Скорректированная рабочая программа по географии
методическая разработка по теме
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для класса социально-экономического профиля | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».
Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., правительством России определена необходимость перехода старшей школы на профильное обучение. С 2004 года МОУ «СОШ № 8» включена в областной эксперимент «Управление процессом профилизации на муниципальном уровне». В связи с этим в старшей школе идёт формирование профильных классов, которое осуществляется на основании регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 08.2011 г.)
Указанным выше ФБУП для класса социально-экономического профиля предусмотрено изучение на профильном уровне предмета «География» в объёме 204 часа (10 класс – 102 часа (3 ч. в неделю), 11 класс – 102 часа (3 ч. в неделю)). Государственная программа по «Географии» 10 класс, в количестве 102 ч. (3 ч. в неделю) отсутствует, поэтому возникла необходимость в использовании государственной программы Э.Д. Днепров и другие. География 11 класс. Скорректированная программа, в которой определено количество часов на изучение тем, составлена на основание сборника нормативных документов. Образ РФ. М.: Дрофа, 2007.
При составлении календарно-тематического планирования уроков географии в 10а классе использована авторская профильная программа по географии 10-11 класс (http://www.zavuch.info/metodichka/estestvennie/geography/templgeogr/geogr-10-11).
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности;
- обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Курс «География» профильный уровень, создаёт возможности для широкого использования творческих методов обучения и исследований. В процессе преподавания курса широко используются исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение, ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний.
Формы проведения занятий:
- Лекции;
- Семинары;
- Практикумы;
- Зачёты;
- Различные типы тестов;
- Опорные конспекты
- Диспуты, дискуссии
Предлагаемые активные формы сотрудничества, содержание материала курса способствуют реализации целей и задач изучения географии, помогают учащимся овладеть системой знаний о глобальных проблемах, сформировать глобальное мышление, самостоятельно находить информацию географического характера.
Содержание программы
10 класс (102 часа – 3 ч. в неделю)
Раздел 1. Экономическая и социальная география как наука (8 ч)
Накопление человеком знаний о своем окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Эратосфен – древнегреческий ученый, первым употребил термин «география». География - самостоятельная наука. И. Кант и его классификация наук (география как хорологическая наука). Экономическая и социальная география как наука о территориальной организации общества: сущность, структура, методы, источники информации; ее роль в формировании географической культуры. Географическое положение - важнейший пространственный ресурс развития экономики, его влияние не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование. Законы размещения. Экономико-географическое положение территории, географический центр. Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки. Методика географических исследований ее связи с решением географией ее задач: исследованием размещения предметов и явлений в пространстве, установлением их точного местоположения, выявлением их взаимосвязей. Картографические методы в современной географии. Геоинформационные системы – один из новейших инструментов в географических исследованиях. Системы подспутникового позиционирования. Космический мониторинг Земли.
Практикум: «Влияние ГП на возникновение и рост городов в разные исторические периоды», «Влияния удаленности хозяйственных объектов от рыночного центра»
Раздел 2. Политическая карта мира (9 часов)
Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества. Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии. Республики. Государства в составе Содружества. Унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства, созданные с учетом этнических или национальных различий. Международные территории и акватории. Территории и акватории, имеющие статус международных: Антарктика, открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами исключительной экономической зоны, международные реки, проливы, каналы, космическое пространство. Размер территории государства, его географическое положение. Изменение площади и географического положения государств.
Практические работы: «Политическая карта мира», «Территория и границы государств».
Раздел 3. Мировое хозяйство (15 часов)
Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов. География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. Географическое разделение труда, факторы его развития. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики.
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).
Практическая работа: «Определение ресурсообеспеченности стран».
Раздел 4. География население (11 ч).
Цели: Образовательные: - Создание условий для ознакомления с научными и ненаучными гипотезами происхождения человека, основными положениями французской школы «географии человека»; с переписями населения как основным источником информации о его численности первые переписи и первые демографы (У.Петти). Узнать страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения; о динамике численности населения мира.
- Создание условий для получения знаний о демографической (половозрастной) структуре населения в странах разных типов, об изменении демографической структуры населения и экономической ситуации в стране.
- Формирование у учащихся понимания взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения; об абсолютных и относительных демографических показателях, о взаимосвязи демографических показателей и уровня социально-экономического развития страны.
- Создание условий для ознакомления с главными направлениями межконтинентальных миграций (ХV – XX вв.) и их причинах и следствиях; формирования представления об основных элементах культуры и этносах как носителях культуры.
