Новое качество образования. Педагогический опыт решения проблемы
учебно-методический материал по биологии

Самарина Наталья Валерьевна

Из опыта моделирования уроков на основе диалектического подхода (разрешения объективных противоречий) как основание перехода к новому качеству образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samarina_n.v._pedagogicheskiy_opyt.ppt850.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новое качество образования Педагогический опыт решения проблемы САМАРИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Слайд 2

В контексте концепции развития образования в Российской Федерации до 2020 года представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития. Исходя из этой взаимосвязи, качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом.

Слайд 3

1 – определение характеристик нового качества образования; 2 – выбор и освоение образовательных технологий, ориентированных на достижение нового качество; 3 – отработка моделей практической реализации полученных знаний с выходом на профилирование; 4 - определение системы оценки критериев, показателей и индикаторов для получения объективной и достоверной информации о результатах деятельности обучающихся и учителя в контексте повышения качества образования.

Слайд 4

Качество деятельности – это соотношение затрат к результату, выраженное через одновременное повышения производительности труда и снижения его (труда) интенсивности. В применении к учебному процессу – это означает снижение интенсивности учебного труда (перегрузок) и повышение производительности в отражении окружающего мира. В общезначимой форме можно сформулировать основное ограничение современного учебного процесса: учебный труд основан на использовании ограниченной в производительности памяти и не задействует мышление – способность, имеющую в отличие от памяти, неограниченные возможности в отражении окружающего мира. Новое качество образования: концепт (автор А.И.Гончарук )

Слайд 5

Мышление имеет абсолютное значение для развития подлинно сущностных человеческих сил, с присущим только мышлению важном качестве – способности себя противопоставить себе, то есть сделать самого себя предметом. Особенность самосознающего мышления заключается в том, что продукт его деятельности – объективное, тождественен субъективному. Именно в процессе познания, понимающего состав своих собственных действий, снимается отчужденное отношение субъекта к объекту, тем самым субъектом приобретается духовная свобода. Предметная область, где мышление, по образному выражению Гегеля, «находится у самого себя», изучается Логикой. Соединение учебного процесса с Логикой (формальной, диалектической и теорией познания равно с ФИЛОСОФИЕЙ), на деле изменяет качество учебного труда, выводит производительность учебного труда на новый качественный уровень. мышление как универсальная и продуктивная способность

Слайд 6

Передача обучающимся средств работы с предметным содержанием (умение оперировать понятиями и образами); переход от обучения, построенного на сообщённых знаниях, к обучению, основанному на выводных знаниях; повышение уровня самостоятельности обучающихся в осуществлении учебной и других видах деятельности (автор А.И.Гончарук); формирование у учащихся широких возможностей в познавательной деятельности как основанием для исследовательской, проектной деятельности; формирование мотива на выбор будущей сферы профессиональной деятельности. Содержание перехода к новому качеству учебных отношений

Слайд 7

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К. Д. Ушинский

Слайд 8

В структуре урока выделяют 4-е основных компонента: 1. Предметно – содержательный компонент 2. Когнитивно – операциональный компонент 3. Организационно – методический 4. Оценочно – регулятивный использование компонентов в их внутренней необходимой взаимосвязи (диалектика) позволяют создать условия действительного выхода на новый уровень качества образования. Основная цель – научиться моделировать выводные знания на основе сообщённых. Урок как целенаправленная организация познавательной деятельности учащихся

Слайд 9

целенаправленная работа с содержательным компонентом посредством перевода элементов содержания в операции с понятиями и образами, использование организационно-деятельных форм в достижении содержательной коммуникации использование оценочно-регулятивного компонента с выходом на материализованную самооценку Искусство (мастерство) педагога заключается в том чтобы научиться переводить элементы предметного содержания (предметных программ) в порядок и последовательность систем заданий, а затем в живой процесс целенаправленной коммуникации. Технология: общие моменты

Слайд 10

Профессия учителя замечательна тем, что призвана формировать первый признак труда – целесообразность, развить важнейшую общечеловеческую способность – способность мыслить. (А.И.Гончарук) Для того, чтобы учащихся вывести на ступень научного мышления, и одновременно раскрыть красоту предмета, в арсенале учителя имеются как познавательные средства, и предметное содержание.

