ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РМО
материал по теме
Тема «Исследовательская и проектная деятельность как основная форма работы с одаренными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_metodistov.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ РМО
АПРЕЛЬ, 2011
Тема «Исследовательская и проектная деятельность как основная форма работы с одаренными детьми»
Позиции проектного обучения соответствуют требованиям и стандартам современного образования. В центре проектного – ребенок, его мир, интересы, потребности. (Нарисовать мордашку).
Дж. Дьюи «Ребенок – это центральная фигура в процессе обучения. Он солнце вокруг, которого вращается педагогический процесс».
И действительно, проектное обучение предполагает – логическую деятельность учащихся, имеющую личностно-смысловую и мотивационную основу.
Метод проектов – пед. технология, ориентированная не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования).
Метод проектов осуществляется путем детальной разработки проблемы, которая ведет к реальному осязаемому результату, оформленному тем или иным способом. (Схема 1)
ПРОБЛЕМА РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЙСТВИЕ
МОТИВ ТЕМА АКТУАЛЬНА ТЕМА ЗНАЧИМА
Итак, проектирование - процесс создания проекта.
Но:
- Что включает в себя проект?
- Как отличить проект от творческой работы?
- С чего начинать?
Вот те вопросы, на которые я попытаюсь сегодня дать ответы. Но сначала вопрос: Какие виды научных, исследовательских, творческих работ мы с Вами используем в работе?
- Доклад
- Тезисы доклада
- Научная статья
- Научный отчет
- Реферат (правила написания реферата раздать).
Чем же проект отличается от всех этих видов исследовательских работ?
Перед Вами признаки проекта:
- ориентирован на ученика ( т.к.работа должна быть самостоятельная)
- ориентирован на действительность (т.к. это предметная работа и ведет к решению проблемы)
- имеет конечный результат – эскиз, модель (формы раздать)
Для создания, написания проекта необходимо уметь (а также Вы должны научить своих детей):
Итак перед Вами слайд где представлены все компоненты проекта. Я предлагаю сейчас кратко пройти по основным этапам работы над проектом.
С чего начинается любое исследование? ( получение информации и формулирования темы).
Чем заканчивается? (результат)
Что между ними? (действия)
Что сделать, чтобы эти действия были активными? (нужна мощная мотивация)
Значит, тема должна быть АКТУАЛЬНА
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методах;
- потребностью практики
Следовательно, тема должна быть еще и ЗНАЧИМОЙ
Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.
Фундаментальная значимость – для науки
Прикладная значимость – где можно применить в жизни.
Следует помнить! Что ново для ученика, может быть совсем не ново и не интересно для науки!
Следующий этап – это выбор темы и ее формулировка.
ВАЖНО! В формулировке темы должен быть отражен объект, предмет исследования и по возможности методы исследования.
Например «Река Солоновочка» - о чем эта работа?
«Разработка туристического маршрута «Река Солоновочка»
«Комплексный анализ воды реки Солоновочка»
После определения темы, обозначаем цель. Она должна быть:
- четкая,
- реальная,
- максимально достижимая,
- соответствовать возрасту.
Ведь цель исследования - это его желаемый конечный результат.
Наиболее типичны следующие цели:
- определение характеристики явлений, не изученных раннее, малоизученных, противоречиво изученных;
- выявление взаимосвязи явлений;
- изучение динамики явлений;
- описание нового эффекта, явления;
- открытие новой природы явлений;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание классификаций, типологий;
- создание методики
- адаптация методик.
Цель (глобальная, образ предполагаемого результата) – Например -обосновать необходимость (или возможность) разработки тур. маршрута ...
После постановки целей, формулируем гипотезу - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
Выдвигая гипотезы, предположения обычно используются следующие слова:
- может быть;
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что….., если…..
- если……., то……
Для подтверждения или опровержения гипотезы ставим ЗАДАЧИ
это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Т.Е. ЗАДАЧИ - локальные, которые можно реализовать, увидеть результат (Н-р: 1. Изучить.., 2. Разработать.., 2. Провести…, 4. Оформить…, 5. Выступить…,)
Не следует писать в задачах изучить литературу по теме – это и так ясно.
Следующий этап исследования – отбор методов, МЕТОДЫ - основные способы, с помощью которых проводится исследование.
- современные!!! ( не 50-60 летней давности);
- обучение методикам выполнения эксперимента обязательно!!!
- методы должны быть оценены критически «Так старательно пишите все в журнал». Гете
- обязательно представляем правильную обработку статистических результатов (существуют программы в компьютере!)
Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы обозначили в начале разговора. Следующий этап – сбор информации и ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературный обзор:
- краткий,
- емкий,
- содержит ссылки на источники,
- приветствуются иностранные источники,
- желательно 30 источников.
ВОЗМОЖНО составление контент-анализа:
№ | Автор | Название работы | Источник | Краткие тезисы | Ценно для данного исследования |
Далее – СОБСТВЕННО ИССЛЕДОВАНИЕ и РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
Представляться должен не сырой материал, а только отработанный!
+ Сравнение с литературой, авторами!
+ не бояться, доказанных противоречий!!!
Результаты не на два листа, а значительно >>>!!!
Хочется еще остановиться на ОФОРМЛЕНИИ РАБОТЫ
- либо согласно ГОСТу
-либо четко, так как указано в Положении!!!
ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Главное правило КРАТКО и ЁМКО!
!!! ВЫВОДЫ ЗАДАЧИ
Отражаем ЧТО СДЕЛАНО,
ЧТО НЕ УДАЛОСЬ (ВДРУГ), анализируем причины!!!
Особое внимание уделить написанию Публичного доклада:
- регламент
- без «ох» и «ах»
- дикция (читать вслух!!!)
- говорить аргументировано, расставить акценты (на мой взгляд…, обратите внимание…. и т.д.) «Как ты словами сыплешь хорошо», а смысла нет, поэтому обязательно базовое сравнение, контрольный опыт!!
- анализируя диаграммы, таблицы результатов цифрами не оперировать (только больше, меньше, слева, справа).
- Что включить:
- 2-3 предложения введения,
- цель, задачи,
- нет литературного обзора
- материалы
- метода, лишь назвать,
- результаты и обсуждение по возможности полностью,
- выводы должны быть перед глазами, если нет времени напечатать и раздать, если есть – зачитать
- раздаточные материал с тезисами
- презентация не больше 15 слайдов.
Качества докладчика
- Организация выступления по плану
- Объем и глубина знаний по теме, эрудированность, использование знаний из др. областей
- Культура речи, использование наглядности, способность удерживать внимание окружающих
- убедительность и дружелюбность при ответе на вопросы
- деловые и волевые качества докладчика
- эстетичность и внешний вид
Критерии оценки проекта
- 1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
- 2.Логика и последовательность их изложения.
- 3.Самостоятельность и адекватность выбора средств.
- 4.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
- 5.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
- 6.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
- 7.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- 8.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- 9.Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
- 10.Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
- 11.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
- 12.Практическое использование проектного изделия.
- 13.Качество записей и наглядных материалов.
- 14.Использование знаний из других наук и учебных предметов.
- 15.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- 16.Полнота знаний по теме.
- 17.Оригинальность решения проекта.
- 18.Культура речи.
- 19.Привлечение знаний из других областей.
- 20.Языковая грамотность.
- 21.Умение пользоваться информационными технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Выступление на семинаре классных руководителей
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была труд...
Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...
Выступление на областном семинаре руководителей МО
Выступление на областном семинаре руководителей МО по теме «Мастер - новичку»...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек
Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...