МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
учебно-методический материал по теме
Выступление на методическом объединении в рамках конкурса "Учитель года - 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodobedinenie_-_vystuplenie_31.01.14.doc | 115.5 КБ |
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Современная школа…», «Современный урок …», «Современный учитель». Как часто мы слышим эти слова! Невольно возникает вопрос: что влияет на современность урока?
Может это мастерство и профессиональная компетентность педагога?
Может, это выбранная учителем, педагогическая технология?
Может это особые средства обучения?
Перечень вопросов может быть длинным.
Чтобы ответить на них надо знать каким должен быть выпускник - результат труда педагогов.
В соответствии с ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в разных областях деятельности, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Но я стараюсь. Помогаю каждому ученику ощутить причастность к моим предметам.
Уважаемые коллеги, перед Вами результаты мониторинга, проведенного среди учащихся 5-х и 10-х классов. Который подтверждает достаточно высокий уровень интереса и мотивации к моим предметам.
Рисунок - Результаты мониторинга в 5-х классах
Рисунок – Уровень мотивации к предмету. Результаты мониторинга в 10-х классах
Рисунок – Уровень комфортности на уроке. Результаты мониторинга в 10-х классах
А какими же методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность принимать решения, быть ответственными, критически относиться к явлениям природы и общества?
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием разных методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Не осталась в стороне от поиска и я.
У каждого учителя годами вырабатывается свой способ достижения целей и конкретных задач обучения. Китайская пословица гласит: «Тысяча учителей – тысяча методов».
Поскольку всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов проблемного характера, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения и делать выводы, я свой выбор сделала.
Среди всех современных педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее перспективным, соответствующим потребностям общества, является такой методический приём как проблемное обучение.
- В чём же актуальность данного инновационного приёма?
Сегодня обществу нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций.
«Разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме, либо к изучаемому общественному явлению - вот главное в моей педагогической работе.
Поэтому уроки, где применяется метод проблемного обучения, развивают устную речь, активизируют мыслительную деятельность, формируют культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения. Это и есть нестандартное мышление.
- Новизна технологии проблемного обучения заключается в комбинировании элементов различных методик, создании проблемных ситуаций на различных этапах урока, организации самостоятельного творческого поиска и доказательства гипотез учащимися.
Использование проблемного обучения позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у детей становятся более прочными, а самое главное – сохраняется интерес к изучению предмета.
В рамках проблемного обучения успешно реализуются все ключевые компетенции, формирование которых требует от педагога организации обучения школьников в поисковом режиме, когда создаются условия для проявления их активности, самостоятельности и креативности.
Уважаемые коллеги, эффективность применения технологии проблемного обучения очевидна и подтверждается результатами мониторинга, проведенного мной среди учащихся 5 и 10 классов.
Рисунок – Эффективность применения технологии проблемного обучения
На следующей диаграмме, уважаемые коллеги, вы видите перечень форм работы на моих уроках, о которых дети отзываются положительно. Среди них, как вы видите, преобладают приемы технологии проблемного обучения.
Рисунок – Эффективность применения технологии проблемного обучения
Как же я использую технологию проблемного обучения в работе на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ?
Чтобы составить целостное представление об этом методическом приёме в моей деятельности, давайте выделим основные позиции по его применению.
1 позиция. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способов ее разрешения. На уроках применяю различные формы решения проблемных ситуаций. Приёмы проблемного обучения я использую как элемент урока, так и в течение всего урока.
- В древнем Китае не зря говорили: расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь.
Поэтому систематически я организую самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решения проблемных задач.
Уже на первых занятиях по истории Древнего мира пятиклассники учатся решать проблемные задачи.
Знания, полученные в результате решения проблемных задач, твердо усваиваются, так как дети добывают их самостоятельно, а не получают в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировать и вести дискуссию.
- Ролевую дискуссию часто выбираю на своих уроках в 6, 7, 8 классах. Ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает им преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
Примером использования данного приёма может служить обсуждение проблемного вопроса по теме «Столетняя война» в 6 классе: «Жанна Д’арк: колдунья или посланница Бога?».
Через ролевую дискуссию рассматривалась проблема и в рамках темы «Гражданская война в США» - «Правое дело: миф или реальность?»
