Материалы самоанализа педагога
материал по информатике и икт по теме

Титова Елена Николаевна

Материал будет полезен учителям при прохождении аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ и самооценка профессиональной компетенции учителя математики, информатики и физики МОУ Грибовская ООШ

Титовой Елены Николаевны.

В должности учителя  в Грибовской школе Старомайнского района Ульяновской области  я работаю с 1994 года, на сегодняшний момент общий педагогический стаж составляет 17 лет.  В 1994 году окончила  Ульяновский Государственный педагогический институт  имени И. Н. Ульянова по специальности математика информатика.

Достижение высоких показателей удаётся за счёт применения  различных форм организации учебно-воспитательной деятельности, используя в учебно- воспитательном процессе новые педагогические технологии (внедрение автоматизированной тестовой системы диагностики качества образования «Дикобраз», по итогам тестирования  в 2010 году  средняя оценка учащихся 9 класса – 4,8 в 2011 году средняя оценка учащихся 9 класса – 3,5 ),  вовлекаю каждого ученика в активный познавательный процесс, раскрываю творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ребёнка, даю возможность проявить себя. Как результат работы все мои ученики участвуют во Всероссийских  игровых конкурсах «Кенгуру»,  «Русский медвежонок», «ЧиП», «Колосок», «Зубрёнок», «Олимпус».

  В свете современных требований и государственного стандарта образования целью своей педагогической деятельности считаю создание на уроках  такой образовательной среды, которая способствует повышению образовательного уровня учащихся, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, повышению познавательной активности. Для этого стараюсь создавать условия, чтобы ребёнок получал удовлетворение от результатов своей деятельности, видел пути применения полученных знаний на практике. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего государственному стандарту образования.

    Для достижения данных целей ставлю перед собой следующие задачи:

  1.    Раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и  

  нравственного потенциала каждого ученика;

  1.    Формирование  навыков самостоятельной работы;
  2.    Совершенствование форм организации учебной деятельности;
  3.    Использование новых педагогических технологий, эффективных      

  методик обучения;

  1.    Развитие интереса к предмету.

   Всё это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учёбе.

   Для реализации цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках».

   Работая по данной теме, учу учащихся делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения, делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Для того чтобы вовлечь учащихся в работу в творческий поиск, всегда необходимо в какой то мере воспроизвести в памяти ранее изученный материал, так как в ранее изученных знаниях всегда имеется родственное, связывающее пройденное с вновь усваиваемым. А это не всегда успешно удаётся сделать. Не у всех учащихся прочные знания изученного материала, не все могут эти знания применить в самостоятельной работе по изучаемой теме. Особенно трудно приходится работать с учащимися, которые усваивали материал только во время урока, не выполняя домашних заданий. Поэтому при организации повторения я выбираю следующие виды самостоятельной работы:  диктанты, устные самостоятельные работы,  тесты, домашние самостоятельные работы нацеленные на повторение и закрепление  знаний. На уроках постоянно использую схемы, чертежи, карточки с заданиями, тестовые задания.    За 2009-2011 г.г.  составила контрольные  и самостоятельные работы, тестовые задания по классам, провела их с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяли меня. Не все учащиеся могли справиться с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках.

    Всё это позволяет мне развивать личность ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе.

    Обучение на уроке организую в атмосфере доброжелательности и целеустремлённости. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках сочетаю групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

    В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

Наименование технологии

Подтверждение

Результативность

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий.

Вовлечение в учебную деятельность всех учащихся.

Тестовая технология

Разработка тестов по темам.

Повышение эффективности контроля знаний, умений и навыков. Развитие внимательности.

Технология

учебно-поисковой деятельности

Разработка исследовательских проектов. Выступление на конференциях.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения.

Информационно-коммуникативная технология

Использование на уроках мультимедиа средств.

Повышение эффективности урока, интерес к предмету, самостоятельность при выполнении тестовых заданий.

Технология игрового моделирования

Использование игры на уроке.

Повышение эффективности урока, качество усвоения учебного материала.

Здоровьесберегающая технология

Создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся.

Укрепление психического здоровья учащихся.

  Результативность данных образовательных технологий позволяет мне повысить: качество обученности, учитывать индивидуальные возможности ученика; развивать взаимоответственность; развивать творческие способности и поддерживать интерес к обучению.

     Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  1. как средство наглядности учебного процесса

        (презентации, моделирование),

  1. для индивидуализации учебного процесса,
  2. для организации коллективной и групповой работы (проекты), как

      средство разработки и подготовки различных видов учебно-  методического  

      материала (поурочное планирование, методические разработки,  

      контрольные работы,  интерактивные тесты и другие виды работ).

   Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:

  1. учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
  2. приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
  3. учатся грамотно использовать в речи информационные и

       математические термины;

  1. приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

   Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по математике и информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Но, не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов.

   По результатам психолого-педагогической диагностики более 60% обучающихся имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности не только в плане самосовершенствования, но и в плане повышения образовательного уровня в области математики, информатики и физики. Считаю, что определяющую роль в формировании учебной мотивации играет оценка результатов работы ребенка. Оценка - фактор, стимулирующий обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. В практике часто использую приём самооценки и коллективной оценки (с необходимым педагогическим комментарием при подведении итогов урока). Оценка результатов происходит в сравнении с предыдущими отметками. Убеждена, что едва ли не главными качествами системы оценивания являются прозрачность и понятность для ученика. Дети достаточно охотно принимают предложенные «правила игры», даже весьма строгие, если будут уверены в их строгом соблюдении и обязательности для всех. При этих условиях в практике работы никогда не возникает почвы для обид и конфликтов, что на сегодня немаловажно (мы живем не в идеальном обществе; авторитет учителя и степень доверия к нему, не всегда таковы как хотелось бы). Большая часть детских обид связана не самой оценкой, а с ощущением допущенной несправедливости. Таких ситуаций я стараюсь избегать. Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

        При формировании групп учащихся учитываю их взаимные симпатии и пожелания с одновременным соблюдением условия равенства их уровня подготовки и возможностей. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся.
В условиях сельской школы не сложно учителю иметь представление о каждом ученике и окружающем его социуме, причём не просто знать, а сотрудничать с родителями обучающихся. Так как я работаю 17 лет в селе, с родителями учащихся имею тесный контакт и отношения, основанные на взаимном уважении. Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания и консультации для родителей.

