Использование активных методов в правовом обучении и воспитании.
статья по теме

Изучение права в специальном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением – это жизненная необходимость. Важно обеспечить качественное его образование, применяя для этого разнообразные методы и способы обучения. В работе перечислены наиболее доступные методы для данной категории детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovr._tekhnologii_obucheniya_pravu.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование активных методов в правовом обучении и воспитании».

Артамонова Людмила Григорьевна

воспитатель

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Кемерово 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Цель исследования:

- изучить проблемы в  использовании активных методов обучения и воспитания по специальной отечественной литературе и периодике, 

- предложить оптимальный набор активных методов обучения в преподавании обществознания в специальном общеобразовательном учреждении.

Из сформулированных целей вытекают следующие задачи:

1. Изучить практический опыт использования активных методов обучения и воспитания по специальной периодике.

2.Определить наиболее оптимальные активные методы обучения в преподавании обществознания в специальной общеобразовательной школе.

«Метод» - «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели».

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников[1].

Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности  получили название «методы активного обучения». Стремление к более четкому различию разновидностей методов активного обучения приводит к необходимости их классификации. Существуют разные подходы к классификации. В качестве отличительного признака используется степень активизации обучаемых или характер учебно-познавательной деятельности. Так, различаются имитационные методы активного обучения, т.е. такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. К ним относятся и все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые (разыгрывание ролей, деловая игра, игровое проектирование и др.) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.)[2].

По определению специалистов, педагогические технологии - это «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса[3]».

В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. При этом заметим, что именно интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок. Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии «попс-формулы». Попс-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем: ученик высказывает:

- п - позицию (т. е. объясняет, в чем заключена его точка зрения), предположим, выступает на уроке с речью «Я считаю, что...».);

- о - обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная фразой типа: «Потому что...»);

- п - пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что...»);

- с - следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи...»).

Таким образом, выступление ученика занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений.

Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма».

«Мозговой штурм (атака)» - это групповое генерирование идей по какой-либо проблеме. Этот метод позволяет снять психологический барьер и высвободить творческую энергию участников. В числе основных принципов и правил этого метода следующие:

- абсолютный запрет критики предложенных участниками идей;

- работа нацелена, прежде всего, на количество идей, а потом – на их анализ (работает правило: чем больше идей, тем лучше);

- любые идеи можно стараться расширить, развить;

- одобряются безумные, из ряда вон выходящие идеи.

Участникам дается проблема, которая изначально имеет неоднозначное решение, предполагает несколько точек зрения. На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичных характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета[4].

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании на уроке такого метода. Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все ученики делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. После завершения работы необходимо проанализировать работу.

На формирование правовой активности личности большое влияние оказывают учебные игры.

Высокий потенциал игровых технологий в правовом образовании обусловлен теми функциями, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая функции, функции социализации, коррекции.

Развлекательная функция игры позволяет решить проблему, которая связана с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет сделать их доступнее для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни и насыщает учебно-воспитательный процесс эмоциональными примерами из истории, художественной литературы.

Во-первых, потому что игра через функцию самореализации стимулирует активность школьников, в том числе и тех, кто демонстрирует стабильно низкий интерес к получению правовых знаний в рамках традиционного урока. Во-вторых, благодаря диагностической функции и функции коррекции может быть максимально сокращен процесс от выявления отклонений в игровой деятельности учащихся (отклонений от нормативов поведения, предписанных социальной ролью, выполняемой в рамках игры) до внесения позитивных корректирующих изменений в деятельности отдельных участников игры.

В-третьих, игровые технологии позволяют школьникам быстро осваивать дидактику общения (коммуникативная функция) и приобретать навыки коллективной деятельности. И, наконец, наиболее актуальные задачи игровых технологий в процессе правового образования - это формирование навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в социально-экономических и политических условиях. Эти задачи реализуются через игротерапевтическую функцию и функцию социализации.

