Практическая направленность математики при изучении спецпредметов в группах НПО
статья по теме

Перфилова Татьяна Петровна

Выступление на цикловой методической комиссии преподавателей естественно-научных и математических дисциплин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_napravlennost.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Программа по математике для НПО, независимо от его профиля, должна обеспечивать Федеральный эквивалент среднего образования по предмету. В силу этого определяющей частью программы является базисный компонент, дающий общеобразовательную и общекультурную основу математической подготовки молодого человека со средним образованием. Эта часть программы составлена на основе «обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», утвержденного приказом Министерства образования РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756.

В то же время в программе обозначен профессионально значимый материал и выделено время для его изучения. К профессионально значимому содержанию отнесены знания (факты, понятия и т.п.) и умения (обобщенно познавательные, вычислительные и т.п.), которые формируются при изучении математики и необходимы для восприятия и осмысления теоретической основы общетехнических и отраслевых курсов, изучения смежных предметов, овладения профессиональной деятельностью, способствуют формированию качеств личности, важных для профессии.

С учетом потребностей профессионального образования (уроков спецтехнологии, материаловедения, уроков производственного обучения) в своевременном обеспечении необходимым математическим аппаратом базисная часть программы разбита на блоки, для которых возможно перемещение без ущерба систематизации и логики изложения курса математики. Поэтому очередность изучения тем по каждой специальности разная.

Целесообразно не дробить математику на два предмета, т.е. изучать ее интегрировано, единым курсом. Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания математики в учреждениях НПО. Профессиональная направленность обучения даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания учащихся на возможности применять знания по математике, химии, физике и другим предметам при изучении конкретной профессии, есть сущность концепции профессиональной направленности.

Существует несколько трактовок понятия «профессиональная направленность преподавания». Одна из наиболее полных состоит в следующем. Принцип профессиональной направленности преподавания заключается в «своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно  формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности будущего рабочего. Для усиления эффективности работы в соответствии с указанной проблемой необходимо укрепление межпредметных связей курса математики и предметов профцикла, в связи с чем рекомендуется:

- устанавливать прочные связи в работе преподавателей математики и спец-предметов, согласовывать общие цели, требования, используемый учебный материал на основе общей заинтересованности в повышении результатов обучения;

- иллюстрировать математические понятия и предложения примерами, взятыми из содержания спецдисциплин;

- использовать на уроках математики учебно-наглядные пособия, применяемые при изучении спецпредметов (таблицы, плакаты, модели и т.п.);

- отражать профессиональную направленность в оформлении кабинетов математики;

- на занятиях по математике составлять и решать с учащимися задачи с производственным содержанием; выполнять лабораторно-практические работы по тематике, непосредственно связанной с задачами производственной сферы.

В процессе обучения математики у учащихся НПО должны быть сформированы следующие умения, способствующие овладению ими конкретной профессией:

- видеть и выделять в изучаемом природном или искусственном объекте, явлении стороны, которые можно описать на языке изученного раздела математики, с использованием знакомых математических конструкций;

- осуществить «обратное» действие: по известной математической конструкции в знакомых областях знаний или профессиональной сфере деятельности найти объекты, явления, ситуации, к описанию которых конструкция может быть применима, объяснить такую возможность и само действие;

- относительно некоторого объекта познания сформулировать утверждение на естественном языке с использованием математических понятий и символов, переформулировать его на одном из математических языков, при необходимости «перевести» это же утверждение' на другие языки,  сопоставить описания;

- построить математическую модель реальной или близкой реальной ситуации: описать ее на языке изученного раздела математики и с использованием изученных математических конструкций, сформулировать соответствующую математическую задачу, включиться в обсуждение построенной модели;

- по правилам математики и на основе уже известных математических объектов строить "новые" возможные (с помощью перераспределения и нового сочетания символов, разумного изменения рисунка и т.п.), находить для "новых" объектов прообразы в математике или других областях знаний;

- по рассматриваемой ситуации из производственной сферы формулировать задачу и решить ее, сопоставить решение и полученные результаты с исходной ситуацией, по необходимости изменить задачу или ее решение, построить цепочку уточняющих задач и их решений;

- сравнить математические объекты, установить связи между ними, выделить в них общее и отличительное, увидеть аналогию и использовать ее для формулировки гипотезы об одном из сравниваемых объектов, перейти к обобщению или конкретизации, сформулировать соответствующие утверждения;

- в простейших случаях формулы, правила и утверждения переводить на язык алгоритмов, алгоритмизировать некоторые профессиональные деятельности, выделяя в них отдельные шаги и их цепочки, воспринимать красоту математического подхода (завершенность, компактность, относительную повторяемость и предсказуемость, богатство конкретизации и применения) и другие.

Все эти и подобные умения, в какой бы сфере они не применялись, относятся к общекультурным приобретениям человека, представляя собой мировоззренческие ориентиры для его профессиональной деятельности и организуя его представления об окружающем мире. Будучи сформированными и став личностными качествами, они безусловно помогут учащимся УНПО в овладении своей профессией на высоком квалификационном уровне.

Педагогические исследования и практика преподавания показывают, что профессиональная направленность является одним из путей совершенствования математической подготовки учащихся учреждений НПО. Так, в преподавании математики с учетом профессиональной направленности есть предпосылки для стимулирования и развития самостоятельной деятельности учащихся, для сознательного усвоения ими содержания курса.

В системе профессионального образования интересы учащихся в определенной степени уже сформированы, они направлены на избранную профессию. Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь с будущей профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе

С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...

Усиление практической направленности при изучении химии через элективные курсы

В своей статье  обращаю внимание на практическую направленность при изучении химии через элективные курсы, которая является комплексным понятием, включающим в себя не только практическую де...

Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».

Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ

В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...