Компетентностный подход в обучении
учебно-методическое пособие по теме
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podkhod_v_obuchenii.zip | 102.41 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Компетентностный подход в обучении
(Слайд 2)
«Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепче держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
Анри Барбюс
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Одним из таких путей признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.
Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
(Слайд 3)
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Актуальность реализации подхода определена и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МОРФ 5.03.2004г. (№ 1089). Так, обозначены общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся на каждой из ступеней образования, требования к умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни по каждому из предметов
Ученик должен владеть не только декларативными знаниями «Что?», но и процедурными «Как?».
Новое поколение КИМов, позволяет оценить сформированность ключевых компетенций у выпускников школ. Сегодня очевидна стратегия на независимую оценку качества начального и основного образования через Кимы так же позволяющие оценить сформированность ключевых компетенций учащихся.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся.
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний, которые полностью подчиняются умениям.
В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся.
Учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
(Слайд 4)
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
(Слайд 5)
- Общекультурные компетенции. Это круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
(Слайд 6)
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
(Слайд 7)
- Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
(Слайд 8)
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
(Слайд 9)
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом
в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя),
в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),
в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
(Слайд 10)
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
(Слайд 11)
Основа формирования компетентностей – деятельностная система обучения, идущая от развития сущностных сил ребенка. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Для меня, как учителя географии, очень важно использовать на уроках приемы, позволяющие определить такие важные качества учащихся, как: обучаемость (репродуктивный, прикладной или творческий уровень), внимание (непроизвольное, произвольное или послепроизвольное) и их уровни развития, память, модальность (визуальная, аудиальная или кинестетическая).
(Слайд 12)
При составлении поурочного планирования выдвигаю цели позволяющие развивать компетентности. Так, например:
- Информационные (отбор учебного материла из различных источников информации, умение вести дискуссии и диалог, умение активно вести рассуждения в вопросно-ответных ситуациях и др.)
- Ценностно-смысловые (умение ставить цели своей познавательной деятельности, умение рефлексировать содержание и результаты своей деятельности и др.);
- Учебно-познавательные (умение систематизировать информацию, умение выполнять практические задания, умение работать с тестами, умение находить ошибки, умение задавать вопросы и др.).
(Слайд 13) С учетом индивидуальных особенностей учащихся строю урок, пример перед вами:
Доминирующий вид деятельности школьников | Содержание деятельности | Предполагаемая образовательная продукцияучащихся |
Аналитическая деятельность | Работа с учебником и таблицами по освоению нового материала | Выделение основного смысла текста, понимание символики схем, карт, планов. |
Экспериментальная работа | Выполнение экспериментальных заданий по теме урока | Отчеты с результатами проведенного эксперимента |
Поиск, отбор и изучение учебной информации | Работа с различными источниками учебной информации (учебным пособием, научно-популярной литературой, статьями из образовательных ресурсов сети Интернет и др.) по теме урока | Систематизация информации, составление алгоритма своих действий, выбор объектов и предметов познания и аргументация своего выбора |
Креативная деятельность | Подготовка докладов (рефератов) и другие виды по теме урока | Презентация творческих работ на тему урока |
На своих уроках отдаю предпочтение следующим педагогическим технологиям: («обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированное обучение, технология разноуровнего обучения).
Для формирования компетентностей применяю следующие правила:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Быть проинформированым относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощрять исследовательскую работу учеников. Найти возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Статья"Компетентностный подход при обучении математики."
Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...
Компетентностный подход в обучении
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, ав...
Презентация к выступлению на межрегиональном семинаре по компетентностному подходу в обучении русскому языку и литературе
Презентация...
Компетентностный подход в обучении математике
В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...
Компетентностный подход в обучении математике
В статье рассматривается вопрос формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...