Выступление на педагогическом совете №3
статья по теме
Оценка учебных достижений учащихся в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Оценка учебных достижений учащихся в условиях перехода на стандарты второго поколения»
Подготовила:
учитель мордовского языка
Косынкина Л.М.
Саранск 2014
В педагогической практике оценивание в классе традиционно
рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных
достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. Несколько лет назад проводилось международное исследование и среди многих других вопросов учителям предложили ответить на следующий: «Для чего вы оцениваете результаты своих учеников?»
Основной целью оценивания в классе является собственно выставление отметок и информирование родителей об успехах ученика. 99% российских учителей, именно так ответили на вопрос. А еще полученная посредством оценивания информация должна по существу использоваться учителем и для корректировки преподавания или определения индивидуальных потребностей учеников, организации учебных групп и дифференциации учебных задач.
Действующий Закон Российской Федерации «Об образовании»
делегирует школе ответственность за организацию и проведение оценивания в классе. В компетенцию образовательного учреждения входит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его уставом. Этот же регламент сохранён в проекте нового Закона «Об образовании».
Вот что говорится, в частности, в Стандартах
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в каждом образовательном учреждении должна быть разработана своя система оценки, ориентированная на выявление и диагностику образовательных достижений учащихся.
На данный момент происходит экспериментирование в этой области преимущественно в школах, реализующих авторские программы, что не меняет общей картины, весьма консервативной и не соответствующей современным образовательным ценностям и задачам.
Пока повсеместно действует установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная система оценивания, опирающаяся на пятибалльную шкалу. Её основной проблемой является закрытость и субъективность оценочных процедур, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Она непрозрачна для учащихся и никак не способствует становлению и развитию учебной самостоятельности.
Недостатком является и узость шкалы, поскольку наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Все это не поддерживает положительные усилия учащихся и не реагирует на постепенное ухудшение результата.
Малая информативность отметок связана еще и с тем, что с их помощью оценивают преимущественно знания академического характера, в первую очередь их полноту и системность. Освоение способов деятельности, успешность в какой-либо области за пределами учебного плана гораздо реже становятся объектом оценивания.
«Инновации снизу»
В последние десятилетия в различных образовательных учреждениях и педагогических системах, разрабатываются и вводятся в практику новые формыоценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.
Наибольшую известность получили следующие:
1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий
от узнавания и запоминания предъявленной информации до переноса усвоенной теории в практическую деятельность.
2. Портфолио как наиболее адекватный метод интегральной оценки. Это такая подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используется для оценивания индивидуального прогресса в обучении.
Нежелательно называть его «Портфель моих достижений» или «Мои достижения» и на первый план не стоит выводить раздел, документально подтверждающий эти достижения – грамоты, сертификаты.
Основная идея портфолио – научить ребёнка обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, уметь «презентовать» себя. Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:
- обязательные: промежуточные и итоговые письменные проверочные работы;
- поисковые: результаты проектной работы (как индивидуальной, так и в малых группах), самостоятельное исследование отдельных предметных проблем;
- ситуативные: применение изученного материала в практических ситуациях;
- описательные: сочинения, эссе, письменные комментарии к отдельным работам;
- внешние: отзывы учителей, одноклассников, родителей, а также оценочные листы.
3. К другим наиболее часто встречающимся нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы.
Построение учебного рейтинга иногда сочетается с модульной или кредитной организацией учебного процесса.
4. В системе школ, реализующих программы Международного бакалавриата, основным является критериальное оценивание, сочетающееся с самооцениванием и индивидуальным планированием учебной работы. Этот подход хорошо проработан в западной системе оценивания.
«Инновации сверху»
С новой инициативой реформирования системы оценивания в классе выступила Российская академия образования и эксперты, разработавшие новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Оцениваться должны не только предметные, но метапредметные и личностные результаты обучения. При этом должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения .
Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной и критичной оценки в учебной деятельности, умения адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Новая система внутришкольного оценивания, отвечающая вызовам современного общества к системе образования, находится в стадии становления, но контур её сегодня уже очерчен. Принятый новый государственный образовательный стандарт и сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3) Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Эксперты-разработчики ФГОС сейчас много говорят о необходимости развития формирующего оценивания (как в европейских школах) - оценивания для обучения.
Базовые принципы этого подхода:
- Центрировано на ученике
Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей
степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания.
- Направляется учителем
- Разносторонне результативно
Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
- Формирует учебный процесс
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.
- Определено контекстом
То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт и для
другого.
- Непрерывно
Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы.
- Опирается на качественное преподавание
Подобное оценивание стремится построить на основе существующей практики , включив механизм обратной связи, информирующей учителяо том, как учатся ученики, – практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную.
Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования.
Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, учитель может разработать свою систему контроля планируемых результатов освоения образовательной программы, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.
Стандарт готовности педагогов ОУ
к внедрению новой системы оценки результатов образования
Что должны прочитать | Что должны понять, уяснить | Что должны освоить | Что должны разработать, создать | |
Учителя | Администраторы | |||
1.Нормативно-правовые документы. 2.Концепции. 3.Инструктивно-методические письма. | 1.Понятийно-терминологический аппарат. 2.Ведущие идеи. 3.Принципы. 4.Методологические подходы. | 1.Методы оценивания результатов образования. 2.Формы оценивания результатов образования. | 1.Система контроля планируемых результатов освоения ООП. | 1.Системы: контроля, оценки, мониторинга, обеспечения планируемых результатов освоения ООП в части формируемой ОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...