Мастер – класс на тему «Базовая модель организации учебного процесса на уроках окружающего мира».
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Базовая модель организации учебного процесса на уроках окружающего мира».
Цель: познакомить участников мастер-класса с базовой моделью организации учебного процесса на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД;
Ход мастер-класса
I. Организационный момент.
-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.
Здравствуйте те, кто уже проснулся!
Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!
Здравствуйте те, кто способен любить!
Здравствуйте те, кто желает творить!
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
А начать мастер-класс я хотела бы со стихотворения Русского писателя Дмитрия Лаврова
Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м - Большим языком! Нашей жизни ОН - П е р в о о с н о в а - Всем народам Планеты - знаком ! | Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток - От наречий ручьистых - Не затмил Родника - Родников! |
В современной школе очень много технологий, приемов, различных методик, которые приходят в нашу систему образования на иностранном языке. Да, что-то нам нравиться, и это мы берем, но при этом не задумываемся, сколько непонятных, иностранных слов мы преподносим детям. А ведь, российская система образования – всегда была и остается самой лучшей в мире. Сегодняшним примером я хочу вас к этому призвать.
Тема моего мастер класса «Базовая модель организации учебного процесса на уроках окружающего мира».
слайд 2 – А сейчас прошу ответить мне:
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер-классе?
В конце мастер-класса мне хотелось бы, что вы отметили как положительные моменты, так и трудности, c которыми может встретиться учитель, при использовании данной технологии.
- Информационный блок.
Слайд (авторы) В условиях реализации новых стандартов, одним из главных требований выступает проектирование учителем личностно - ориентированного урока, выбор оптимальных технологий и методов работы. Одной из таких технологией является Базовая модель организации учебного процесса
Слайд (для чего используют) Её основой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Слайд№ 3 - Базовая модель состоит из трёх этапов (стадий):
Стадия вызова, стадии осмысления стадии рефлексии.
Моя модель , которую я использую это матрешка, с 3 этами на каждом этапе свои методы и технологии.
В режиме Базовой модели организации учебного процесса на уроках окружающего мира, так же как и при обучении по системе Л. В. Занкова, у ученика на этапе вызова уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового, именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.
Что принципиально нового несет Базовая модель организации учебного процесса ?
Слайд № 4 (с приемами по стадиям) - Элементы новизны содержатся в самих методических приемах и стратегиях, используемых на каждой стадии, которые ориентируют на создание условий для свободного развития каждого учащегося.
Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые наиболее успешно и формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках окружающего мира.
Останавливаюсь на этом учебном предмете еще и по той причине, что вместо 2 – х часов в учебном плане на него выделяют только 1 час.
Слайд № 5-
на стадии вызова использую приёмы «Верите ли вы, что…» и «Верные и неверные утверждения», которые очень нравятся моим ученикам.
Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока пустой.
Вопросы:
- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –
- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +
- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +
- А верите ли вы, что родина апельсина - Китай? +
- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –
- А верите ли вы, цветы умеют танцевать?
Верители вы, что гриб это растение?
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | 7 вопрос | |
1. | |||||||
2. |
- В конце урока после работы с текстом, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Слайд № 6 - интересный прием « Корзина идей» (вопросов, фактов, понятий). Ученик записывает все, что ему известно по проблеме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Слайд № 7– так выглядит корзина идей по теме «Вода в природе » перед изучением темы
Слайд № 8- и после изучения
Слайд №9 – на стадии вызова использую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Слайд № 10 - по теме «Одомашнивание животных» получилась следующая таблица (1 класс _ Занков )
У: Ответьте мне пожалуйста в каком классе, какой из этих приемов лучше пойдет?
Слайд № 11 Одним из основных приемов на стадии осмысления при работе с текстом считаю прием «Инсерт» вариант нашего класса «ЧТЕНИЯ С ПОМЕТКОЙ»
Инсерт: - интерактивная позновательная система эффективного чтения и размышления.
Слайд № 12 - Учащимся предлагаю систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:
+– я это знал;
– я думал иначе;
! новое для меня;
? интересно, непонятно, нужно разобраться.
Условные знаки помогают учащимся читать текст более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании и осмыслении материала. Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию, развивает умение выделять новое.
При повторном чтении использую прием «Бортовой журнал»(для описания идей принципов, а не для фиксации большого количества терминов), учащиеся заполняют таблицу, в которой отмечают ключевые моменты из того, что уже знали, и новую информацию, полученную из текста.
