличностному взаимодействию.
  • Фиксирование предлагаемых подходов.
  1. Оценка продуктивности предлагаемых подходов к требованиям, заложенным в проблеме.
  • Класс выступает в роли «критиков» во главе с «экспертом».
  • «Эксперт» руководит оценкой продуктивности подходов к переформулированной проблеме.
  • Подходящий вариант переносится на первоначальную постановку проблемы.
  • Заключение группы о том, что проблема решена или не решена и требует нового обсуждения.

Технологии исследовательской направленности.

Наиболее распространенным пониманием  исследовательского обучения является такое обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем.

Основная цель – в овладении учащимися способами познания: наблюдения, сбор данных и их анализ, аргументация, обобщение.

Наиболее общая модель исследовательского обучения содержит процедуры:

  • Обсуждение проблемы и способов её формулирования.
  • Планирование исследовательской деятельности (определение целей, последовательности действий, подготовка условий).
  • Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, подведение итогов).
  • Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса).

К наиболее известным технологиям данного типа относится: метод проектов.

Технология моделирующего обучения (учебные игры).

Инвариантными элементами учебного процесса на основе учебной игры являются такие этапы:

  1. Ориентация.

Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными положениями, которые в ней используются. Дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

  1. Подготовка к проведению.

Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедур, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. Распределяются роли между участниками. Эффективность и организованность игры повышается, если каждому участнику вручается функциональное описание его роли и его задачи. Большую роль играет также игровая атрибутика (знаки отличия ролей, символическая декорация, награды, штрафы и т.д.)

  1. Проведение игры.

Учащиеся исполняют свои игровые роли.

Учитель организует проведение игры, выполняя в ней определенные роли: инструктор, судья, ведущий, тренер.

Наиболее часто используются в учебном процессе такие виды игр: игры-ситуации, сюжетные игры, игры-драматизации, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии).

Коммуникативно-диалоговые технологии.

Развивающее влияние этих технологий определяется тем, что деятельность учащихся в процессе обучения организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в процессе коммуникативного общения.

Эти технологии позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными. Они развивают мышление и такие его качества, как логичность, гибкость, критичность. Одновременно достигаются и такие воспитательные цели, как формирование речевой, дискуссионной и рефлексивной культуры, приобщение к культуре демократического общества.

В общем виде модель обучения коммуникативной основе можно представить в виде следующих процедур:

1. Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения

2. Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся.

3. Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Организация и управление обсуждением осуществляется учителем в 2 планах: 1) конкретно-содержательном; 2) путем организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения.

4. Анализ и оценка дискуссии.

5. Подведение итогов.

К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиями этой группы относятся: проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»), дискуссия с игровым моделированием.

Проблемная дискуссия.

Целевое назначение.

-Вовлечение учащихся в поиск истины.

-Стимулирование собственных открытий, собственных оценочных суждений.

-Обучение дискуссионным процедурам: аргументации, способам высказывания, правилам ведения, самоорганизации.

Последовательность этапов.

  1. Введение в дискуссию.

Ведущий обосновывает актуальность проблемы обсуждения. Приемом актуализации является не рассказ и не убеждение в значимости, а демонстрация злободневного противоречия, затрагивающего интересы учащихся.

  1. Ход дискуссии.
  2. Подведение итогов.

Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.

Целевое назначение.

-Развитие способности к видению проблемы.

-Формирование опыта поиска решения, планирования исследования, воплощения идей в виде проектов.

Последовательность этапов.

  1. Постановка учителем проблемы, результат решения которой в дальнейшем должен быть воплощен в каком-то проекте.
  2. Индивидуальное обдумывание идей.
  3. Предложения идей и наглядная их фиксация ведущим.
  4. Группировка ведущим идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде для коллективного обсуждения.
  5. Очередность обсуждения идей: аргументация «за» и «против», конкретизация способов их практического воплощения.
  6. Принятие решения. Обсуждение плана выполнения и распределения обязанностей.

Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»)

Целевое назначение.

-Активизация взаимодействия между учащимися, навыки групповой работы.

-Обучение процедурам представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне.

Последовательность этапов.

  1. Учитель ставит проблему.
  2. Учитель делит класс на группы по 4-6 человек.
  3. Участники групп распределяют роли или обязанности. (Ведущий, спикер, аналитик - задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказываемые идеи, протоколист, наблюдатель - следит и оценивает поведение и высказывания участников.)
  4. Обсуждение проблемы в малых группах. Время обсуждения фиксируется.
  5. Представители групп (спикеры) собираются в центре класса, отстаивают позицию группы по правилам ведения дискуссии.
  6. В случае затруднения «спикер» может взять с разрешения учителя «тайм-аут» для консультации с группой.
  7. Критический разбор решения и ход обсуждения всем классом или

      «наблюдателями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Технология обучения языковым знаниям и формирование навыков (обучение грамматической стороне устной речи и чтения)

Обучение грамматике всегда было трудным и неблагодарным делом. Часто можно услышать лова учителей: "Мои ученики неплохо читают и говорят, но вот грамматику не знают". невозможно отрывать грамматику от...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....