В игре школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а главное закрепляются навыки правомерного поведения. Существует такой прием, как «Корзина» идей, понятий, имен...». Методика ее использования заключается в следующем: школьникам предлагается проблема для решения. Вначале обучаемые должны вспомнить все, что им известно по теме. Данная информация записывается самостоятельно каждым в тетрадь. После этого организуется работа по группам. Школьники рассказывают друг другу о своем понимании проблемы. На данном этапе обучаемые обращают внимание на то, что является общим в процессе обсуждения, почему возникли некоторые разногласия по теме, в чем они заключаются. Затем каждая группа «по кругу» называет один выбранный факт. Так составляется корзина идей. При этом нельзя повторять то, о чем уже было сказано. Информация групп записывается в одной «корзинке» без комментариев. Учитель связывает записанные факты воедино, поясняет ошибки на последнем этапе такой методики.

В рамках технологии «критическое мышление» предлагается использовать и такой педагогический прием, как инсерт. «Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать понимание прочитанного текста. Школьники анализируют текст и делают пометки в нем:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте известная информация.

Знаком «плюс» (+) отмечается новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, с чем не согласен школьник.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее».

В зарубежной педагогике популярностью пользуется прием составления синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна.
  2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
  3. Задается тема синквейна.
  4. Фиксируется время на данный вид работы.
  1. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Большой популярностью в правовом образовании в последние годы стал пользоваться прием «написания эссе» по правовой проблеме. «Лекция «со стопами» - хорошо знакомый и часто используемый педагогический правовой прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключатся в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально»[5].

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы.  В переводе с латинского языка - это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.

Дискуссия может проводиться как самостоятельное научное или методическое мероприятие или являться необходимым элементом других методов активного обучения, например: интервью, круглый стол, пресс-конференция, мозговая атака, деловая игра. В зависимости от этого цели дискуссии могут быть различными.

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В дискуссиях дети учатся формулировать свое мнение, тем самым, способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.

 «Пресс-конференция» - это занятие дискуссионного типа чисто информационного характера, в задачу которого входит оперативное получение актуальной информации по интересующим  вопросам.

«Пресс-конференция» - активная оперативная форма занятия, в основе которой лежит информационный процесс. Ядром занятия является вопросно-ответная форма.  Данное занятие проводится в тех случаях, когда у учеников  накапливаются вопросы или проблемы, которые необходимо разрешить. Иногда в конце занятия  можно организовать «пресс-конференцию» (или брифинг) для разрешения неясных вопросов[6].

Активность подобного занятия заключается в том,  что инициатива переходит к учащимся. Они становятся интервьюерами, а  преподаватели -   респондентами. Меняется технология учебного процесса. Ученикам предлагается исполнение их любимой роли - задавать вопросы и ждать с нетерпением, смогут ли преподаватели ответить на их вопросы, т.е. удовлетворяется их «заветная»

мечта «проэкзаменовать» преподавателей. Имеются не только открытые причины, но и скрытые.

Мозговая атака - перевод с английского языка - «брейн-сторминг»  (метод корзинки) - один из методов активного обучения, управления и исследования, который помогает стимулировать мозговую активность, творческий и инновационный процессы.

На основе метода «корабельного Совета» и «конференции идей» во время второй мировой войны в Японском море, на одном из американских кораблей,

на котором служил американский специалист А. Осборн, был проведен корабельный Совет по проблеме «как защитить боевые корабли от торпед с сидящими в них смертниками». По правилам корабельного Совета, высказывались все, от юнги до капитана, предлагая любые идеи, даже фантастические и немыслимые. Все предложения записывались. Один из матросов высказал мысль:

«Заметив торпеду, я выстроил бы всю команду вдоль борта и заставил бы их всех дуть на торпеду». Идея вызвала смех. Но она была записана. При обсуждении эта идея была доработана, и решили использовать сильную струю воды. Из бранспойта струя воды била в торпеду и тормозила ее. Нелепая, с первого взгляда, идея дала мощный эффект.

Метод «мозговой атаки» можно кратко описать следующим образом.

Ведущий «мозговой атаки» излагает определенную проблему и просит участников высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом самых невероятных предложений. Ведущий записывает (на доске, формах, блокноте и т.п.) все высказывания по мере их поступления, не допуская при этом никакого обсуждения их достоинств и недостатков, т.е. критики, до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Участники «мозговой атаки» должны быть уверены, что любая мысль, какой бы, на первый взгляд, несостоятельной она ни казалась, после анализа может внести определенный вклад в уточнение позиции. Участники должны напрячь свою фантазию до предела, использовать ассоциации из прошлого опыта, расслабить мозг и дать ему возможность увязать эту проблему с той мыслью, которая первой придет на ум.