- На уроках ОРКСЭ моделирую проблемные ситуации. Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: «Может ли добро быть с кулаками?», «Как воспитать в себе честь?», «Что значит быть толерантным?»
При анализе проблемной ситуации в диалоге на уроке рождаются истины, дети начинают задумываться над своими мыслями и поступками, оценивать их с точки зрения добра, зла и закона.
- Ответы на проблемные вопросы ищу совместно с учащимися на уроке в 6 классе по теме «Предпринимательство и бизнес». Определяем: кто такой предприниматель, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, и каковы основные формы организации бизнеса.
В процессе работы учащиеся выполняют практическое задание на основе кейса - фрагмента из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с ребятами выполняем проблемное задание: можно ли делового человека — героя произведения назвать работником и предпринимателем?
Через эвристическую беседу решаем проблемную задачу, опираясь при этом на мнения специалистов: «Предприниматель, который уважает деньги, который их бережёт - сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».
И, наконец, в конце урока дети разрабатывают проект собственной фирмы. Но сначала придумывают максимальное количество всевозможных вариантов предпринимательской деятельности. Поясняют, кого они будут привлекать к своей деятельности. К какому виду и форме предпринимательства будет относиться их деятельность.
В качестве домашней работы выполняется творческое задание: ученики работают со схемой «Основные этапы организации бизнеса». Подбирают штат сотрудников для фирмы «Лукоморье», с условием, что персонал будет представлен сказочными персонажами из стихотворения Александра Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Дети пишут начало сказки о создании фирмы «Лукоморье», отражая при этом все этапы бизнеса. Рисуют героев своей сказки с указанием их экономических ролей в фирме.
Сценарий этого урока я представляла на региональном Фестивале Проблемно-эвристических уроков. Методическая разработка была отмечена Дипломом I степени. С анализом урока, по итогом Фестиваля ПЭУ, я выступала на вебинаре.
- Сама по себе проблема, поставленная перед учащимися, еще не обеспечивает их активной вовлеченности в освоение содержания. Не всякая проблема вызывает мотивированное к ней отношение.
Она может быть слишком простой и поэтому неинтересной, а может быть настолько сложной, что окажется ученику не по силам, и он не будет пытаться её решить. Поэтому я тщательно продумываю содержательные задачи, опирающиеся на принцип диалога культур. Нахожу актуальные проблемы, которые учащиеся не просто хотят обсуждать, а чувствуют потребность их решить.
Например, в 8-м классе, изучая тему «Социальная стратификация», предлагаю учащимся рассмотреть с различных позиций такое общественное явление, как «социальное неравенство». В начале урока ставлю проблему: «Может ли существовать общество, в котором нет неравенства?». Вместе с основной проблемой дети решают ещё и проблемные задания: Почему человек может стать бедным? Можно ли осуждать тех, кто попал в категорию бедных? Нужно ли заботиться нищих? Дома ребята создают исследовательский мини-проект по оказанию поддержки населению с низким уровнем доходов.
- Работая в логике проблемного обучения в старших классах, пришла к выводу, что наибольший интерес вызывает обучение через собственное открытие. На таких уроках ученик воспринимает себя равноправным участником решения проблемы, понимает, что его мнение имеет значение.
В основной школе проблему формулирую сама, а дети решают её. В старших классах учащиеся занимаются самостоятельной поисковой исследовательской деятельностью в решении проблемных задач. И поверьте, это уже не просто урок, а настоящая творческая лаборатория.
На уроках обществознания учащиеся сами определяют те темы и вопросы, которые их волнуют – в результате чего рождаются интереснейшие семинары и дискуссии.
При этом данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и метапредметные компетенции, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации, компетенции гражданственности и личностные компетенции.
2 позиция. А всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: возрастные и психофизиологические особенности учащихся.
Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить группу проблем, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и провести опрос проблемного характера.
3 позиция. Каким образом использование технологии проблемного обучения отражается на результатах моей педагогической деятельности?
Собственный многолетний опыт применения данной технологии через самостоятельную деятельность учащихся показывает, что проблемное обучение даёт положительные результаты.
