Применение мониторинга в образовательном процессе
статья по теме
Применение мониторинга в образовательном процессе. выступление на методическом семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_monitoringa_v_obrazovatelnom_protsesse.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
«Применение мониторинга в образовательном процессе»
Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Назначение мониторинга: сбор, систематизация и хранение информации о состоянии качества образования.
Функции мониторинга:
Интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прогностическая.
Основные направления мониторинговой деятельности:
- создание и постоянное совершенствование инструментария, обеспечивающего объективность измерения качества образования;
- сбор информации по показателям:
- систематизация информации, формирование базы данных;
- сравнительный анализ информации (в соответствии с показателями)
- формирование выводов, тенденций, обоснование проблем и т.п.;
- распространение опыта мониторинговых исследований.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
Из опыта работы
Виды мониторинга для обучающихся(общеучебные навыки):
Виды мониторинга | Цели мониторинга | Использование результатов |
Стартовый | Получение данных об исходном уровне обученности учащихся в начале учебного года. | Для получения наиболее объективной оценки результатов обучения за предыдущий учебный год, планирования образовательного процесса. |
Рубежный | Получение информации об успешности усвоения учебного материала. | Для коррекции учебно-воспитательного процесса. |
Итоговый | Установление степени достижения планируемого уровня учебных достижений учащихся. | Для анализа работы по итогам учебного года, принятия эффективных решений, планирования образовательного процесса на следующий учебный год. |
- 5 класс Информатика и ИКТ
Результаты стартового мониторинга
- Метопредметный мониторинг
Задание 1.
Выполни инструкцию.
1. Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.
2. На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8 см.
3. Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К.
4. Соедини точку К с вершиной прямого угла А.
5. Измерь длину отрезка АК с помощью линейки.
Задание 2.
На рисунке изображена сломанная линейка.
Напиши инструкцию по использованию этой линейки для измерения длины.
Задание 6.
Ученые – экологи установили, что в местностях с сухим климатом в летнее время во многих водоемах значительно повышается концентрация вредных веществ.
Выдвини гипотезу, почему это происходит. Обоснуй свою гипотезу.
Примечание. Под концентрацией вредных веществ понимают их количество в пробе воды определенного объема, например, в 1 литре.
Задание 8.
Составь словарный диктант для первоклассника из предложенных слов.
При отборе слов учти главное требования к диктанту: в нем НЕ ДОЛЖНЫ быть слова, в которых есть безударные гласные, за исключением безударного звука [у].
бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
Задание 16.
В Англии в качестве меры длины используется дюйм (1 дюйм примерно равен 2 см 5 мм). Реши следующую задачу из английского учебника математики.
Измерь в квадратных дюймах площадь закрашенного прямоугольника, показанного на рисунке.
Ответ:_____________ квадратных дюймов.
При необходимости можно воспользоваться следующей статьей из «Энциклопедии измерений»:
Меры площади
В качестве мер площади используются квадратные единицы. Если длина измеряется в сантиметрах, то площадь – в квадратных сантиметрах, если длина измеряется в метрах, то площадь – в квадратных метрах и т.д.
1 квадратный метр (кв. м) – это площадь квадрата, каждая сторона которого равна 1 м.
Задание 10.
Ученикам предложили разработать проект национального парка, в котором обитало бы большое количество разнообразных животных. В твоей группе 4 человека – ты и Маша, Таня, Дима. Тебя выбрали капитаном команды.
Напиши план работы своей группы и распредели, кто и что будет выполнять.
План работы
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
Распределение работы между членами группы
Делаете вместе _____________________________________________________
Делаешь ты ________________________________________________________
Делает Маша ______________________________________________________
Делает Таня _______________________________________________________
Делает Дима _______________________________________________________
- Журнал «Клавиатурный тренажер»
- Анкетирование родителей на родительских собраниях
- Анкетирование учащихся на классных часах
Вывод:
Мониторинг обеспечит совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья
Алгоритм действий при мониторинге:
- Сбор информации (тестирование, анкетирование и т.д).
- Проблемно-ориентированный анализ информации.
- Целеполагание.
- Мотивация учащихся на достижение поставленных целей.
- Диагностика ресурсов и условий их реализации.
- Прогнозирование, программирование, планирование.
- Организация деятельности.
- Контроль организации деятельности.
- Коррекция и регулирование деятельности.
10. Оценка результата.
Алгоритм действий при мониторинге:
- Сбор информации (тестирование, анкетирование и т.д).
- Проблемно-ориентированный анализ информации.
- Целеполагание.
- Мотивация учащихся на достижение поставленных целей.
- Диагностика ресурсов и условий их реализации.
- Прогнозирование, программирование, планирование.
- Организация деятельности.
- Контроль организации деятельности.
- Коррекция и регулирование деятельности
- Оценка результата
Последние тенденции в оценке результатов обучения
1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:
- от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
- от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
- от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
- внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
- изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.
2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:
- значимая для учащихся оценка;
- использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);
- основное внимание к комплексным умениям;
- включение заданий с несколькими правильными ответами;
- ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
- оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.
3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).
4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.
5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:
- оценка умений работать в коллективе;
- оценка результатов групповой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Аттестационная работа «Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны»»
Аттестационная работа Курсы повышения квалификации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»Городской центр разви...
Мониторинг качества образовательного процесса в колледже
В данном пособии представлен диагностический материал о работе ГАОУ СПО МО ГПК....
Мониторинг результативности образовательного процесса
"Проэкт успешности образовательной программы " поможет педагогам дополнительного образования систиматизировать динамику результативности навыков, знаний и умений учащихся....
Педагогический мониторинг результативности образовательного процесса в УДОД
Представленный материал представляет собой разработку обучающего семинара по данной теме, используемую на занятиях школы начинающего педагога в УДОД. Может быть использован коллегами как ос...
Мониторинг эффективности образовательного процесса.
1.Диагностика нравственной самооценки.2.Диагностика отношения к жизненным ценностям.3.Диагностика этики поведения4.мониторинг развития личности_ГОТ5.МР_Оценка качества обучения_ГОТ...
«Мониторинг качества образовательного процесса в объединении «Декоративная мастерская»
Педсовет на тему: «Система оценки качества образовательного процесса»...