- Создание условий для знакомства с историей развития этносов (русского и (или) другого по выбору); с процессами формирования территориальных различий в языках и о распространении языков по территории Земли, о роли языков в формировании культурных различий. Для знакомства с понятиями государственного языка и двуязычия; основными религиями и особенностями их размещения; знакомства с религиозными догмами, влияющими на хозяйственную жизнь людей и использование природных ресурсов.
Воспитательные, развивающие:
- Создание условий для развития умения работать с источниками информации; сопоставления картографических материалов, навыков чтения карты. Изучение информационных ресурсов Интернета.
- Развитие навыков конспектирования и анализа содержания картографических материалов,
- Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений;
- Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий).
- Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения.
География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Геоурбанистика. Этногеография и география религий. Демографическая история человечества. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов. Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. Баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.
Практические работы: «Население мира».
Раздел 5. География мировой экономики (25 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные. Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция.
Практическая работа: «Определение специализации отдельных стран и районов мира». «Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства».
Раздел 6 Регионоведение и страноведение (34 ч)
Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы.
Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. ЕС – его место в мировом ГРТ. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории. ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Общая характеристика страны.
Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Международные экономические связи, группировки стран Азии.
Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Население. Китай – страна древней культуры. Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая. Особенности ГП. Население. Главные технополисы, мегалополис Токайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Япония – вторая держава мира по экономической мощи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура. Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Роль Индии в мировом хозяйстве. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура.
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы.
Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура.
Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль
иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. АПК США. Транспортная система США и ее особенности: главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков. Макрорегионы США. Северо-Восток США «мастерская» нации. Средний Запад Регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии.
Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Территория, ЭГП, внутренние различия региона. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население, расовый состав, урбанизация и «ложная урбанизация» Латиноамериканский тип города Хозяйство: противоречия развития. «Две страны в одной стране». Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на запад. Крупнейшие города Бразилии.
Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Международные экономические связи.
Практическая работа: «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы», «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Азии», «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции;
- значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;
уметь:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.
В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
Основной учебник: Автор: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николин География. Современный мир («Полярная звезда»), 2009 г. – с.272.
Дополнительная литература:
Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
Максаковский В.П.. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления», Ярославль, 1996;
Атласы, настенные карты.
Мультимедиа – курс «Экономическая и социальная география мира»
http://festival.1september.ru/articles/573986/ дата 14.10.2011 время 10.02
Учебно-тематический план
Модули | Цель | Всего часов | Лекции | Практика | Форма деятельности |
Экономическая и социальная география как наука | Образовательные: 1) Освоения материала для определения места географии в системе наук и практике хозяйственного и социально-экономического развития. 2) Овладения представлениями о методе как способе познания окружающей действительности; с предметом, методами и объектом изучения географии. 3) Расширения представлений о практическом значении географии для жизни и бизнеса. Воспитательные, развивающие: 1) Формирование у учащихся познавательных мотивов при изучении географии. 2) Развитие навыков аналитического мышления. 3) Развитие умения работать с различными источниками информации, сопоставление картографических материалов, навыки чтения карты. 4) Развитие навыков получения и анализа информации из картографических источников, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории, математики). 5) Применение теоретических знаний на практике, умение использовать ГИС. | 8 | 3 | 5 | групповая работа, индивидуальная, самостоятельная работа с источниками информации. |
Политическая карта мира | Образовательные: Способствовать освоению системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, изучение и первичное осознание работы с политической картой. Освоение навыков работы с периодической печатью, телеинформацией, пользоваться материалами Интернет-ресурсами по теме, анализа изменений, происходящих в мире, о новой типологии стран мира и отражать их на ПКМ. Способствовать формированию блока фактологических знаний по избранным странам и территориям мира, о составе территории государства, правилах проведения государственных границ, причинах территориальных споров между государствами. Воспитательные, развивающие: Развитие навыков логического мышления, анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, анализировать содержание картографических материалов. Формирование межпредметных связей (география – история). Способствовать развитию навыков создания презентаций, работы в команде, умения участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения, работы в составе творческого коллектива, развитие коммуникативной компетенции (умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее); навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов. Развитие навыков текстового оформления выполненной исследовательской работы (составление аналитических записок по научной теме), разбиения массива информации по выбранным основаниям (показателям). Создать условия для знакомства с основными направлениями политической географии и основными геополитическими теориями и школы геополитики. | 9 | 4 | 5 | Групповая и индивидуальная работа. Выполнение самостоятельной работы. Фиксация результатовРефлексия. |