Слайд № 13 - Одним из способов графического представления материала является приём «Кластер»Вариант нашего класса «Куст»» - он универсальный и используется на всех стадиях.
Слайд – Слайд № 14 Например, на стадии вызова КУСТ помогает подготовить учащихся к восприятию новой информации.
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Слайды 15, 16- Куст (Кластер) может оформляться по-разному.
Слайд № 17 - следующий прием, который я использую на всех стадиях урока - таблица «тонких» и «толстых» вопросов .
- На стадии вызова - это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
В левой части – простые, «тонкие», вопросы, которые подразумевают односложные ответы, а в правой – вопросы, требующие более сложного и развернутого ответа.
Слайд № 18 Хотелось бы отметить, что на стадии рефлексии необходимо обязательно вернуться к тем приемам, которые были использованы на стадии вызова – внести изменения, дополнить или изменить кластер, проверить верные-неверные утверждения, исправить перепутанные логические цепочки, дополнить корзину идей и таблицу Знал-Хочу узнать-Узнал и т.д.
Слайд № 19- с целью целостного осмысления информации использую прием «Синквейн». Вариант нашего класса стихотворение из 5 строк.
Слайд № 20 – примерыстихотворение из 5 строк. - Составление синквейна Вариант нашего класса стихотворение из 5 строк. требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал .
Слайд № 21 – Для обобщения материала по одному учебному разделу или теме удобно использовать прием «Сводная таблица»
Уважаемые коллеги может ли сводная таблица заполнятся на другом этапе урока?
Слайд № 22– А вот для сравнения трех и более аспектов или вопросов в рамках изучения какой-то темы можно применить прием «Концептуальная таблица» Сравнительная таблица
Линии сравнения | Степь | Лесостепь | Лесная зона |
Климатические условия | |||
Растительный мир | |||
Животный мир | |||
Занятия людей |
Практическая часть мастер-класса
Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами организации учебного процесса.
- а теперь приступим к практической части, во время которой будем использовать прием кластер Вариант нашего класса куст.
Для работы в группах приглашаю активных участников, которые выступят в роли учеников.
1 группа - второклассники - ваша задача - составить кластер куст по теме «Осадки» на этапе вызова.
2 группа - 2 класс – вам необходимо составить кластер куст на тему «Осадки» на этапе осмысления, после работы с научной статьей.
Третья группа составляет советы учителю при работе с кластерами.
Слайд - Советы учителю при работе с кластерами с кустами.
Проверим что совпало с моими советами, которые я предлагаю.
- Записывайте все идеи учащихся
- Не судите о качестве идей (не комментируйте)
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Подведение итогов
Еще один прием, который часто используется на моих уроках на этапе рефлексии – перекрестная дискуссия. Под руководством учителя проводится сравнения спора, дискуссии, выявляется кто прав, кто не прав.
Этот прием создает условия для предупреждения однозначного толкования событий, явлений природы, поступков людей. Это очень важные условия для современной жизни. Наши дети очень категоричны в своих оценках и видят очень конкретные полярные явления: черное-белое, добро-зло, хорошо – плохо.
А все великие открытия совершаются именно тогда, когда «открыватель» подвергает сомнению установленное мнение.
Слайд –базовая модель организации учебного процесса располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике?
Щелчок – Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос
Готов ли я применять базовый модель организации учебного процесса на своих уроках?
Ваша задача привести аргументы или за или против – отмечая положительные и отрицательные стороны.
-да, я готов ….. потому что
-нет, я не готов, потому что …
- Начнем, дискуссию?
Много + Какой вывод можно сделать? В использовании базовой модели организации учебного процесса, конечно, больше положительных сторон, чем отрицательных, поэтому ее действительно необходимо использовать в образовательном процессе.
Много – Для распространения опыта и изучение данных приемов необходимо организовать взаимопосещение, мастер классы семинаров по изученной теме.
Закончить хотелось бы словами ТОТ, КТО СТОИТ НА МЕСТЕ, НЕ МОЖЕТ ВЕСТИ ВПЕРЕД.
Работа с залом
- Для релаксации проведем психологический тренинг с помощью метода “Мои предпочтения”.
- Приготовьте листок и ручку.
- Задумайте свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики – опишите его
(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
- Запишите на новой строке название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
- И, наконец, запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Слайд -
После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:
- Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
- Три характеристики животного – так вы видите себя сами в общении с окружающими;
- Три характеристики города – такими вы бы хотели видеть себя в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе
Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные про...
Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.
Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость применения данной педагогической технологии в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
Выступление на методическом объединении в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...
Тема. «Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»
Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...