Я стараюсь создать такие условия на своих уроках, чтобы процесс постижения новых знаний приносил детям радость, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
Привлечь и удержать внимание школьника - это залог хорошего результата учебной деятельности. Для меня главными показателями эффективности профессиональной деятельности учителя являются достижения учеников.
Основным подтверждением высокого качества обучения являются результаты независимой экспертизы. Это качественные результаты ГИА и ЕГЭ, при 100% абсолютной успеваемости.
Таблица 3. Результаты итоговой аттестации (ГИА - 9 класс)*, (ЕГЭ - 2013)*
Самый высокий балл в районе в 2013 году по истории был у моего ученика Воробьёва Ярослава (77 баллов).
Среди моих выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2013 году, наивысший балл получил Лобынцев Николай (83 балла).
Школьная жизнь ребенка - не только уроки и учебные программы. Школьная жизнь – это ещё участие детей в разнообразных видах внеурочной деятельности.
С 2009 года наблюдается положительная динамика участия и результативности моих учащихся в различных формах внеурочной деятельности, в социально значимых проектах – диаграмма.
Мои ученики – постоянные участники интеллектуальных игр в рамках муниципального сетевого мероприятия «Интеллект-Фестиваль «Открытие».
Сценарии «Отечественная война 1812 года», «Занимательное правоведение» отмечены дипломами I и II степеней в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие…» на профессиональных конкурсах регионального уровня.
Умения слаженно работать в команде и при этом грамотно анализировать правоведческую информациию мои ученики продемонстрировали во время муниципальной интеллектуальной викторины «Имею право». Дважды мои воспитанники были победителями этой правовой викторины.
В 2012 году учащиеся моего класса успешно участвовали в межпоселенческом молодежном форуме «Будущее и карьера», где продемонстрировали не только свои обществоведческие знания, но и сумели творчески представить бизнес-идею.
А где как не в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, в которой нуждается современное общество. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место в моей педагогической деятельности занимают предметные олимпиады.
Частью этой системы является авторская программа факультатива «Олимпиадное обществознание». Факультатив является тем механизмом, который позволяет мне использовать новые эффективные методы работы с одарёнными детьми: развиваются навыки содержательного анализа обществоведческого и исторического материала, так же навыки проектного мышления.
Эффективность собственной педагогической деятельности подтверждается не только стабильно высокими результатами моих учеников, но и моими личными профессиональными достижениями, признанием педагогического сообщества.
С 2009 года я участвовала в двух Всероссийских, пяти региональных конкурсах, фестивалях.
Авторские сценарии уроков по критериям педагогической эффективности удостоены высокой I, II, III категорией и рекомендованы учителям к использованию в педагогической деятельности.
Таблица 9. Результативность участия в профессиональных конкурсах, фестивалях
ВЫВОД.
Так что же главное в работе современного учителя?
В первую очередь, создание развивающей среды, познавательная деятельность детей, человеческое общение. И, конечно же, профессиональное совершенствование. Стараюсь соответствовать тем требованиям, которые выдвигает новый Стандарт к современному учителю.
В этом мне помогает технология проблемного обучения, которая способствует формированию гармонически развитой творческой личности.
Ведь постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. А самое главное ребенок осознает полезность своего учебного труда и мотивы своей деятельности!!!
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках
гуманитарного направления»
Слайд № 2
Когда-то Константин Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова известного педагога отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд № 3
Только через собственную деятельность каждый школьник сможет в полной мере познать мир. Ведь именно в действии порождается знание!
Слайд № 4
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд № 5
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, таких как
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Слайд № 6
В рамках реализации системно-деятельностного подхода вниманию гостей семинара было представлено внеурочное межпредметное занятие «Формула успеха в бизнесе». Наше занятие проводилось в форме заседания бизнес-клуба.
Слайд № 7
А началось оно с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Бизнес по-русски». Содержание мультфильма дети связывали с темой занятия.
После чего мы сформулировали задачи, поставили цель изучения, организовали работу в группах, распределили роли среди учащихся: организатора, докладчика, хронометриста и секретаря.
Слайд № 8
Далее ребята, используя собственный социальный опыт и выдержки из документов, познакомились с теоретическим материалом по теме «Предпринимательство», освоили его и искали ответы на вопросы:
- Кто такой предприниматель?
- Как стать предпринимателем?
- С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
- Зачем создаются фирмы?