Мировое хозяйство | Способствовать развитию познавательных интересов посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран, связанных с дефицитом минерального сырья. Бережного отношения к окружающей среде. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших экономических вопросов, связанных с использованием природных ресурсов. | 15 | 12 | 3 | Сообщения учащихся. Работа со справочной литературой. Создание презентации Power Point. |
География население | Образовательные: - Создание условий для ознакомления с научными и ненаучными гипотезами происхождения человека, основными положениями французской школы «географии человека»; с переписями населения как основным источником информации о его численности первые переписи и первые демографы (У.Петти). Узнать страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения; о динамике численности населения мира. - Создание условий для получения знаний о демографической (половозрастной) структуре населения в странах разных типов, об изменении демографической структуры населения и экономической ситуации в стране. - Формирование у учащихся понимания взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения; об абсолютных и относительных демографических показателях, о взаимосвязи демографических показателей и уровня социально-экономического развития страны. - Создание условий для ознакомления с главными направлениями межконтинентальных миграций (ХV – XX вв.) и их причинах и следствиях; формирования представления об основных элементах культуры и этносах как носителях культуры. - Создание условий для знакомства с историей развития этносов (русского и (или) другого по выбору); с процессами формирования территориальных различий в языках и о распространении языков по территории Земли, о роли языков в формировании культурных различий. Для знакомства с понятиями государственного языка и двуязычия; основными религиями и особенностями их размещения; знакомства с религиозными догмами, влияющими на хозяйственную жизнь людей и использование природных ресурсов. Воспитательные, развивающие: - Создание условий для развития умения работать с источниками информации; сопоставления картографических материалов, навыков чтения карты. Изучение информационных ресурсов Интернета. - Развитие навыков конспектирования и анализа содержания картографических материалов, - Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений; - Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий). - Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. | 11 | 8 | 3 | Составление таблиц. Самостоятельные исследования. Индивидуальная, групповая. |
География мировой экономики | - охарактеризовать рынок природного сырья, его структуру, географию, формы организации производственной деятельности в добывающей промышленности; - сформировать знания о территориальной организации производства и рынка продукции обрабатывающей промышленности, дать представление о проблемах и перспективах развития производства в этом секторе рыночной экономики; - систематизировать знания об аграрном секторе экономики и пищевой промышленности как основах формирования рынка сельского хозяйственного сырья и продовольственных товаров, выяснить роль различных форм организации сельскохозяйственного производства в выпуске товарной продукции; - расширить и углубить знания о транспортном комплексе как основе функционирования товарного рынка; охарактеризовать работу различных видов транспорта по различным показателям, ознакомить с географией, проблемами и перспективами развития транспортной системы мира; - расширить и углубить знания о социальном комплексе как совокупности отраслей материальной и нематериальной сферы, обеспечивающих потребительский рынок товарами и услугами, дать представление о структуре рынка непродовольственных товаров и услуг и его география; - познакомить с особенностями и тенденциями развития мирового рынка товаров и услуг, участием отдельных регионов мира и стран в международной торговле. | 25 | 19 | 6 | Выполнение самостоятельной работы. Фиксация результатовРефлексия. Индивидуальная, групповая |
Регионоведение и страноведение | Создание условий для освоения методов графического представления статистической информации, развитие навыков составления тематических диаграмм, навыков реферирования и поиска и получения нужной информации в тексте учебника, из картографических источников и Интернета. Определение роли стран различных социально-экономических типов в мировой экономике на основе анализа статистических данных. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Овладение умениями составления ЛОК, создания творческих картосхем и их анализа для оценки влияния географического положения на уровень развития страны, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. Развитие коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее). Обучение работе в творческом коллективе (группе), формировать умение излагать свою точку зрения и участвовать в дискуссии, воспитывать толерантность. | 34 | 23 | 11 | Практическая работа Работа с источниками информации. Сообщения учащихся. Работа со справочной литературой. Создание презентации Power Point. |
102 | 69 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Скорректированная рабочая программа по информатике и ИКТ_5_класс_надомное обучение
Скорректированная программа по информатике и ИКТ для обучающихся надомной формы обучения. 5 класс...
Скорректированная рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии для 6 класса. Учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Программа скорректирована на 17 час. для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому....
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...