Базовая модель трех стадий организации учебного процесса «технологии критического мышления»
методическая разработка по истории

Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности  за собственные решения.    Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это – скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом  международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти стадии подробно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atsya_na_ns_portal.docx162 байта
Файл seminar_trkm.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Поскольку история и обществознание как учебные дисциплины составляют стержень всех гуманитарных и обществоведческих наук, то именно они формируют национальное самосознание, нравственно-этические нормы, гражданскую позицию, социальную активность.

Мы, учителя и ученики, работаем в условиях  объемного информационного поля: телевидение, радио, интернет все это увеличивает поток, количество и качество информации. И нет уже запретов, обсуждению подлежат любые темы. В этой связи на современном уроке возникает возможность не просто прокомментировать, а оценить самые противоречивые точки зрения, высказать собственную позицию… и, казалось бы, вот вам простор для полета мысли!  Вот нам возможность активизировать работу на уроке!

Но… пассивная модель поведения, к сожалению, имеет место. Роль «слушателя» давно перестала удовлетворять не только учителя, но и ученика!

Как и вы, уважаемые коллеги, я нахожусь в поиске механизмов, приемов активизации мыслительной деятельности и пускай небольшой, но все-таки педагогический опыт привел меня к пониманию, что  технология развития критического мышления  включает в себя  комплекс методов и приемов, направленных на развитие мыслительной активности.

Данная технология предполагает особую организацию урока, который состоит из трех стадий: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии, и ряда приемов, таких как: кластер, инсерт, синквейн, толстые и тонкие вопросы, и др. я чуть позже объясню, почему излюбленным приемом для учеников стал именно  кластер.

Уже на начальном этапе урока, на стадии «вызова» возникает необходимость мобилизировать мышление учащихся, создать нестандартную ситуацию, в условиях которой ученик будет поставлен перед неким «затруднением», возникшим противоречием. Я ставлю учеников перед  решением проблемы. И таким образом,   я вышла на необходимость  предметно познакомиться, включиться в технологию проблемного обучения.  (начала знакомиться с технологией проблемного обучения. И оказалось, что задачи, которые ставятся технологией проблемного обучения (выпадает вторая часть слайда №2) решаются на стадии вызова в ТРКМ Как только на стадии вызова возникла проблемная ситуация, наша работа на уроке приобретает поисковый характер.

Возникновение интеллектуальное затруднение и ученик не может достичь это его побуждает искать новый способ действия или объяснения.

Давайте определимся что такое проблемная ситуация. (слайд 4) Проблемная ситуация – особое психологическое состояние познающей личности, которая оказалась в ситуации, имеющей противоречие и не имеющее однозначного решения.

Позвольте перейти к примеру, когда я на стадии вызова создала противоречивую ситуацию, т.е. проблемную ситуацию. Предлагаю учащимся самостоятельно выявить это противоречие и сформулировать проблему. Например, на уроке истории, изучая тему, связанную с периодом правления Петра I «Внешняя политика России в первой четверти XVIII века», в которой Северная война являются центральным событием. На стадии вызова я создаю противоречие… Предлагаю вам выявить это противоречие.

Северная война 1700 – 1721 гг.

Отсутствие союзников

Швеция обладала мощной сухопутной армией и флотом

Суровые климатические условия

Казна пуста

 Удаленность от центра страны Балтики

Укрепить статус России в европейской политике

Создать регулярную армию

Построить флот

Расширить территории государства

Амбиции царя Петра I

- Субъективные и объективные факторы в пользу начала войны и неблагоприятные факторы в условиях которых сложно начать войну. Я достаточно часто перебрасываю аспекты истории на современность, это позволяет актуализировать некоторые вопросы в истории. Мы связали это и с современностью.

Для чего же необходимо было создать это противоречие?

Проблема: как преодолевались эти противоречия? Пути преодоления противоречий. Проблема преодоления трудностей. Проблема преодоления неблагоприятных факторов. Проблема преодоления.

Поставили проблему. Возвращаюсь как построить кластер

Что же определяющим фактором было

Таким образом, противоречие сформировало проблемную ситуацию. (А вы бы начали войну на месте Петра? А кто считает по-другому?

Проблемная ситуация побуждает искать новый способ объяснения или действия.

Учащиеся должны, выявить противоречие между интересами и будущим  России и реальной ситуацией и поставить проблему. (например, учащиеся говорят: Роль субъективных и объективных факторов в истории; Роль личности в истории; Влияние природных и климатических условий на политическую и экономическую жизнь общества).

В данном случае, постановка проблемной ситуации и успешное ее разрешение невозможно без ряда условий, учитель должен овладеть:

1.        технологией постановки вопросов «обнажающих» противоречия перед учащимися;

2.        приемом «сталкивания» разных мнений учеников вопросом или практическим заданием;  

3.        оперированием словами и терминами, которые знакомы ученикам;

И последующая стадия урока, стадия «осмысления»- решению которой будут подчинены все последующие этапы урока. Я хочу поделиться с вами теми навыками, которыми я овладела и применяю на уроке.

При этом хотелось бы отметить в моих примерах сочетание технологии развития критического мышления с технологией проблемного обучения.                    

Итак, в одном случае, учитель сам формулирует проблему, т.е. на стадии вызова включает в тему урока проблемную формулировку.

Например, сегодня на уроке в 10 классе (слайд) Я объявила ученикам тему: «Роль социального познания в жизни человека: прошлое и настоящее». Мне важно чтобы ученики пояснили, как они понимают проблему, а именно увидели ли они, что роль социального познания на различных исторических этапах менялась.  Для меня это означало, что учащиеся готовы приступить к стадии «осмысления».  

Еще пример из практики: «Правовой статус подростка», при изучении данной темы учитель на стадии вызова ставит перед учениками проблему формирования правовой культуры в подростковом возрасте.

В другом случае, НЕ Я ставлю проблему перед учащимися в начале урока.

  1. .

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=226272504-31-72&n=21

Практические рекомендации учителю:

  1. Поощряйте вопросы (не отвечайте на каждый вопрос – вместо этого спросите, что он сам об этом думает);
  2. Не критикуйте (критика приводит к низкой самооценке у ребенка);
  3. Уважайте мнение ученика;
  4. Поощряйте самостоятельность в принятии решения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Базовая модель урока по технологии критического мышления

Базовая модель урока по технологии критического мышления представленны в виде трех этапов: «вызов-осмысление-рефлексия» .Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого воспр...

Создаём математические модели. План урока в технологии критического мышления.

Представлен план урока по теме Модели и моделирование  в технологии критического мышления. На уроке используются интерактивные задания для построения математических моделей (столбчатых диаг...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...

Мастер-класс по теме "Применение технологии критического мышления в учебном процессе"

В данном мастер-классе участники ознакомятся с ключевыми аспектами технологий критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе. Мастер к ласс включае...