Нетрадиционные формы проведения уроков.
статья по теме
Сообщение по теме: "Нетрадиционные формы проведения уроков" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshch._na_mo_netradits_formy_urokov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
Сообщение на открытом заседании
методического объединения
«Математики, физики, информатики»
по теме:
«Нетрадиционные формы
проведения уроков»
Учителя математики
Тюлюкиной
Оксаны Александровны.
р.п. Юрты
Нетрадиционные формы проведения уроков.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Не секрет, что обучение математике строится в основном на выводе, запоминании и применении правил действий. При этом если говорить о младших классах, то многие правила даются в готовом виде, без особых пояснений, причем говорить о понимании смысла правил или определений понятий можно с трудом. Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей.
Один из видов игр, выделяемый психологами, это игра на «преодоление этапов». Такой урок я проводила в 7 классе «Найди клад. Решение уравнений». Итогом игры было открытие ворот замка, за которыми написана фраза: «Изучайте азы науки, прежде чем взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее» И. П. Павлов.
Итогом обобщения темы «Линейная функция» стал урок – игра «Звездный час линейной функции», в результате которой выявился лидер по усвоению этого материала, а все учащиеся повторили графики и свойства линейной функции в нестандартной ситуации.
В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» полезно строить занимательные рисунки по координатам. Ребенок должен знать, что из абстрактных точек он может получить знакомый рисунок. Эту игру я назвала «Соревнование художников». Каждый ученик получает карточку с заданием построить точки по координатам и соединить их последовательно. В результате получается рисунок, взглянув на который, учитель сразу может определить верно, отмечены точки в координатной плоскости или нет. Домашнее задание ученики получают обратное: придумать рисунок, состоящий из ломаной и записать последовательность точек с координатами, оформив на листочках. Такие задания развивают творческое воображение учащихся, их мышление, стимулируют познавательную активность.
Знакомство с положительными и отрицательными числами и нахождение их суммы в 6 классе проходило через игру «Два кубика». Белый кубик показывает число выигрышных очков, черный – число проигрышных. Так в ходе игры дети знакомятся с правилами сложения положительных и отрицательных чисел, которые затем закрепляют при решении примеров. Эту игру я позаимствовала из рабочей тетради к учебнику «Математика: 6 класс» / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др.
Важным этапом любого урока является этап актуализации опорных знаний, на котором учитель активизирует сложившиеся ранее познавательные мотивационные установки; важно укрепить их и поддержать. Для вовлечения в мыслительную деятельность каждого ученика на начальном этапе урока широко использую вычислительные тренажеры и тесты. Тренажер используется для организации устного счета на уроках с целью выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков учащихся, развития внимания и оперативной памяти. В своей работе использую тренажеры из газеты «Математика», книги «Математический тренажер: 6 класс / Жохов В. И., Погодин В. Н. Пособие для учителя и учащихся – М. Мнемозина, 2002, а также составляю сама.
Актуальность широкого введения тестирования в школьную практику вызвана тем, что ученикам предлагается именно такая форма проверочных заданий на экзаменах. На этапе активизации опорных знаний предлагаю учащимся тесты, с последующей проверкой, которые помогают вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Это тесты на установление соответствия, выбор одного из трех (четырех) предложенных ответов. Например:
1). Не производя вычислений и построений, сопоставьте каждому графику функции формулу, с помощью которой эта функция может быть задана, и заполните таблицу (задание усложнено тем, что формул больше, чем графиков).
2). Узнать по формулам вид графика.
а)
д) у = -8 и) 2х + 3у = 4
б) у = х³ + 2
е) ( х – 2)² + у² = 4 к) (х – 3) (у + 5) = 0
в) х² + у² = 16
ж) у = х (х – 2) л) у = (х + 3)2
г) у = - 2х з) х = 2 м) | x | = 6
Ответы:
- прямая: г, д, з, и.
- пара прямых: к, м.
- парабола: ж, л.
- кубическая парабола : б.
- гипербола: а.
- окружность: в, е.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Это одна из форм активного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...
«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...
Нетрадиционные формы проведения уроков.
Статья....
Нетрадиционные формы проведения уроков.
В статье предоставлен материал о различных видах нетрадиционных уроков....
Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий
В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимо...
Доклад "Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел"
Доклад учителя химии Пономаревой Т.В.2012-2013 учебный год....