Залог плодотворной деятельности учителя и школы в целом во многом зависит от психологической атмосферы в коллективе. Считаю наш коллектив сплоченным, профессионально компетентным. Как учитель информатики стараюсь помочь своим коллегам в применении новых информационных технологий в учебном процессе. Общительность позволяет мне достаточно легко находить общий язык с коллегами, учениками и их родителями. Возникновение конфликтных ситуаций считаю неприемлемыми в работе учителя, воспитателя, педагога.

В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет - ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе. Слежу за педагогическими новинками на страницах журналов  «Физика в школе», «Информатика. Всё для учителя!», «Математика в школе». За последние  годы прошла курсы повышения квалификации обучение на которых позволило мне модернизировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями. Полученными на курсах знаниями, своими методическими находками делюсь с коллегами.

Выступаю на заседаниях МО и РМО:

 - Проведение организационных работ по созданию презентаций  к урокам и внеклассным мероприятиям (2010 г.)

- Развитие навыков самоконтроля на уроках в условиях  малокомплектной школы. (2011 г.)

   Выступаю на педагогических советах:

- Организация учебной деятельности на уроке (2008 г.)

- Нравственный закон внутри нас (2010 г.)

-Роль домашних заданий в развитии   творческих способностей учащихся и ликвидации учебной перегрузки. (2011 г.)

Даю открытые уроки, внеклассные мероприятия для учителей района и школы:
- Открытый урок геометрии  в 9 классе для учителей МОУ    Грибовская ООШ  по теме: «Правильные многоугольники»(2010 год)

- Открытый урок по физике  для учителей физики Старомайнского района по теме  «Электрические  явления» в 8 классе (2007 год)

    Методические разработки по предмету, выкладываю на страницы сайтов:

  1. http://edu.of.ru/gribovka73/ 
  2.  http://www.proshkolu.ru/
  3. http://nsportal.ru/
    Создала  свой  персональный сайт:
    http://edu.of.ru/titovaen1972/ 

  Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге. Результат мониторинга качества знаний и успеваемости по классам представлен ниже:

Математика

Учебный год

2009-2010  

2010-2011  

2011-2012  

Классы

6

8

9

6

7

8

9

6

7

8

9

СОУ    %

66

50

64

64

57

64

50

50

64

66

64

Коэффициент  обученности      %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Коэффициент образованности %

80

50

100

100

75

100

50

50

100

75

100

Информатика

Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Классы

8

9

9

8

9

СОУ   %

50

64

64

75

64

Коэффициент обученности   %

100

100

100

100

100

Коэффициент  образованности %

50

100

100

75

100

Физика

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Классы

7

8

9

7

8

9

7

8

9

СОУ %

64

50

64

57

57

50

64

57

64

Коэффициент обученности     %        

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Коэффициент образованности     %        

100

50

100

75

75

50

100

75

100

 Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере) и др. Простроенная система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать хорошие результаты.

В своей профессиональной деятельности я вижу больше положительных моментов, но имеются и трудности:

  1. Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным  детям.
  2. пассивная позиция части школьников в учебном процессе, недопонимание между учителями и родителями, незаинтересованность некоторых родителей в обучении и воспитании детей.
  3.  Несоответствие материально-технической базы школы утвержденному перечню нормативного учебного оборудования для ОУ России.
  4. Я считаю, что количество часов, отведенных на изучение предметов по программе информатики,   математики и физики, недостаточно для более качественной подготовки учащихся к ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме. Как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач.
  5. отсутствие участия  в конкурсах и грантах на муниципальном и     региональном уровнях.

Таким образом, мои перспективные задачи:

  1. Обеспечение дифференциации содержания дидактическим материалом, создание учащимся условий выбора.
  2. Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету, индивидуальных учебных планов.
  3. Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии.
  4. Принимать активное участие  в конкурсах на школьном, муниципальном  уровнях.

Данные представленные в  материалах самооценки удостоверяю

Дата «__»  _______ 2012 год

Руководитель образовательного

учреждения                                                                         /Бызова Л.П./

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы самоанализа

Материалы самоанализа к портфолио....

"Самоанализ педагога- организатора"

В помощь педагогу- организатору. Самоанализ....

Материалыдля работы и самоанализа педагогов

Материал для работы как учителей так и кл.руководителей, позволяющий вникнуть в начальную работу педагога....

самоанализ педагога Тарасовой О.А. и отчеты

Представляю отчеты по проделаной работе и свой самоанализ...

Самоанализ педагога ДО Мальцевой Л.Н.

Самоанализ профессиональных достижений педагогаМальцевой Лидии Николаевны, педагога  дополнительного образованияМКОУ ДОД «Центр детского творчества» Большереченского муниципальног...

Материалы самоанализа

Материалы самоанализа(мониторинг педагогической деятельности)учителя МОУ Каргинская СОШМатрёниной Вероники Викторовны,аттестующейся на высшую квалификационную категорию....

самоанализ педагога дополнительного образования 2010-2011 год

итоги деятельности детского творческого объединения ТЕРЕМОК за 2010-2011 учебный год...