Материалы для педагогов
статья по теме
Рекомендации педагогам по развитию мимики и пантомимики у детей с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования
к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.
Чтобы компенсировать недостающую зрительную информацию у детей с нарушениями зрения, необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Обязательно введение специальных коррекционных видов занятий по развитию сохранной сенсорной сферы, зрительного восприятия, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике и лечебной физкультуре в сочетании с адаптивной физкультурой (для коррекции отклонений в физическом развитии и двигательной сфере), логопедическая помощь, формированию неречевых средств общения (мимики и пантомимики).
Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека,
с которым общаешься. С помощью слов передается фактическая информация, тогда как неречевые средства общения передают отношение человека к информации. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют партнеру по общению узнать из сообщения больше, чем несет собственно вербальный текст.
Методические рекомендации, направленные на обеспечение связи
по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики»
с содержанием предметных уроков
Русский язык
Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа, развитию зрительного, слухового (в работе со слепыми и частично зрячими — осязательного) восприятия, работу по ориентировке в малом пространстве.
В целях реализации связи содержания работы по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики обучающихся с нарушениями зрения»
с содержанием предметных уроков (русского языка) рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:
- развитию фонематического слуха (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний);
- развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз);
- обогащению словарного запаса (за счет использования лексики, связанной с эмоциями, чувствами и способами их выражения);
- развитию зрительного восприятия (за счет знакомства со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, у реальных людей);
- соотнесению словаря и образа (за счет использования материала, позволяющего называть, узнавать, соотносить эмоциональные проявления со словесным их обозначением).
Целесообразно в целях реализации принципа комплексного подхода включать материал, связанный с формированием базовой культуры школьников с нарушениями зрения:
- использование в качестве наглядного материала графических изображений, иллюстраций, сюжетных картинок, цветных, силуэтных, контурных изображений персонажей, передающих различные эмоциональные состояния;
- сюжетных картинок с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, о которых свидетельствуют мимические и пантомимические движения персонажей;
- грамзаписи голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях;
- продуцирование школьниками различных эмоциональных состояний во время чтения, инсценирования, драматизации литературных произведений и т.п.).
Математика
В целях реализации связи содержания работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков математики рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:
- развитию самоуправления (упражнения и игры, требующие управления голосом, телом);
- развитию навыков количественной оценки и применению выражений, обозначающих количественную оценку эмоционального состояния, за счет использования приема сравнения степени выраженности у человека (реального, схематичного) различных эмоциональных состояний с применением характеристик, как «примерно столько же», «намного больше», «намного меньше».
(«У этого человека лицо намного радостнее, чем у другого», «У этих людей примерно одинаковая сила голоса» и т.п.);
- выполнение графических работ по схематичному изображению (в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица, выражающего основные эмоциональные состояния (по команде ведущего).
В качестве наглядного материала на уроках математики целесообразно использовать иллюстрации, графические изображения, сюжетные картинки с изображениями различных эмоциональных состояний, сюжетные картинки с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Физическое воспитание
Для реализации связи работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков физического воспитания необходимо включать в работу по формированию базовой коммуникативной культуры упражнения для совершенствования невербальных способов общения; материал, связанный с координацией мимических и пантомимических движений, характерных для основных эмоциональных состояний:
- по команде педагога (обучающегося);
- по собственной команде;
- по цепочке команд.
Пространственная ориентировка
Для реализации связи содержания работы по формированию выразительных движений обучающихся с нарушениями зрения с содержанием занятий по пространственной ориентировке рекомендовано включение материала, связанного:
- с называнием, узнаванием, соотнесением различных частей тела, участвующих в проявлении чувств и основных эмоциональных состояний;
- с дифференцировкой вербальных и невербальных средств общения, участвующих в проявлении основных эмоциональных состояний;
- с дифференцировкой звуков, производимых человеком, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии;
- с включением в содержание занятий по ПО материала, позволяющего максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния) и личностные новообразования (эмпатические проявления), приобретенные на коррекционных занятиях по развитию мимики и пантомимики.
Офтальмо-гигиенические требования к учебно-наглядным пособиям
Большое значение в организации работы имеет соблюдение офтальмо-гигиенических требований к учебно-наглядным пособиям, которые должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения каждого обучающегося, что в свою очередь, облегчает зрительную работу и повышает эффективность всех видов деятельности, связанной с использованием зрения.
Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия (при РСХК — горизонтальная, при СХК — вертикальная) и от формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная).
Необходимо:
- использование комфортных для дефектного зрения шрифтов (использование укрупненных шрифтов с линиями одинаковой ширины, то есть без утончений); индивидуальный подбор размеров букв, цифр и других знаков при подготовке раздаточного дидактического материала;