Слайд 11

Однако познавательные средства и содержание учителю представляются как внешне связанные друг с другом, и это, на наш взгляд, составляет корень проблемы, на которую обращал внимание Э.В.Ильенков в очерке «Учиться мыслить!» – проблема несоответствия полученных знаний предмету.

Слайд 12

Чтобы содержание стало подвижным «живым», а не закостеневшим, интересным, ученику необходимо показать внутреннюю логику предмета, при одновременной передаче инструментов познания, с помощью которых происходит синтез отрывочных представлений в систему понятий, в целостную картину мира.

Слайд 13

Каждое новое понятие не должно изучаться непосредственно, как заданный извне, а, следовательно, чуждый не актуальный для ученика материал, а должно быть выведено через разрешение противоречий. Новое понятие, отражает новое качество, появившееся в процессе реального развития объекта, и то, и другое есть результат разрешения противоречия.

Слайд 14

Строение клетки Из опыта моделирования предметного содержания (понятий) посредством разрешения противоречий

Слайд 15

Строение клетки Оболочка ( ограничивающая мембрана)

Слайд 16

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Оболочка ( ограничивающая мембрана)

Слайд 17

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? Оболочка ( ограничивающая мембрана)

Слайд 18

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры»

Слайд 19

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры»

Слайд 20

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма

Слайд 21

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма

Слайд 22

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма

Слайд 23

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? рост Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма

Слайд 24

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма

Слайд 25

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль

Слайд 26

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль

Слайд 27

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль

Слайд 28

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы

Слайд 29

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы

Слайд 30

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы

Слайд 31

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО

Слайд 32

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО

Слайд 33

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО

Слайд 34

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные автотрофы и гетеротрофы Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО

Слайд 35

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные автотрофы и гетеротрофы Пластиды: хлоропласты , хромопласты, лейкопласты. Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО

Слайд 36

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные автотрофы и гетеротрофы Пластиды: хлоропласты , хромопласты, лейкопласты. Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО хлоропласты

Слайд 37

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные Пластиды: хлоропласты , хромопласты, лейкопласты. автотрофы и гетеротрофы МНОГОКЛЕТОЧНОСТЬ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО хлоропласты

Слайд 38

Строение клетки Чем объяснить, что организм, обособившись от внешней среды, обречён на гибель? Каким образом питательные вещества поступают в клетку? внешняя и внутренняя среда ЦИТОПЛАЗМА Каким образом питательные вещества распространяются по клетке? движение цитоплазмы В каком случае клетка увеличивает свои размеры? Каким образом организм сохраняет излишек питательных веществ? ВАКУОЛЬ Вследствие чего организм может увеличивать число особей? Передача наследственной информации ХРОМОСОМЫ I . БАКТЕРИИ защита наследственной информации контроль и регулирование – ЯДРО ПРОКАРИОТЫ и ЭУКАРИОТЫ бактерии растения грибы животные Пластиды: хлоропласты , хромопласты, лейкопласты. автотрофы и гетеротрофы МНОГОКЛЕТОЧНОСТЬ ДЕЛЕНИЕ НА ТКАНИ и ОРГАНЫ Оболочка ( ограничивающая мембрана) «поры» цитоплазма вакуоль хромосомы ЯДРО хлоропласты

Слайд 39

Качественно новая ступень развития учебных отношений. Выводы: На стороне субъектов учебного процесса: как ученика так и учителя, оказываются реальные инструменты познания; расширенное воспроизводство знаний, активно-преобразующий характер деятельности, демократический стиль общения, подвижная структура урока; роль учителя при этом существенно изменяется: опираясь на теорию познания, на законы организации продуктивной деятельности, учитывая особенности детской возрастной психофизиологии он получает свободу в выборе технологически выверенных объективных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....

Педагогический совет «Профстандарт педагога- новое качество образования»

1.Изучить основные положения  профессионального стандарта педагога:•     Что  такое профстандарт ?•      Зачем нужен  новый станда...

Выступление на педагогическом совете по теме "Образовательный стандарт педагога- новое качество образования"

Педагогический совет «Образовательный стандарт педагога – новое качество образования»Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в реализацию профессиональн...