программа работы с одаренными детьми.
проект по теме
В данной работе отражены основные положения и направления, которые учитываются при создании рабочей программы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект программы "Интеллект" | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития «Интеллект»
Программа разработана на основании:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон РФ «ОБ утверждении федеральной программы развития образования
1.Общие положения программы «Интеллект».
Актуальность, цели, задачи.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности гимназии.
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Интеллектуально - творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность.
От образования как сферы, формирующей человеческий потенциал российского общества, зависит становление человека, обретение им себя, своей неповторимой индивидуальности, позволяющей свободно, самостоятельно ориентироваться в лавинообразном потоке информации, получая серьезные информационные накопления. Современное общество заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное, всестороннее развитие как на самоцель.
Образование человека продолжается всю жизнь. Именно через образование передается тот набор духовно-нравственных идеалов и ценностей, который хранится в национальных культурах. В процессе образования человек не только обогащается разнообразными знаниями и сведениями, он должен получить возможность проявить все, что заложено в нем природой, осознать себя как личность. Назначение образования состоит в формировании у личности способности ориентироваться в сложном социальном мире и умения найти для себя нишу, в которой она сможет осуществить свою самую высшую потребность – активизировать свой интеллектуально-творческий потенциал.
Проблема реализации интеллектуально-творческого потенциала является мало изученной, представляя большой интерес, поскольку именно в ней более всего могут проявляться личностные качества школьника, обеспечивая в дальнейшем возможность реализации его творческого потенциала. Возникает задача придания творческой деятельности учащихся более высокого статуса. В этой связи, особо важное значение приобретает разработка методических систем, которые максимально способствовали бы не формированию у обучаемых нормативных знаний, а созданию у них возможностей для самовоспитания, самопознания, самосовершенствования и, в конечном счете, самообразования как образования самого себя за счет развития интеллектуально-творческого потенциала.
Анализ педагогической литературы и опыта практической деятельности школ выявил существование следующих противоречий: с одной стороны, накоплена огромная база теоретических и экспериментальных исследований развития интеллектуально-творческого потенциала личности, разрабатываются программы для работы с креативными детьми, а, с другой стороны, возникает необходимость создания условий для реализации этих программ. В связи с этим выявляются следующие проблемы: низкий уровень психологической компетентности педагогов, их незаинтересованность, а также ряд личностных проблем неординарных детей (эмоциональная неустойчивость, трудности в общении, разобщенность интересов, тревожность, непонимание в семье и в среде сверстников).
Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время сложились следующие противоречия:
- между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;
- между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых условий развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта;
- между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью разработки модели педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей, обучающихся в общеобразовательной школе, созданием таких условий, в которых бы не только реализовывались их актуальные и потенциальные возможности, но и обеспечивался личностный рост и благополучие. Назрела необходимость остановить тенденцию обычной трансляции готового научного знания, способствующей угасанию неповторимой индивидуальности личности; оптимизировать механизмы педагогического воздействия на состояние творческого интеллекта учащихся, требуемого для осуществления творческой деятельности как наиболее значимого проявления интеллектуально-творческого потенциала.
Данный вопрос в отечественной педагогике раскрыт недостаточно полно, и отражает избранную нами тему фрагментарно. В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся; не выявлены оптимальные механизмы ее реализации; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности. На основе вышеизложенного и была сформулирована тема проекта «Психолого-педагогические условия реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся».
Объект исследования – процесс развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства стимулирования развития интеллектуального потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: разработка и опытно-экспериментальная проверка системы специальных мер педагогического воздействия, стимулирующих развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Гипотеза исследования: реализация интеллектуально-творческого потенциала учащихся в условиях современного образовательного учреждения будет успешной если:
- будут найдены новые стимулы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуального опыта учащихся, повышающие продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;
- учащиеся будут ориентированы на создание нового оригинального продукта как объективного результата своего интеллектуального творчества;
- результат интеллектуального труда будет оцениваться и педагогом, и учеником как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития;
- система психолого-педагогического сопровождения учащихся будет способствовать профилактике синдромов неблагоприятного развития детей.
2.Содержание понятия «одарённость»
При определение стратегии программы «Интеллект» мы исходили из следующего содержания понятия «одарённость»:
2.1.Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- природно обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;
- интуитивность.
2.2.Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- способность к абстрагированию;
- диалектическое мировоззрение.
2.3.Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов;
- интенсивность умственного труда.
2.4.Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативно-активная ответственность, активность;
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
3.Задачи:
Основные задачи обновления содержания образования и воспитания.
- Формирование активной гражданской позиции личности учащихся гимназии как основы для их дальнейшей самоактуализации и реализации в социальной среде.
