Нетрадиционные формы проведения уроков.
статья по алгебре на тему
В статье предоставлен материал о различных видах нетрадиционных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnye_formy_provedeniya_urokov.docx | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-мансийский автономный округ
г. Когалым
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №10»
Выполнила:
учитель математики
Турчанинова С.А.
март,2013г.
Турчанинова
Светлана Александровна
Учитель математики
МБОУ «средней общеобразовательной школы №10»
г. Когалым
Образование: высшее
Окончила: Свердловский государственный ордена
«Знак Почёта» педагогический институт в 1983 году.
План:
- Введение.
- Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.
- Замысел.
- Организация.
- Проведение.
- Анализ.
- Из опыта проведения уроков в нетрадиционной форме.
- Интегрированный урок
Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей». 6 класс.
Математика – биология.
- Урок – соревнование.
Тема: «Линейная функция и её график». 7 класс.
Игра «Звёздный час».
- Урок с дидактической игрой.
Тема: «Сравнение чисел. Координаты». 6 класс.
- Урок – деловая игра.
Тема: «Проценты и пропорции».
Производственное совещание. 6 класс.
4.Заключение.
- Введение. -1-
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так , чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Урок является одной из основных форм организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях.
Но вместе с уроком наибольшее распространение получили практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, кружковая работа, конференции, учебные экскурсии, домашняя работа. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.
Вместе с тем структурные элементы различных форм организации обучения все чаще используются учителями при конструировании уроков, что получило отражение в их названиях: урок – деловая игры, урок – конференция и др.
-1-2-
1.Интегрированный урок.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начинавшимися процессами дифференциации в обучении.
Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся «Мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счёт учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных связей, межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
- 2 -
Современный урок рассматривается не как статичная, но как вариативная и постоянно развивающаяся форма организации занятий.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся и уровня их математической подготовки.
Я в своей педагогической деятельности реализую сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения, такие уроки активизируют познавательную деятельность учащихся, создают положительную мотивацию, обучения.
Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Но все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учёбе и к математике, и тем самым, повысить эффективность обучения.
- 3 -
Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырёх этапов:
- Замысел.
- Организация.
- Проведение.
- Анализ.
- Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
Определение временных рамок;
Определение темы урока;
Определение типа урока;
Выбор класса;
Выбор нетрадиционной формы урока;
Выбор форм учебной работы.
Определение временных рамок.
На этом этапе следует определить
- время проведения нетрадиционного урока;
- время подготовки.
Я провожу нетрадиционные уроки в основном , как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся, поэтому и на разработку урока требуется много времени, почти целый месяц, т.к. необходимо
отыскать и проанализировать необходимый материал, найти дополнительную литературу по теме.
Можно проводить уроки по 45 минут, можно спаренные, а также, возможно это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней, но на мой взгляд, лучше проводить спаренные уроки по 1,5 часа, т.к. в течение этого времени можно проследить и коллективные формы работы, и индивидуальную, и фронтальную, достаточно времени на отработку фундаментальных понятий.
Определение темы урока.
Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме дидактической игры «Звёздный час», игры – соревнования (КВН), урок повторения, обобщения и систематизации знаний
- как интегрированный урок, урок – деловая игра.
Выбор класса.
Выбор класса, в котором будет проведён нетрадиционный урок, определяется его особенностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. Так, например, из своего опыта знаю, что в одном классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме, дети с интересом воспринимают всё новое, да и учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, творчески подходя к своему труду, а в другом классе поднимет интерес к предмету у учащихся, позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.
Выбор формы урока.
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
- специфика предмета и класса;
- характеристики темы (материала);
- возрастные особенности учащихся.
Сначала определяю тему и тип урока, выбираю класс в котором урок будет проводиться, а затем уже конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы.
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
- особенности и возможности выбранной формы урока;
- характеристики класса.
Я в своей практике использую и коллективные формы работы(групповую и ролевую), и индивидуальные и фронтальную.
- Организация.
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из под этапов:
распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Распределение обязанностей.
В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:
Учитель или группа учителей;
Учитель и группа учащихся;
Учитель и класс;
Учащиеся.
Учитель пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки заданий и деятельности учащихся; распределяет роли м/д учащимися.
Учитель и группа учащихся выполняют (учитель) и немногочисленная группа учеников ту же работу, что и в первом случае.