Метод «мозговой атаки» решает следующие задачи.

  1. Генерирование идей для решения проблемы.
  2. Ранжирование идей по их приоритетности.
  3. Выработки привычки активно мыслить.
  4. Демонстрация процесса рождения неожиданных идей.
  5. Выработки умений по использованию «найденных» идей.

Технология проведения «мозговой атаки»

В  «мозговой атаке» используются определенные правила:

- на этапе генерирования идей абсолютно запрещена критика в любой форме;

- поощряются оригинальные, даже фантастические, идеи;

- все идеи фиксируются в аудиозаписях или на видео;

- при желании используется персональное авторство;

- все участники «мозговой атаки» абсолютно независимы.

Группа аналитиков проводит анализ, оценку и отбор эффективных идей[7].

Итак, «мозговая атака» дает простор для фантазии и применения имеющихся знаний в нестандартной ситуации.

Со времен античности игре придавали особое значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие»[8].

По мнению педагогов-практиков, игровые методы решают следующие задачи:

- повышается интерес учащихся к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры;

- повышается результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний учащихся с их личным опытом;

- формируются навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальным социально-политическим и правовым ситуациям;

- создаются условия для формирования гражданской позиции личности[9].

Дидактическая игра - это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло

учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе»[10].

Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву, их можно разделить на:

1.Дидактические игры и игровые элементы.

2.Имитационные игры и игровые элементы.

3.Ролевые игры.

4.Иллюстративные игры.

5.Деловые игры[11].

Определяя многообразие игр по праву, практики обратили внимание на некоторые особенности каждой из типов.

Дидактическая игра служит, прежде всего «инструментом» развития практического мышления, способностей анализировать, ставить и решать субъективно новые задачи. Они способствуют формированию общей культуры учащихся, стимулируют творческий подход к делу, воспитывают качества  «делового человека», предприимчивость, ответственность, способность к самостоятельному выбору.

Существенными признаками дидактической игры как формы обучения является:

  1. Имитация в игре реального процесса с помощью модели.
  2. Распределение ролей между участниками игры, их взаимодействия.
  3. Различие интересов у участников и появление конфликтных ситуаций.
  4. Наличие общей игровой цели участников.
  5. Учёт вероятного характера результатов деятельности, обусловленного не полнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений.
  6. Реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.
  7. Использование гибкого масштаба времени.
  8. Применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить  правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала.

Игра «Чудо-фраза» направлена на любое восстановление нескольких заданных целых из одного. На разрезанном плакате записывается определение юридической ответственности,   заведомо  неверное,   состоящее   из   признаков уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Оно помещено в центре доски. Команды забирают «свои» части, соответствующие заданным им видам ответственности, размещают их на своем игровом поле (стена, доска) и достраивают мелом недостающие детали. Такие задания можно использовать в КВН, при проведении правовой олимпиады, интеллектуального марафона.

Большое распространение в практике работы получили так называемые «Шарады». Одна группа школьников после краткого совещания показывает «немую сценку» (пантомимическое групповое изображение), другая - отгадывает, какой сюжет им загадали. Практики пришли к выводу, что нецелесообразно показывать сцены из области уголовного и административного права, чтобы не фиксировать в детях модели неправомерного поведения.

Другим популярным типом стала игра «Контакт». Участники делятся на две команды. Первая в тайне загадывает какое-либо юридическое понятие (например, «дееспособность»), затем выбирает одного человека из второй команды и называет ему задуманное слово. Задача этого человека - без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками, которые будут выработаны во время игрового общения, «объяснить» своей команде замысел соперников.

Известен и прием «Странные рассказы», который делится на два вида:

1. «Прерванный рассказ». Команды (обычно две) рассказывают историю на правовую тему, неожиданно прерывая ее на самом интересном (самом неподходящем) месте: «и вдруг...», «и в эту самую минуту...». Задача соперников -  продолжить рассказ, а затем поступить так же.

