Реализация адаптивной программы обучения на ступенях предпрофильной подготовки
опыты и эксперименты (9 класс) по теме
Модель адаптивной системы обучения в первую очередь ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, а не наоборот, как это принято в традиционной школе. Предпрофильная подготовка - первый шаг к профессиональному выбору учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация адаптивной системы обучения на ступенях предпрофильной подготовки | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация адаптивной системы обучения
на ступенях предпрофильной подготовки
Кузьмина Елена Васильевна
Модель адаптивной системы обучения в первую очередь ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, а не наоборот, как это принято в традиционной школе.
Реализовать модель адаптивной системы обучения на ступенях предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения – задача не одного года. Зачастую мы начинаем предпрофильную подготовку только в 9 классе и забываем, что отслеживать развитие ребенка, выявлять способности и склонности ученика необходимо с первых дней обучения в школе.
Целью предпрофильной подготовки в школе в рамках реализации адаптивной системы является создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, умением адаптироваться в обществе.
Трудность в выборе будущей профессии – главная проблема, стоящая перед девятиклассниками. И это с учетом того, что 65 % от общего количества учащихся 9 класса на второй ступени образования систематически посещали и продолжают заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам; 25 % –увлечены тем или иным предметом и проявляют хорошие способности, и лишь 10 % девятиклассников составляют «группу риска», то есть те, которые не заняты, не участвуют и никак себя не проявили.
Адаптивная система помогает нам успешно реализовывать предпрофильную подготовку через поэтапное выявление у учащихся интересов и потребностей и заранее готовить преподавателей предпрофильных курсов.
Структура адаптивной системы включает в себя 4 этапа:
Профессиональное просвещение (1-6 кл.) | Первичное самоопределение (7 кл.) | Вторичное самоопределение (8 кл.) | Профессиональная проба и моделирование (9 кл.) |
1.Знакомство с профессией родителей. 2. Представление о мире профессий. 3. Осознание своих интересов, способностей. | 1. Обобщение знаний о мире профессий. 2. Выявление профессиональных предпочтений. 3. Прогнозирование и моделирование выбора. | 1. Расширение знаний о мире профессий. 2. Формирование умений соотносить выбор и возможности. 3. Знакомство с типами профессиональных учреждений. 4. Знакомство с достижениями профессионального успеха. С уровнем и перспективами профессионального образования. | 1. Определение индивидуальной стратегии образования. 2. Организация практико-ориентированной помощи. 3. Расширение сферы познания интересующей профессии. |
На каждом этапе вводятся формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся.
1этап (1-6 классы) | Классные часы, встречи, конкурсы, беседы, экскурсии, профессиональные игры, турниры, эстафеты, путешествия |
2 этап (7 класс) | Анкетирование, тестирование, марафоны, консультации, тренинги |
3 этап (8 класс) | Конференции, диспуты, экскурсии, встречи и беседы со специалистами Центра занятости, общешкольные мероприятия |
4 этап (9 класс) | Предпрофильные курсы по выбору, системные классные часы, экскурсии, семинары, проектная работа, НОУ, ярмарки профессий, акции, собеседование, анкетирование, тестирование |
Важными вспомогательными звеньями и участниками на этапах предпрофильной подготовки и последующего выбора предпрофильного курса являются:
-общешкольные мероприятия;
-система дополнительного образования (спортивные секции,
-кружки, клубы;
-объединения (юных пожарных, инспекторов движения);
-школа искусств;
-школьный актив «Лидер», «Отличник», «Турист», «Поиск»;
-общественные организации, учреждения и предприятия;
-родители, социум, личное окружение ученика.
Особую роль играет урок, где ученик получает определенный объем знаний и необходимый перечень умений и навыков для дальнейшего их применения в профессиональной деятельности. Главная задача учителей-предметников — сформировать у детей чёткое представление о том, какое место занимает тот или иной предмет в профессиональной сфере. Пройдя этапы проф. просвещения, первичного и вторичного самоопределения через систему дополнительного образования, участие во внеклассных и предметных мероприятиях, на этапе профессиональной пробы девятиклассникам предоставляется возможность:
-осознать и применить свои сложившиеся способности и
потребности (прямые интересы),
-реализовать имеющиеся ориентиры (дополнительные интересы), -совместить весь комплекс интересов и сделать необходимые
выводы (образовательно-деятельностные интересы).
Учащимися 9 класса этого года был востребован следующий перечень предпрофильных курсов, который был скорректирован на основе наблюдений, тестирований, собеседований, проводимых в течение трех лет, то есть указанных этапов, начиная с 6 класса:
- Мой салон красоты
- И только в человеческой душе есть место красоте…
- Деревообработка
- Индустрия общественного питания
- Курс юного спасателя
- Медицина – наука прошлого, будущего и настоящего
- Работа с информацией
- Растениеводство
- Современная отделка квартиры
- Художественная обработка материалов
- Химическая лаборатория
Предлагаемые предпрофильные курсы уже традиционно строятся в нашей школе на принципах:
- избыточности (знакомство с максимальным количеством профессий),
- вариативности (расширение тем в рамках отдельного курса),
- оригинальности содержания (сочетание теории и практики, многообразие форм работы),
- использования активных методов обучения (индивидуальная и групповая деятельность, проектирование, сотрудничество).
Опыт доказывает, что поэтапная и планомерная подготовка к выбору предпрофильного курса способствует решить ряд задач:
- выявить готовность и способность ученика к освоению курса;
- повысить мотивацию к обучению;
- помочь учащемуся правильно выбрать индивидуальную образовательную траекторию.
Таким образом, к концу 9 класса учащимися последовательно и планомерно преодолеваются самые трудные ступени формирования личности:
- самоопределения;
- профессиональных проб;
- моделирования и прогнозирования будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Программа предметного курса предпрофильной подготовки "Модули и параметры"
Задачи с модулем и параметром традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако, именно решение таких задач играет важную роль в формировании мы...
Развитие творчества и мотивации к учению через освоение программы элективных курсов по математике на ступени предпрофильной подготовки
Элективные курсы в 9 классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико - ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования .Поэтому э...
Проектная работа «Построение процесса обучения биологии через реализацию адаптивных программ для детей с нарушением слуха»
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с уче...
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье дан краткий обзор интерактивных технологий, применяемых в общем образовании при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения; показана эффективность организации познавательной ...