Учитель и класс, все вмести готовятся к уроку. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: разноуровневые. Так, например, при проведении урока – деловая игра задания для всех трех групп учащихся были даны разные по уровню сложности, но одинаковые по формулировке. В каждой группе можно назначить или выбирают сами учащиеся капитана, штурмана, т.е. ученика, который отвечает за подготовку своих товарищей и контролирует работу учащихся на данном этапе. Учитель выступает в роли консультанта, организатора, корректирует работу.
Учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, выступить с докладом, принять зачёт у одноклассника). Подобное распределение ролей и обязанностей допускается в старших классах.
Разработка сценария урока.
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока.
Его могут писать:
- учитель или группа учителей;
- учитель совместно с группой учащихся.
Сценарий должен отражать следующие моменты:
- подробный план урока ( с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;
- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач с решениями и критерии их оценки;
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Нетрадиционные уроки предполагают использование дополнительной литературы, различного реквизита: наглядных пособий, кинофильмов, музыкального и звукового оформления, костюмов участников и т.п.
Подбор заданий.
Подбор заданий для нетрадиционного урока может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися. Задания должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, сообразительность и т.д.
2. Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь несколько способов решения.
3. Задания следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
5.При повторении полезно давать учащимся задания « найди ошибку» или задачи, провоцирующие их на ошибку.
Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать совершенствованию полученных при её изучении умений и навыков.
6.Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.
Задания для своих уроков я подбираю в соответствие с данными требованиями и с учётом формы учебной работы.
При индивидуальной работе
- все учащиеся получают одинаковые задания или однотипные задания, но с разными данными, а также совершенно разные задания (по формулировке, способу решения, степени сложности).
При групповой работе можно предлагать
- одинаковое задания,
- задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным.
- задания, отличающиеся уровнем сложности.
Во время спаренного урока количество задания для каждого учащегося может (насчитывать, доходить до 6 задач за 2 урока с подробным решением, всё это зависит от индивидуальных особенностей учащихся).
Методика оценки на уроке.
- Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются до или в начале урока. Критерии оценки разных видов работы на уроке могут выражаться в баллах, очках, и т.п.
- Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, выбранной нетрадиционной формы).
- Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если проводилась) и оценки, непосредственно на уроке.
- Выставлять оценку может:
- учитель; - учитель и капитан; - сами учащиеся.
5. Выставить оценку можно по ходу урока, в конце урока, после урока (когда необходимо оценить письменную работу).
6. Критерии оценок устных и письменных работ различны.
4.Анализ
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ.
Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чём причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее.
Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е., когда учащиеся садятся кругом и поочерёдно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т.д., устно выборочно (н-р, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (н-р, в форме анкетирования).
Анализ урока можно проводить либо сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти.
Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для этого на урок приглашаются учителя.
Приведу примеры уроков нетрадиционной формы:
урок-лекция; урок-семинар; урок-зачёт; урок-практикум; урок-экскурсия; урок-дискуссия; урок-консультация; интегрированный урок; театрализованный урок; урок-соревнование; урок с дидактической игрой; урок - деловая игра; урок - ролевая игра.
I. Интегрированный урок.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоритических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а я с другой - высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей снижение перезагрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основной интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, так же установление внутри предметных связей, межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого метериала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные
уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные. Так, живо и интересно прошёл уро в 6 классе по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». Для проведения этого урока, на котором шла отработка навыков умножения и деления обыкновенных дробей, необходимо были знания биологии, природоведения, т.к. выполняя задания к карточкам, ребята во–первых узнавали названия растений, которые были зашифрованы и расшифровать их можно было решив все задания карточки верно, а во-вторых предварительно, при подготовке к уроку некоторым учащимся было дано задание подготовить небольшие сообщения о жизни этих растений и красиво оформить данное сообщение. На этом уроке ребята получили задания не только по математике, но и расширили знания об окружающей их природе, узнали лекарственные свойства растений, наверняка запомнят как применять то или иное растение используя его лекарственные свойства, т.к. были сделаны необходимые записи в тетрадях. Также познакомились с рецептами салатов, которые, например, можно сделать из одуванчика, повторили правила сбора лекарственных растений. Учащиеся активно работали на этом уроке, т.к. межпредметная связь с уроками природоведения
существенно повысила мотивацию учащихся к учению. Всем ученикам хотелось выполнить задания быстрее, всех лучше. При подведении итогов урока ученики отметили, что на уроке, проведенном в такой форме лучше думается, лучше запоминается. Ребята сделали выводы о том, что необходимо охранять и беречь природу, внесли предложения. Обучающая и воспитательная ценность таких уроков неоценима, т.к. формируются не только математические навыки, то и мировозрение учащихся.[ Прилагается сообщение о лекарственном растении «одуванчик» и карточка-задание с названием].