- соблюдение требований к школьно-письменным принадлежностям; показаний и противопоказаний к физическим нагрузкам; специфическая расстановка парт, индивидуальный подход в дозировании зрительной и осязательной нагрузок, и т.д.
В норме расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска.
Однако большинство слабовидящих могут выполнять зрительные работы только на очень близком расстоянии от глаз. Каких-либо единых рекомендаций в этом отношении дать нельзя, т.к. дети имеют разную зрительную патологию и разные зрительные возможности.
Варианты упражнений на развитие голосовой мимики,
интонации, темпа, тона речи
Предложенные задания, игры, упражнения способствуют развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз), направлены на формирование умения выражать свои чувства.
Произносить слова и фразы, выражая голосом, мимикой разные чувства:
- «Открой дверь!» — грустно, гневно, радостно, высокомерно, подавленным тоном, раздраженно.
- «Пришла!» — с радостью, тревогой, с ехидством, с презрением.
- «Молодец!» — восхищенно, насмешливо, удивленно, угрожающе!
Произносить слова и фразы, меняя темп речи, тон, интонацию, мимику:
- «Вот это вечер!»
- «Что вы смотрите на меня?»
Читать простые повествовательные предложения, понижать голос к концу фразы.
- У дороги шумели тополя.
- Ночью полил дождь.
- Тиха украинская ночь.
Произносить предложения с большим чувством.
- Пусть сильнее грянет буря!
- Хорошо зимой в лесу!
- До чего красив закат!
Читать предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием.
Обращать внимание на правильный выбор интонации.
- Дождь (снег) пошел.
- Спрашивайте удивляясь — ?!
- Восхищаетесь, радуясь — !
- Огорчаетесь смене погоды.
- Уточняете — ?
- Радостно сообщаете друзьям — !
Читать реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
Надменное негодование:
- «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»
Лесть и подобострастие:
- «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»
Высокомерие:
- «Да что мне лев?! Да мне ль его бояться?»
Сожаление, укоризна:
- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Рассмотреть фотографии, иллюстрации, сюжетные картинки.
- У какого человека лицо намного радостнее, чем у другого?
Объяснить, сделать вывод.
- «Угадай взгляд». Какой взгляд? (радостный, грустный, озорной, испуганный и т.д.).
- Знакомство со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок.
- Выполнение графических работ по схематичному изображению
(в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица,
выражающего различные эмоциональные состояния.
- Прочитать стихи, определить настроение произведений.
Ярко солнце светит, Золотом облиты
В воздухе тепло. Тёмные листы.
И куда ни взглянешь, Дремлет лес: ни звука –
Все кругом светло. Лист не шелестит.
По лугу пестреют Только жаворонок
Яркие цветы; В воздухе звенит.
И.Суриков
Плакали ночью С жёлтой берёзы
Жёлтые клёны. Тоже капало.
Вспомнили клёны, Значит берёза
Как были зелёны!.. Тоже плакала
Э.Мошковская
Варианты упражнений на развитие фонематического слуха с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний
Читать предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.
Реплика Ответная реакция
вопрос — сомнение: утверждение:
Яблоко от яблони недалеко падает? Яблоко от яблони недалеко падает.
Около кола — колокола? Около кола — колокола.
вопрос — удивление: утверждение — восхищение:
От топота копыт пыль по полю летит? От топота копыт пыль по полю летит!
Съел молодец тридцать три пирога Съел молодец тридцать три пирога
с пирогом, да все с творогом? с пирогом, да все с творогом!
утверждение — восхищение: сомнение (недоверие):
Шагал шакал с кошелкой, нашел Шагал шакал с кошелкой, нашел
кушак из шелка! кушак из шелка?
Отрабатывать медленный темп речи при чтении предложений на уроках русского языка с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же не задерживая дыхания, произносить на плавном выдохе предложение.
Говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.
Примеры предложений:
- Ария исполняется артистом.
- Якорь опустили осторожно.
- Это артист эстрады.
- Огненный отблеск исчез.
- Автобус остановился у остановки.
- Экзамены окончились успешно.
- Изделия умельцев оригинальны.
- Ученик отвечает урок.
- Ежевику едят охотно.
- Ягуар очень опасен.
Читать предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
- Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
- Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
- Тьма свет не любит, злой доброго не терпит.
- Всем известно: красна речь слушанием.
Упражнения для совершенствования невербальных способов общения
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника. Выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и
образнее донести наши мысли и чувства
Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
Выразить с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно, использование жестов).
- «Спасибо, хорошо».
- «Не могу даже ответить».
- «Больше хорошо, чем плохо».
- «Очень хорошо живу».
«Говорящие руки»
Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, угрозу, стыд, указ, напряжение, восторг, мольбу, благодарность, доверие, отчаяние, недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, привлечение внимания, категоричность, искренность, удивление, надменность, нежелание слушать, предвкушение удовольствия).
Список используемой литературы
- Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. - № 5.
- Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. —
М.: Просвещение, 1973.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций / И.В. Ковалец — М.: ВЛАДОС, 2004.
- Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения./Теоретико-экспериментальное исследование/ Г.В. Никулина — КАРО СПб, 2006.
- Солнцева, Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях / Л. И. Солнцева. — М.: Логос ВОС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы начинающему педагогу по разработке образовательной программы
Презентация на тему "Методические рекомендации начинающему педагогу по разработке образовательной программы"...

Методические материалы для педагога.
Автор Онищук Дарья Владимировна. Учитель химии и биологии МКОУ СОШ И"25 г. Нижнеудинск. Данный материал позволит вам облегчить вашу работу....

материалы для педагогов
типичные ошибки в организации развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста...

Материалы для педагогов
Материалы, которыми могут воспользоваться педагоги-психологи для работы с педагогическим сообществом...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...