"Твоя исследовательская работа. Часть 1". Буклет в помощь ученику.
методическая разработка по теме
Задачи исследования
Задачи исследования обычно уточняют цель. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги.
Примеры:
Тема: «Поведение вороны».
Проблема: Как обычно ведут себя вороны?
Цель: Изучить поведение ворон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_tvoya_issledovatelskaya_rabota_chast_1.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи исследования
Задачи исследования обычно уточняют цель. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги.
Примеры:
Тема: «Поведение вороны».
Проблема: Как обычно ведут себя вороны?
Цель: Изучить поведение ворон.
Задачи:
- От чего зависит поведение вороны;
- Как ведёт себя ворона со своими собратьями;
- Каково её поведение с людьми;
- Как ворона реагирует на появление опасности (на хищников, людей, автомобили и др.);
- Как меняется поведение вороны в разные времена года;
- Каковы индивидуальные особенности поведения вороны.
Тема: «Появление листьев на деревьях».
Проблема: Как появляются листья на деревьях?
Цель: Выяснить, почему на деревьях появляются почки.
Задачи:
- Узнать от чего зависит появление почек;
- Каковы индивидуальные особенности деревьев;
- Собрать материал о строении почек;
- Провести фотографирование появления листочков на деревьях во дворе.
Формулировки задач начинаются со слов: «От чего..», «Как..», «Каково…», «Каковы…», «Собрать…», «Провести…» и др.
Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом.
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Обычно гипотезы начинаются со слов:
- Предположим…;
- Допустим…;
- Возможно…;
- Что если…;
- Вероятно…;
- Может быть…
По материалам: доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук Савенкова Александра Ильича.
Информационные материалы
для школьника
(I часть)
Как выбрать тему исследования?
Исследование – буквально «следование изнутри», процесс научного изучения чего-либо; развитие знаний; расследование с целью установления фактов.
Исследовать – изучить.
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.
Древнегреческое слово «problema» в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность», «вопрос».
Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемы могут быть сложными и не очень.
Примеры:
- Почему светит солнце?
- Почему играют котята?
- Почему попугаи и вороны могут разговаривать?
- Почему школьники так шумят на переменах?
- Как считали люди в древности?
- Как обычно ведут себя вороны?
- Каково значение сибирского кедра в жизни человека?
- Куда летит пчела?
- Почему одни отличники, а другие нет?
- Почему бывают землетрясения?
Итак, формулировки проблем обычно начинаются со слов: «Как…», «Почему…», «Сколько…» и др.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
- Фантастические – относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям;
- Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- Теоретические – касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книгах, кинофильмах и др.).
Примеры:
Фантастические:
- Космическая электростанция.
- Защита Земли от астероида.
- Школа будущего.
- Подводная лодка для туристов.
- Домашний робот.
Экспериментальные:
- Всё о яблоке.
- Скрещивание растений.
- Школьная доска: история, современность, будущее.
- Почему ездят автомобили?
Теоретические:
- Пётр I.
- Крупнейшие озёра мира.
- Ежи.
- Происхождение человека.
Цель исследования.
Определить цель исследования – значит. ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Примеры:
Тема: «Поведение вороны».
Проблема: Как обычно ведут себя вороны?
Цель: Изучить поведение ворон.
Тема: «Приёмы быстрого счёта».
Проблема: Как считали люди в древности?
Цель: Собрать и сопоставить известные в древности и сейчас приёмы устного счёта.
Тема: «Сибирский кедр».
Проблема: Каково значение сибирского кедра в жизни человека?
Цель: Доказать экологическую ценность кедра и его значимость для человека.
Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов:
- Выявить…;
- Определить …;
- Изучить …;
- Выяснить …;
- Сформулировать …;
- Обосновать …;
- Построить …;
- Узнать …;
- Создать …;
- Доказать …;
- Собрать … и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конкурс. Литературный бой "Твое оружие - твои знания", 8 класс.
Предлагаю урок, который можно провести как внеклассное мероприятие по литературе. Материал, по усмотрению учителя, может использоваться и в других классах....
Классный час на тему наркомании:”Твоя судьба в твоих руках“.
Конспект урока...
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Историко-литературная композиция с использованием ИКТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....
Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)
Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....
«Твоя жизнь – твой выбор»
Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...
Твое здоровье в твоих руках
Викторины по теме "Здоровье"...
Час общения "Твое здоровье в твоих руках"
Час общения по здоровому образу жизни...