II. Урок – соревнование.
Основу урока- соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложемых учителем. Форма уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брэйн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др.
В организации и проведении уроков- соревнований выделяют три основных этапа:
подготовительный,
игровой,
подведение итогов.
Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.
В качестве примера остановлюсь на специфике организации и проведения «Звездного часа» по теме «Линейная функция и её график», проведённого в 7 классе, цель урока: обобщение знаний. Для участия в соревновании класс разбивается на три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Игра состоит из четырёх туров. За правильный ответ на вопрос команда получает 5 баллов; при ошибке участника- 4 балла, за три дополнительных
ответа дается «звезда». Выбираются руководители команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания. Задания каждого тура записаны на доске, оформлены красочно. На доске также записано изречение великого математика, которое является как бы напутствием в игре и напутствием к успеху. Во время обдумывания и поиска решения включается музыка, располагающая к мыслительной деятельности. На обдумывание вопроса дается 1 минута, после этого представители команд должны дать ответ. В случае неверного ответа на вопрос отвечает другая команда. Опрос происходит поочередно. За соблюдением правил соревнования и подведением итогов следит учитель и его помощник, который не входит ни в одну команду. Все ответы записываются в контрольный лист.
Игра начинается с устной работы, вопросы связаны со знанием верного изображения графика линейной функции, графика прямой пропорциональности, знание условия отрицательного и положительного условного коэффициента линейной функции, условия построения графика линейной функции, а также определить какой график функции лишний?
За каждый правильный ответ команда получает баллы, если какая-либо из команд не может ответить или отвечает неправильно, то возможность ответить вне очереди предоставляется команде, желающей вступить вне очереди, за верные ответы даются «звезды».
Второй тур-игра: на кубиках буквы. Нужно составить самое длинное слово по теме урока и дать определение. Все команды справились с заданием и уложились в данный интервал времени.
Третий тур также связан непосредственно с темой урока, идёт планомерная работа по отработке навыков по теме урока, даётся самостоятельная работа на 10 минут на листочках.
Четвертый тур также проводится в игровой форме. Необходимо составить наибольшее количество слов из букв, образующих слово К О О Р Д И Н А Т А.
В конце урока проводятся командные и индивидуальные итоги. Выставляются оценки, награждаются победители. В этой игре выиграла I команда, которая была более организована, рационально использовала время данное на обдумывание вопросов.
Проведенный урок привлекателен и ценен тем, что внес в ученические будни атмосферу праздника, приподнятого настроения, позволил ребятам проявить свою инициативу, ребята
показали организованность и самоорганизованность, и, безусловно этот урок, проведённый в форме игры способствует выработке у учащихся чувства взаимопомощи, товарищества, способствует выработке коммуникативных умений общения в коллективе.
II. Урок с дидактической игрой.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком- наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел выражен, как правило в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.п.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Чаще дидактические игры применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Поэтому необходимо накопление таких игр и классификация их по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
В качестве примера приведу обобщающую дидактическую игру, по теме:
« Сравнение чисел. Координаты», проведенную в 6 классе.
Перед началом игры объявляются правила игры: Класс разбивается на три группы-экипажи кораблей:
«Решительный», «Смелый», «Стремительный».
Каждый экипаж выбирает капитана и штурмана. Всем экипажам кораблей предстоит трудное плавание.
Сначала попадаем в пролив «Трудный Вопрос», потом в «Исторический залив», пришвартуемся у островов «Удача» и «Успех», а затем выйдем в «Море-океан». Карта плавания, оформленная на листе ватмана, висит в центре доски. Основная дидактическая задача, решаемая на уроке состоит в закреплении понятия противоположных чисел, сравнения чисел, построение прямых по координатам точек, определение координат точек.
Т.о. правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Разработка правил игры была проведена с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением во время игры.
Оборудование урока: плакат «Плавание», корабли, нарисованные на ватмане и вырезанные стоят на столах у каждого экипажа, карточки для индивидуальной работы с заданиями, маршрутные листы, в которых выставляются оценки группе.
Необходим настрой учителем всех учащихся класса, пожелание, чтобы экипажи работали быстро, четко, дружно и тогда вас ожидает успех у мыса « Надежда».