2. «Рассказ наоборот». Педагог (или подготовленный ребенок) придумывает казус с широкой трактовкой и говорит последние 1 - 2 фразы, например: «И тогда ей присудили 50 миллионов долларов». Играющие дополняют рассказ по одной фразе в обратном порядке. Играть можно до завершения сюжета или соревноваться: чья команда дольше продержится  (сколько ходов - фраз сделает каждая), кто задаст поворот сюжета, после которого нечего будет добавить[12].

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых)[13].

В практике работы школ используется проведение игр-конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация разовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей. Уровень их сложности определяется индивидуально. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения педагога в процессе подготовки учеников для участия в игре. По итогам конкурса необходимо поощрить его участников. Проведение игр-конкурсов по праву необходимо тщательно готовить, четко  определив содержание игры и ее этапы.

Деловую игру рассматривают, как один из активных методов обучения считая, что деловая игра - это педагогический метод моделирования различных ситуаций, имеющий целью обучения или формирования у отдельных личностей и их групп принятию решений[14].

При использовании деловой игры, решения принимаются коллективно. Игровой контекст образовательного процесса создает возможность для проявления творческой активности всех субъектов, позволяет освободиться от психических барьеров, корректировать весь характер межличностных отношений.

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьни-

ков умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты.

 Игра ролевая - один из элементов психодрамы - исполнение участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни».

Ролевая игра представляет собой разрешение типичной ситуации, когда участники игры выступают в определённой роли, и разрешают проблему в соответствии со своими представлениями. Их задача состоит в том, чтобы обсудить после игры характер действий участников. Цель обсуждения: сделать более очевидным и понятным взаимоотношения «героев» игры, определить мотивы их поведения, установки, в соответствии, с которыми осуществлялись действия. Иными словами, в ходе обсуждения анализируется адекватность восприятия участниками, как самой ситуации взаимодействия, так и уместность выбранных способов участия в ней

Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

К признакам ролевой игры относятся:

- ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной (в зависимости от поставленных задач);

- ролевые игры возможны в различных формах: моделирование,
учебный суд, рассмотрение моральной дилеммы и др.;

- в ходе ролевой игры участники должны занять определенную
позицию, научиться отстаивать мнение.

Цели и задачи ролевых игр[15]:

- учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;

- ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления не освещенных в учебном курсе вопросов;

- развиваются творческие способности;

- игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;

- формируется толерантное отношение к другим мнениям;

- приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.

Игровые дискуссии -  это обычные дискуссии, организованные любым способом, но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации. Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, играющие должны разобраться с точкой зрения своих персонажей.

Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.

Игровые суды - это очень распространенная форма игровых дискуссий. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Нужно отличать игровые суды от игр про суд. Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся непосредственно к судопроизводству.

 Анализ конкретных ситуаций

Анализ конкретной ситуации - это детальное исследование ситуации для выявления проблем и причин, и для оптимального ее разрешения. Имеются 3 уровня применения конкретных ситуаций:

1 уровень. Во время лекции преподаватель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Ученики активно приступают к поиску решения, но педагог сам анализирует данную ситуацию и предлагает свой, правильный оптимальный вариант решения.

2 уровень. Так же во время лекционного процесса педагог вводит конкретную ситуацию и так же призывает индивидуально ее разрешить. Затем выслушиваются 2 - 3 ученика с их решениями. После этого преподаватель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди ответов не было правильного решения, приводит свое оптимальное.

3 уровень. Высший уровень по использованию конкретных ситуаций, возможен только в том случае, если преподаватель отлично знаком с возможностями обучаемых и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что ученик приведет правильное решение. После лекционного использования конкретных ситуаций можно приступать непосредственно к практическому занятию. Но для его проведения необходим «банк конкретных ситуаций» по определенной теме. Для того чтобы создать  «банк»,  проводится специальное занятие, на котором каждому ученику предлагается описать одну реальную ситуацию.

Следующий этап - это непосредственно само занятие с использованием «банка конкретных ситуаций». Преподаватель предлагает ученикам воспользоваться «банком информации» с целью выработки решения.

Совместное обсуждение в группе и выработка общего решения. Затем межгрупповая дискуссия: выступления лидеров, обсуждение вариантов решений. Ведущий подводит результаты и вырабатывается одно правильное решение.