- Каковы виды и формы предпринимательства?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем?
Слайд № 9
Завершающим действием на данном этапе занятия стала организация самопроверки. Ученики могли самостоятельно сравнить свои ответы (качества личности предпринимателя) с перечнем качеств, составленных самими предпринимателями.
В итоге учащиеся, заручившись поддержкой самого авторитетного члена бизнес-клуба селезня-миллиардера Скруджа Макдака, выявили наиболее важные качества для предпринимателя.
Ребята поняли, что предприниматель – это профессия, призвание, талант плюс определенные качества личности.
Слайд № 10
Следующим этапом занятия стала литературная страничка.
Перед началом работы был продемонстрирован слайд с героями мультипликационных фильмов: котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой.
Слайд № 11
Ребята определяли предпринимательские качества этих героев, после чего выбрали одного из них в качестве эмблемы для своей команды. Затем они приступили к выполнению компетентностных заданий.
Слайд № 12
Каждой группе были предложены разные тексты: русская народная сказка «Каша из топора», стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал», сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Прочитав текст, дети отвечали на одни и те же вопросы:
- Какие качества, необходимые предпринимателю, проявил герой произведения?
- Какой бизнес-урок они как предприниматели могли бы извлечь из этой поучительной истории?
Работая в группе с учебной информацией, ребята извлекали, преобразовывали и использовали текстовый материал. Они пришли к выводу, что для успешной работы предпринимателю необходимы терпение, смекалка, настойчивость, трудолюбие, инициативность.
Слайд № 13
Третий этап занятия – открытая творческая лаборатория.
Ребятам предлагалось вместе со своими мультяшными героями котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой рискнуть и начать собственное дело - открыть свою фирму под названием «Лукоморье».
В ходе занятия было специально организовано групповое обсуждение по методу мозгового штурма с выходом на понимание, какими именно видами предпринимательской деятельности могут заниматься их мультяшные герои? После обсуждения каждая из групп предлагала свои идеи.
Слайд № 14
Организация бизнеса включает несколько этапов: регистрация, установка оборудования, создание отделов, подбор квалифицированных работников.
Формированием штата сотрудников фирмы «Лукоморье» и предлагалось заняться группам. Выбрать своих сотрудников они могли из числа сказочных героев стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».
После обсуждения ребята представили результаты своей творческой работы.
Слайд № 15
Итак, штат подобран, идей много, осталось создать свой бизнес-проект, т.е. проект своей фирмы «Лукоморье», опираясь на план «Этапы бизнеса».
Вот такое домашнее задание получили дети.
Слайд № 16
Учащиеся сумели применить полученные знания на практике. Используя афоризмы известных предпринимателей, заседателей бизнес-клуба «Формула успеха», создали рекламу собственной будущей фирмы «Лукоморье».
Слайд № 17
Когда-то греческий бизнесмен, судовладелец Аристотель Онассис сказал: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». Это высказывание греческого миллиардера послужило сигналом к рефлексии.
Ребятам предлагалось разместить свои эмблемы на "лестнице успеха". Если дети нашли свою формулу успеха, то помещали эмблему своей команды рядом с предпринимателем, если сомневались, то на нижних ступенях.
Слайд № 18
Вывод.
Всем знакомая китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Это высказывание древнего мудреца является основой современного образования. Обратите внимание на слайд, а это мнение другого китайского философа.
Слайд № 19
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю формировать у учеников универсальные учебные действия – т. е., готовить их к жизни.
Слайд № 20
Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода применительно к урокам гуманитарного направления являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить, проектировать.
На своем занятии мы старались организовать работу так, чтобы учащиеся стали субъектами собственной деятельности.
Слайд № 21
Деятельность учащихся на всех этапах занятия была организована в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирался метод разрешения проблемной ситуации; эвристической беседы; решения проблемных заданий; работы с кейсом и терминами.
Слайд № 22
В процессе работы использовали так же прием смыслового чтения и прививали навыки проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре
Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.
Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...
Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса
Конкурское задание "Методический семинар" на тему "Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса"...
Мастер – класс на тему «Базовая модель организации учебного процесса на уроках окружающего мира».
...
Базовая модель трех стадий организации учебного процесса «технологии критического мышления»
Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без ...