Даю старт всем кораблем. Плавание начинается с пролива «Трудный Вопрос». Капитаны кораблей дают задания членам своих экипажей: [Задание дается каждому члену экипажа на карточке].
Работы проверяют командиры кораблей и штурманы, оценки выставляются в маршрутный лист. [При затруднении помогает учитель]. Командиры кораблей подводят итоги и на плакате «Плавание» их корабли перемещаются в «Исторический залив».
Маршрутный лист имеет вид.
Члены экипажа | «Трудный Вопрос» | «Исторический залив» | О.«Удача» | «Успех» «Море- океан» | М. «Надежда» (средний балл) |
1.Гладышев М. 2. Наумов К. 3. Бундуки С. 4. . 5. . |
В «Историческом» проливе выслушиваются сообщения капитанов. Учащиеся, готовившие сообщение рассказывают о том, как возникли известные географические координаты, сообщают важные исторические сведения о жизни и деятельности Р. Декарта -создателю декартовой системы координат, система координат и получила название в честь его создателя, рассказывают и о других существующих системах координат. Миновав «Исторический залив» корабли по плакату «Плавающие» движутся дальше, к островам «Удача» и «Успех». Снова выдаются каждому члену экипажа задания на карточках. Задания по теме: Противоположные числа, дробные отрицательные числа, модуль числа. Необходимо выписать эти числа в порядке возрастания. Задания оцениваются таким образом, регламентированные игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умение для достижения целей игры.
Далее, учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирую ее ход, поддерживаю интерес к ней похвалой, благодарностью за активную работу, интересными формулировками заданий.
Например, выйдя в «Море-океан» корабли оказались в открытом море, корабли в опасности, чтобы спасти корабли, каждый должен правильно определить координаты четырех точек- места предполагаемых положений кораблей. Снова раздаются задания каждому члену экипажа, на каждой карточке изображена прямоугольная система координат с 4 точками. После выполнения экипажами кораблей всех заданий капитаны оценивают работу, и снова корабли продвигаются по плакату. Подошли к мысу «Надежда». Здесь снова учащиеся получают задания, а капитаны команд должны оценить работу каждого члена экипажа за все плавание. На этом этапе задание давалось занимательного характера, т.к. работоспособность учащегося к концу урока заметно снижается. Такого характера задание вновь поддержит интерес рассматриваемых на уроке заданием, тем самым позволит организованно подвести итоги урока, выставить оценки. Дидактическая игра имеет определенный результат, который прежде всего выступает в форме решения поставленных на уроке заданий и оценивания действий учащихся на каждом этапе игры, предает ей законченность.
Результатом дидактической игры, конечно же была совершенная удовлетворенность учащихся своей работой на уроке, урок проведенный в форме дидактической игры за ранее настраивал учащихся на успех, познавательная активность была очень высокая в течении всего урока.
IV. Урок- деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируется жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные , организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применяемым учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
о моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
о поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
о наличие конфликтных ситуаций4
о обязательная совместная деятельность игры; выполняющих предусмотренные сценарием роли;
о использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
о контроль игрового времени;
о элементы с сознательности;
о правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:
о обоснования требований произведению игры;
о составления плана ее разработки;
о написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
о подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
о уточнение целей проведения игры, составления руководства ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
о разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
- Знакомство с реальной ситуацией;
- Построение ее имитационной модели;
- Постановка главной задачи командами ( бригадами, группами), уточнение их роли в игре.
- Создание игровой проблемной ситуации.
5.Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала.
6. Разрешение проблемы.
7. Обсуждение и проверка полученных результатов.
8. Коррекция.
9. Реализация принятого решения.
10. Анализ итогов работы.
11. Оценка результатов работы.
В соответствии с данной структурой был проведен урок -деловая игра в 6 «д» классе, в форме производственного совещания работников местного лесхоза. Урок был проведен, используя местный материал, цифры и факты по Тюменской области, в частности, г. Тобольска. При проведении урока я максимально использовала провозглашенный в нашей стране принцип региональности школьного образования, т.к. убеждена, что использование, при изучении математики местного материала, близкого и понятного учащимся, способствует не только повышению уровня познавательного интереса изучению самого предмета, но и достижению таких целей математического образования, как его гуманизация и гуманитаризация, прикладная направленность и профессиональная ориентация, адаптация и социализация личности в условиях своего региона.
