Скорректированная рабочая программа по информатике и ИКТ_7_класс_надомное обучение
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 291 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей_______________________________ протокол от ___________________№ ________ Руководитель ____________________________ (подпись) (расшифровка Ф.И.О.) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________________________________ (подпись) (расшифровка Ф.И.О.) «______»___________________20__г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол от ________________№ _____________ Председатель ________________________________________ (подпись) (расшифровка Ф.И.О.) | УТВЕРЖДЕНО приказом от __________________№ ______________ Директор _____________________________ (подпись) (расшифровка Ф.И.О.) М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ДЛЯ 7 КЛАССА НАДОМНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(9 часов в год, 0,25 часа в неделю)
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ЛИТВИНЕНКО Т.А., УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Санкт-Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для надомной формы обучения обучающегося 7 «_» __________________________________ класса составлена на основе:
- Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
- Государственного стандарта Основного общего образования по информатике.
Цели:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа в 7 __ рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Скорректированная программа надомного обучения рассчитана на 9 часов работы с учителем и 25 часов самостоятельного изучения и отработки пользовательских навыков, с использование дистанционного сопровождения и консультаций.
Программа включает следующие разделы:
- пояснительная записка, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, информация об используемом учебно-методическом комплекте, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «знать», «уметь»;
- содержание учебного предмета, курса (разделы, темы)
- календарно-тематическое планирование (количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов); основные виды учебной деятельности; проведение практических/лабораторных работ (при их наличии); виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ); дату урока по плану; дату фактического проведения урока (для своевременной коррекции программы);
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа ученика за компьютером в 7 классах не должна превышать 20 - 25 минут. В ходе обучения учащемуся предлагаются (дистанционно) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый обучающийся имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.
Сокращение программы возможно за счет подачи учебного материала блоками, выполнение заданий с опорой на образец, изменение в сторону уменьшения количества самостоятельных и проверочных работ, а также за отведение часов на самостоятельное обучение в удобном режиме и дистанционное сопровождение учебного процесса, а также самостоятельную отработку практических заданий.
Содержание программы
Общее число часов – 34 ч (9 часов работа с учителем / 25 часов самостоятельная деятельность)
1. Объекты и их имена – 6 ч ((2 часа работа с учителем / 4 часа самостоятельная деятельность)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование – 20 ч (5 часов работа с учителем / 15 часов самостоятельная деятельность)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика – 8 ч (2 часа работа с учителем / 6 часов самостоятельная деятельность)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум.
Работа в среде Алгоритмика.
При реализации данной рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
- проверочная работа (индивидуальные карточки-задания, тестовые задания, графические диктанты, решение кроссвордов на компьютере, дидактическая игра);
- наблюдение;
- беседа;
- письменный и устный опросы;
- контрольная работа (тестовые задания);
- практическая работа;
- практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режим работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Объекты и системы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
2 | Информационное моделирование | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Алгоритмика | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
4 | Презентация | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
Учебно-тематический план
№ пункта | Тема | Количество часов на изучение в 7 __ классе | Количество часов по авторской программе | Количество часов при надомном обучении |
1 | Объекты и системы | 6 | 6 | 2 часа работа с учителем / 4 часа самостоятельная деятельность |
2 | Информационное моделирование | 20 | 20 | 5 часов работа с учителем / 15 часов самостоятельная деятельность |
3 | Алгоритмика | 8 | 7 | 2 часа работа с учителем / 6 часов самостоятельная деятельность |
4 | Резерв | 2 | ||
Итого | 34 | 35 | 9 часов работа с учителем / 25 часов самостоятельная деятельность |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по плану | Тип урока | Практика | Основные понятия темы | Дата фактического проведения урока | |
1 | Объекты и системы | 1ч работа с учителем / 2 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. | Сентябрь | |
Практическая работа №2. | |||||||
Практическая работа №3. Задания 1-3. | |||||||
2 | Объекты и системы | 1ч работа с учителем / 2 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №3. Задания 4-6. | Системы объектов. Система и окружающая среда Персональный компьютер Интерактивные тесты / файлы для печати | Октябрь | |
Практическая работа №3. Задания 7-9. | |||||||
3 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №4. Задания 1-3. | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Словесные информационные модели. | Ноябрь | |
Практическая работа №11. | |||||||
Практическая работа №4. Задания 4-5. | |||||||
Практическая работа №4. Задания 6-7. | |||||||
4 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №4. Задания 8-9. | Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Контрольная работа Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Интерактивные тесты / файлы для печати | Декабрь | |
Практическая работа №5. | |||||||
Практическая работа №6. Задания 1-2. | |||||||
5 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №6. Задания 3-4. | Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. | Январь | |
Практическая работа №6. Задания 5-6. | |||||||
Практическая работа №6. Задание 7. | |||||||
Практическая работа №7. | |||||||
6 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №8. Задания 1-3. | Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | Февраль | |
Практическая работа №8. Задания 4-6. | |||||||
Практическая работа №9. Задания 5-7. | |||||||
Практическая работа №9. Задания 1-3. | |||||||
7 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Практическая работа №9. Задание 4. | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Проверочная работа Информационные модели на графах. Деревья. | Март | |
Практическая работа №10. Задания 1-2 | |||||||
Практическая работа №10. Задания 3-5. | |||||||
Практическая работа №10. Задания 6-7. | |||||||
8 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Работа в среде Алгоритмика. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. | Апрель | |
9 | Информационное моделирование | 1ч работа с учителем / 3 часа самостоятельная деятельность | Комбинированный | Работа в среде Алгоритмика Практическая работа №12. | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Проверочная работа Итоговый проект. | Май |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для обучающихся
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Литература для учителя
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...
Рабочая программа и КТП по алгебре 7 класс надомное обучение
Рабочая программа и КТП по алгебре 7 класс надомное обучение к учебнику Алгебра 7 Макарычев 1 ч в неделю, всего 34 ч....
Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)
Рабочая программа по математике для учащихся 11 класса (надомная форма обучения)...
Скорректированная рабочая программа по информатике и ИКТ_5_класс_надомное обучение
Скорректированная программа по информатике и ИКТ для обучающихся надомной формы обучения. 5 класс...
Рабочая программа учебного курса по математике 9 класс (надомное обучение)
Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...