- Ориентироваться на основные достижения мировой гуманитарной культуры как основы образования.
- Ориентироваться на достижения в области физико-математических, естественных и экономических наук современного уровня этих наук.
- Разработка и внедрение элективных курсов в профильном образовании и в воспитательной работе, с учетом положений и идей федеральной целевой программы поддержки одаренных детей и школьной программы «Интеллект».
- Актуализация интегрированного подхода к обучению как условие успешной адаптации личности в современном информационном пространстве.
- Расширение перечня предметов по выбору для учащихся старшего и среднего звена. Расширение вариативной части учебного плана, с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей.
- Ориентирование на организацию поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации программы интеллект и программы работы школьного музейного комплекса.
- Разработка и внедрение педагогических технологий направленных на интенсификацию процесса обучения.
- Учет индивидуальных особенностей одаренных детей. Развитие их интересов и склонностей.
- Обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей.
- Внедрение элементов модульно-развивающей системы обучения в аспекте реализации программы «Интеллект».
4.Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одарёнными детьми:
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
- формирование гуманитарного стиля мышления;
- формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- утверждение здорового образа жизни школьника;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
- Воспитание активной нравственной и гражданской позиции у учащихся гимназии на традициях коллектива
- Воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали.
- Формирование национального самосознания
- Формирование активной гражданской позиции, особенно у одаренных детей.
- Общественная поддержка одаренности.
- Формирование духовной культуры, в рамках традиционной, семейной системы воспитания.
- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи «диалога» культур.
- Обеспечение условий для самореализации и склонностей одаренных детей.
- Опора на принцип гуманизма, как основу воспитания одаренных детей.
- Освоение методов диагностики и критериев воспитательного процесса на идеях целостно-ориентированной педагогики.
- Философско - мировоззренческая подготовка одаренных детей как основа в определении личной программы жизни.
- Ориентация на индивидуальные программы продвижения и развития ребенка.
5.Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип гуманизма;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
6.Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми по предмету через предметные комиссии;
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через предметные комиссии;
- обобщение и систематизация результатов деятельности предметных комиссий;
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
6.1.Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:
- организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, районного, областного уровня;
- организация и контроль за знаниями одарённых детей;
- творческие отчёты по предмету в рамках реализации программы «Интеллект»;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными учащимися.
7.Основные задачи обновления содержания и организации гуманитарного образования:
- ориентирование на достижения мировой гуманитарной культуры как основы образования;
- ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации программы «Интеллект», научного общества учащихся;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
- учет особенностей индивидуального развития одарённых детей, их интересов и склонностей;
- обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одарённых детей;
8. Основные задачи воспитания одарённых детей:
- воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
- формирование национального самосознания;
- формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;
- формирование высокой речевой культуры;
- развитие у одарённых детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей;
- опора на принцип гуманизма как основу воспитания одарённых;
9. Учитель в системе реализации программы «Интеллект»
- учитель для одарённого ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечён своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни;
10.Формы работы с одарёнными учащимися:
- творческие мастерские;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся;
- участие в олимпиадах;
11.Социально-психологическое обеспечение реализации программы «Интеллект»
- Социально-психологическое обеспечение реализации программы «Интеллект» включает в себя следующие аспекты:
- Разработка пакетов документов определения способностей, склонностей одаренных детей и создание поддержки этих учащихся.
- Создание общешкольного банка данных с содержательными характеристиками всех учащихся школы, в котором можно было бы отслеживать, как положительную, так и отрицательную динамику по отдельно взятым учащимся.
- Определить критерии одаренности, общеучебной и предметной.
- Разработать и обеспечить внедрение индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными детьми.
- Рассмотреть возможность внедрения института кураторства для работы с предметно-одаренными детьми.
- Создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятного для реализации проекта.
- Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции.
- Формирование умения адаптироваться в окружающей социальной среде.
- Формирование навыков творческого саморазвития.
- Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение их уровня психолого-педагогической подготовки.
12. Материально-техническое обеспечение реализации программы «Интеллект»:
- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы «Интеллект»;
- оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
- компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
- обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов;
Прогнозируемый результат.
1 . Максимальное развитие ученика в соответствии с его задатками, интересами, склонностями
2. Повышение качества обучения
3. Активизация деятельности школьного самоуправления
4. Совершенствование методической работы в школе по проблеме обучения мотивированных учащихся
5 Использование разноуровневых технологий в обучении и воспитании, исследовательских, коммуникативных и информационных технологий
6 Формирование навыков культуры умственного труда, приобщение к навыкам исследовательской культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....