При подготовке к уроку был написан подробно составленный план, затем составлен сценарий урока, включающий правила по организации игры; заранее подобрана необходимая информация, составлены задания, оформлен дидактический материал, а также разработаны способы оценки результатов игры. Учащимся класса также заранее необходимо было подготовиться к ответам на вопросы по проблеме: Как сохранить и улучшить экологическую обстановку в регионе? Урок был проведен по теме: «Проценты и пропорции; тип урока: обобщение и систематизация знаний, применение знаний и умений на практике. Урок готовил учитель и группа учащихся, которые играли роли администрации лесного хозяйства: директор, по охране леса, по лесопользованию, механизатор, три лесничих, а также группа ребят, которые оформили столбчатые диаграммы на листе ватмана по предстоящему на уроке решению задач, отразили результаты экологической обстановки на диаграмме; подготовили плакат на тему: Как сохранить и улучшить экологию городу в котором мы живем. Таким образом, предварительная работа по подготовке к уроку уже настраивала ребят на успешную, активную деятельность на уроке. Ученики, как актеры, заранее
как бы, вжились в роли, которые им предстоит сыграть на уроке. Администрация лесхоза рассаживается в центре зала, остальные учащиеся рассаживаются по группам. Класс заранее был разделен на три группы, урок начался. В начале урока сообщается тема и цель урока, поставлена главная задача перед работниками каждого лесничества, названа проблема над которой будут работать ученики весь урок, а в конце урока предложат свои способы ее разрешения. Деловая игра тем и привлекательна, что ученики действительно настроены на работу по деловому, почти, как взрослые, и во что -бы то ни стало стараются справиться с заданиями. По опыту проведения уроков отмечу, что на этом уроке даже слабоуспевающие ученики показали высокую активность и работоспособность.
После водного слова учителя, слово предоставляется директору лесхоза, который в течение всего урока руководит игрой, поочередно предоставляя слово администрации и членам команд (лесничеств). Каждому лесничеству даются свои задания. За весь урок каждая группа должна решить три блока заданий, они связаны с результатами вырубки леса, посадки деревьев, а также
Последствиями загрязнения атмосферы по Тюменской области в результате выбрасов в атмосферу отработанных газов от предприятий и работа автотранспорта в городе.
По мере необходимости учитель корректирует работу групп. Идет бурное обсуждение и проверка результатов. Представители каждой группы (лесничие) защищают полученные ответы и результаты перед всем классом, а также необходимые выводы объясняют и показывают на заранее подготовленных диаграммах на плакате, который вывешивается в центре доски.
В результате работы групп по итогам решенных заданий принимается решение и делаются выводы по поставленной в начале урока проблеме. Подготовленный заранее ученик выступает с сообщением об улучшении окружающей среды и природоохранной деятельности. Директор лесхоза заканчивает производственное совещание, высказывая поступившие предложения от группы и сообщает о дальнейшем решении вопроса по поставленной проблеме.
Игра окончена. Учитель подводит итоги работы групп и каждого ученика в отдельности. Выставляются оценки за урок.
Несмотря на то, что учащиеся решали задания математического содержания, отрабатывали умение и навыки решения задач на проценты, на нахождение неизвестного члена пропорции, повторили материал по теме «Столбчатые диаграммы», проводили исследования по столбчатым диаграммам, в то же время в течение всего урока прослеживалось развитие логического мышления, творческой деятельности, речи и мировозрения учащихся, шло воспитание средствами математики бережного отношения к природе, воспитание элементов культуры общения и экологической культуры. Ученики на этом уроке проявили особый интерес к способам деятельности, проявили высокую активность, способность к совершенствованию, и интерес к деятельности по улучшению окружающей среды.
VI. Заключение.
Согласно вышеизложенного, нетрадиционная форма проведения уроков -является одной из форм активного обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок-это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок-это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить индивидуальные особенности, самореализоваться, творчески подойти к осуществлению собственных идей.
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности.
- В.А. Онищук. Урок в современной школе. М. Просвещение. 1981г.
- С.Г. Манвелов. Основы творческой разработки урока математики.
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября , №11,13/97.
3. О. Епишева. Основные параметры педагогической технологии.
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №8/2000.
4. Нетрадиционная форма урока.
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №9,1998г.
5. Проектная деятельность на уроках математики
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №9,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...
«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...
Нетрадиционные формы проведения уроков.
Статья....
Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий
В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимо...
Доклад "Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел"
Доклад учителя химии Пономаревой Т.В.2012-2013 учебный год....
Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...