Валеологическая направленность логопедических занятий.
статья по теме
На логопедических занятиях с обучающимися провожу различные виды гимнастик.В логопедическом кабинете создана пространственно-развивающая среда для самостоятельной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskaya_napravlennost_logopedicheskikh_zanyatiy.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Валеологическая направленность при проведении логопедических занятий.
учитель-логопед
Коротаева Наталья Сергеевна
I квалификационная категория
г. Сухой Лог
2010 г
На логопедических занятиях с обучающимися провожу различные виды гимнастик – корригирующую (для профилактики нарушения осанки, для профилактики зрительной утомляемости), дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. При проведении этих гимнастик обязательно учитываю индивидуально-личностные особенности обучающихся, необходимость создания положительного эмоционального фона. Использую различные стихотворные тексты.
В логопедическом кабинете создана пространственно-развивающая среда для самостоятельной деятельности обучающихся. Такая среда является стимулирующим фактором для приобретения и закрепления детьми в самостоятельной деятельности опыта, необходимого для осознанного отношения к своему здоровью, развития познавательных представлений и речевых умений, формирования инициативного поведения. (работа с песком – развитие мелкой моторики, связной речи; дидактическая игра «Здоровый образ жизни» - пополнение лексического запаса, активного словаря), тренажёры для развития мелкой моторики, речевого дыхания.
Уделяю внимание работе по развитию у детей навыков правильного дыхания. Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического и валеологического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функций дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ. Провожу с детьми упражнения, направленные на развитие длительности речевого выдоха («Филин»), на формирование правильного носового дыхания и координацию движений («Запасливые хомячки», «Шарик лопнул», «Ветер»).
У обучающихся проявлениями доминирующих эмоциональных состояний зачастую являются: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, расторможенность, беспокойство и тревога, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью. Поэтому продуманно подхожу к включению в совместную деятельность психогимнастик и психологических этюдов («Солнышко», «Ласковушки», «Этюд для души»), позволяющих детям в игровой форме учиться управлять своими эмоциями, снимать усталость, преодолевать робость и замкнутость. Итог занятия сопровождается эмоциональными карточками.
Точечный игровой массаж ушных раковин, рук, лица («Козочка», «Дятел», «Птички»), проводимый с обучающимися, способствует повышению сопротивляемости организма к заболеваниям; дыхательные упражнения («Надувалочки», «Одуванчик», «Ныряние») позволяют детям улучшить настроение.
На индивидуальных занятий в логопедическом кабинете, используется дополнительная подсветка. Это возможно при работе над автоматизацией или дифференциацией звуков в речи, когда уже нет необходимости следить за правильной артикуляцией перед зеркалом (звук достаточно автоматизирован). Таким образом, можно создать уютную располагающую обстановку, которая особенно необходима для работы с детьми, имеющими нейропсихологические проблемы. Также применяю элементы нейропсихологических методов при проведении физкультминуток: синхронные и асинхронные движения рук и ног, работа с глазодвигательными мышцами.
Комплексное использование полезных свойств комнатных растений позволяет значительно улучшить среду обитания, снизить заболеваемость ОРВИ, гриппом, оказывает терапевтический эффект. Например, в учебном помещении можно иметь такое комнатное растения, как аспарагус, которое уменьшает количество вредных микроорганизмов в два раза. Примула и белопятнистая бегония также обладают высоким противомикробным эффектом. Филодендрон, а также диффенбахия и антуриум благотворно влияют на водо и газообмен, уменьшают сухость воздуха в помещении. Прекрасно увлажняют воздух и папоротники. Кроме того, они нейтрализуют формальдегид, выделяющийся из новой мебели и ковровых покрытий.
Но даже при учете этих факторов, в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что, безусловно, влияет на состояние здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"
Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету....
"Горькая правда о горьком пиве"Классный час по валеологическому направлению
В помощь классному руководителю."Горькая правда о горьком пиве"-классный час по валеологическому направлению. Яркая, красочная презентация поможет не скучать старшеклассникам. Информация тоже полезная...
Использование валеологического аспекта, охранительного режима на логопедических занятиях в ДОУ.
Здоровье-сберигающие технологии на логопедических занятиях...
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Тема: «Хомячок» (звуки [ Х, Х’]. Буква Х.)Цель: создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х - Х’] в слогах, словах, фразахЗадач...
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В современных условиях развития общества перед логопедией стоят задачи поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей с ТНР. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится ...
Игры, направленные на обеспечение условий социализации личности на логопедических занятиях
Кратко дается описание игр...
Материалы валеологической направленности
Материалы валеологической направленности...