Выступление "Метатема как средство формирования универсальных учебных действий"
статья на тему
Данный доклад содержит информацию о некоторых средствах и приемах формирования УУД. Один их них - метатема, широко используемый в моей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metatema_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Метатема как средство формирования УУД
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.
Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.
При этом возникает много вопросов:
- что такое метапредметность, метарезультаты, метазнание?
- что такое метапредметы? Где их взять? Кто их будет вести?
- как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой к ЕГЭ?
- какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? и др.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
- Метапредметы
- Метапредметные программы
- Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
- Метапредметный урок
- Предметный урок + метапредметная тема
- Метапредметные задания
- Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Однако перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому рекомендуем использовать в рамках предметных курсов метапредметные темы («Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Пространство и время», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» и т.д.) или включать метапредметные темы в предметную тему урока: например, при изучении темы "Свойства воды" исследуется и метатема "Порядок и хаос", при изучении темы «Уравнение» - метатема «Гармония»
Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание.
Метапредметные задания ("Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция", "Счастье", "Любовь", "Здоровье" и т.п.).
Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.).
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
- ситуации неопределенности;
- ситуации неожиданности;
- ситуации конфликта;
- ситуации опровержения;
- ситуации предположения.
УРОК
Использование того, что есть и уже наработано, но в другой плоскости. Например, «Песня… Война… Победа…»
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
- четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
- тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
- начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
- осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия;
- осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
И так, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и организации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Поэтому стоит пробовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий
Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...
Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.
Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»
Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...
Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий
C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...