Доклад на педсовете «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования»
статья по теме

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doklad._30.10.2013g.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Тема «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор

результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования».

30.10.2013г.                                                           инструктор по труду Аношина Н.М.

Детский дом, занимаясь подготовкой воспитанников к самостоятельной жизни, призван создавать оптимальные условия для  их всестороннего развития и социальной адаптации.  Эту задачу детский дом может решать путем организации для ребенка педагогически целесообразной среды, определенных отношений в этой среде, формирующей человека, готового уверенно шагнуть во взрослую жизнь.

Одним из направлений социальной адаптации выпускников детских домов является социально-трудовая адаптация. Проведя длительное время в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот важный вид жизнедеятельности.  Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства воспитанников стойкие иждивенческие установки. Они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет биржи труда и получать пособие по безработице.

Поэтому работа в данном блоке очень важна и начинается с формирования мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией, профориентации. Кроме того, современный рынок труда характеризуется сложной динамикой изменений спроса и предложения рабочей силы, повышением требований к качеству человеческих ресурсов. Поэтому эти факторы диктуют новые требования к системе адаптации граждан на рынке труда. А учитывая то, что большинство выпускников детского дома имеют  труднокорректируемую в условиях детского дома  социально-педагогическую запущенность, низкий уровень интеллекта, проблемы медико-социального характера, часто такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, недостаток воли, инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, самостоятельная профессиональная адаптация становится сложной задачей. 

В предадаптационный период выпускники детского дома приобретают знания, умения и навыки, способствующие формированию некой базы, опираясь на которую ребенку, вышедшему за стены детского учреждения, легче будет адаптироваться в самостоятельной жизни. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников детских домов носит опережающий характер и заключается в том, что с младшего школьного возраста детей включают в различные виды деятельности, и на основе этого у них развивается интерес к профессиональному труду; актуализируется значимость профессиональной деятельности, происходит осознание своих интересов и способностей с ориентацией на будущую профессию.

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка. На базе детского дома функционирует кабинет швейного дела. На занятиях в кружке «Лоскуток» дети приобретают элементарные умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Здесь они учатся аккуратности в работе и бережливости, уважительному отношению к труду и ответственности за результаты своего труда. Занятия в кружке способствуют  формированию знаний и умений по технологии обработки ткани, по работе с инструментами и оборудованием, по планированию своей работы.  В процессе трудового обучения совершенствуются навыки самоконтроля и самостоятельной работы, развиваются познавательный интерес и эстетический вкус, воспитываются нравственные качества - добросовестность и взаимопомощь.

Социально-трудовая адаптация воспитанниц детского дома – ремонт одежды, шитье, оформление интерьера своих комнат. В швейной мастерской девочки, начиная с 5 класса, учатся шить простые вещи (фартуки, юбки, бриджи, рубашки, косметички, сумки и т.д.). Кроме того дети систематически проводят починку одежды, изготавливают сувениры и панно, которые могут стать хорошим подарком  или предметом для оформления интерьера.

Практико-ориентированный кружок «Лоскуток» играет немаловажную роль в комплексной программе детского дома по профессиональному самоопределению выпускников. В 2011 году выпускница Розенкова Дарья поступила в строительно-художественный лицей г.Владимира по специальности «Закройщик»; в 2012 году Наумова Ирина и Чепелева Елена поступили в ПУ №29 пгт Красная Горбатка по специальности «Оператор швейного оборудования», Попова Кристина выбрала профессию «Закройщик» (Владимирский строительно-художественный лицей); в 2013 году выпускник Баранов Роман выбрал вторую профессию «Оператор швейного оборудования» (Муромский индустриальный техникум – бывшее ПУ №10).

Трудовую подготовку в условиях детского дома можно рассматривать как средство социальной защиты детей-сирот в современных социально-экономических условиях. Главная задача педагогического коллектива детского дома – формирование в каждом ребенке потребности трудиться. Ведь это и есть залог успешной адаптации выпускника.

В заключении позволю себе выделить задачи, решение которых необходимо для успешной социально-трудовой адаптации воспитанников детского дома.

  • Формирование мотивации воспитанников к труду.
  • Привлечение детей к труду в рамках социально-бытовой ориентировки (в том числе привитие  навыков  аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования; навыков содержания порядка в окружающей обстановке).
  • Организация коррекционной работы (психолого-педагогическое сопровождение).  /В силу обедненности эмоционально-волевой сферы, недостатков формирующейся личности воспитанника становятся малоэффективными методы убеждения, которые апеллируют к уму, логике, опыту и чувствам ребёнка, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения./
  • Поощрение за добросовестный труд, успехи в труде (при каждом проявлении трудовой активности с положительным результатом, а также при условии гласности).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...

Доклад учителя информатики на педагогическом совете «"Адаптация педагогического коллектива ОУ к инновациям в ходе внедрения ФГОС"»

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...так нельзя. Мы работаем, как дилетанты. Как авторы любительских писем: «Дорогие ученые, у ме...

Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования

«Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности»...

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...