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет важное значение. Школа в целом и в частности  специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением не только занимается коррекцией поведения воспитанников, но и закладывает основы правовой культуры, формирует у учащихся глубокие и устойчивые представления о праве, правовых отношениях, модели поведения, мотивацию установок.

Одним из приоритетных и актуальных направлений развития гуманитарного образования становится гражданско-правовое образование. Изучение права в специальном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением – это жизненная необходимость. Важно обеспечить качественное его образование, применяя для этого разнообразные методы и способы обучения.

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и просвещения школьников.

Как показывает практика, на выбор методов правового обучения влияют:

Во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала.

Во-вторых, способности, уровень подготовленности класса.

В-третьих, наличие времени для изучения правовой темы.

В-четвертых, способности педагога.

Учет данных критериев выбора активных методов обучения позволил подобрать оптимальные формы обучения праву. Это позволило достичь поставленной цели и выполнить в полном объеме поставленные задачи.

Эмпирическая часть работы является подтверждением того, что рабочая гипотеза сформулирована верно. Теоретические материалы данной работы могут быть широко использованы в методическом обучении молодых педагогов. Разработки инновационных уроков с использованием методов деловой игры, «мозгового штурма», дискуссии, анализа конкретных ситуаций также могут быть рекомендованы для внедрения в образовательно-воспитательный процесс специальных общеобразовательных школ для детей и подростков с девиантным поведением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Учебные пособия, курсы лекций, справочные издания, методические рекомендации

1. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников.// И.Е.Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П.Вакуленко, С.И.Володина, А.М.Полиевктова.// Основы государства и права. № 5-7, 1999.

2. Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в школе. М.: Просвещение, 1985.

  1. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
  2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студ. высш. учеб. заведений  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Пронькин В. Н., Гутников А. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001.
  4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Учебные плакаты «Правила работы в малых группах»; «Правила проведения мозгового штурма»; «ПОПС-ФОРМУЛА»; «Этапы анализа казуса». СПб., 2002.
  5.  Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. 176 с.
  6. Теоретические и методические основы преподавания права в школе / Курс лекций. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002.
  7. Цыренова М.Г. Дидактические игры на уроках истории древнего мира в 6 классе: Методические рекомендации.  Улан-Уде, 1993.
  1. Сборники

10.   Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт/ Сборник материалов. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. 272 с.

3. Многотомные издания

  1. Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» для самостоятельного изучения. Часть 7 / Кемеровский госуниверситет.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.


[1]Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в школе. М.: Просвещение,1985. С.12.

[2] Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод.пособие. М., 1991. С.30-31.

[3] Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994. С. 9-10.

[4] Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школе. Уч. пособие. Часть 7/ Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С.68.

[5] Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.  М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. С.250-252.

[6] Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. С. 45-46.

[7] Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Уч. Пособие. Часть 7/ Кемеровский госуниверситет – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С.67-68.

[8] Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Учебное пособие для 8-11 кл. СПб., 2000. С. 78.

[9] Солодова Г.Г., Довгаль Г.С., Климова Н.А. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Уч. пособие. Часть 7/ Кемеровский госуниверситет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 67.

[10] Цыренова М.Г. Дидактические игры на уроках истории древнего мира в 6 классе: Методические рекомендации. - Улан-Удэ, 1993. С. 28.

[11]  Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков.  М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. С. 229.  

[12] Концепция и программы курса «Основы правовых знаний» для 7, 8-9 и 10-11 классов//А.Ф. Никитин, Н.Г.Суворова, А.М.Полиевктова. М.: Полтекс, 1999. С. 103.

[13] Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников.// И.Е.Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П.Вакуленко, С.И.Володина// Основы государства и права. № 5-7, 1999.

[14] Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт/ Сборник материалов. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. С.111.

[15]

 Теоретические и методические основы преподавания права в школе/ Курс лекций. – М.: изд. дом. «Новый учебник», 2002. С.77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...

Конспект самоподготовки с использованием активных методов обучения и воспитания

Открытая самоподготовка была подготовлена к районному семинару для коррекционных школ (21.03.2014, МКОУ Купинская школа-интернат). Для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся ...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной ...

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...