Материалы педагогического исследования на тему "Проблемы, возникающие у старшеклассников при работе с текстом".
статья по теме

Витязева Вера Алексеевна

С 2010-2011 учебного года проводится исследование по теме "Проблемы, возникающие у старшеклассников при работе с текстом". Первичные материалы исследования могут быть интересны учителям, которые работают в школах, где большинство учащихся не читают художественной литературы, уровень техники чтения является низким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogich._issledovanie.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Первичные результаты педагогического исследования на тему

«Проблемы, возникающие у  старшеклассников при работе с текстом».

Автор: Витязева Вера Алексеевна,

             учитель истории и обществознания,

             первая квалификационная категория

с. Белоярск, 2013 г.

     С 2010-2011 учебного года ведется педагогическое исследование. Тема исследования связана с темой самообразования «Работа с текстом на уроках как средство формирования информационной компетентности учащихся».

Тема педагогического исследования: «Проблемы, возникающие у старшеклассников при работе с текстом».

Объект исследования: учебная деятельность учащихся.

Предмет исследования: работа с текстом как метод учебной деятельности.

Цель исследования: Выявление проблем, возникающих при работе с текстом параграфа, историческим источником, документом.

Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдения, направленные на выявление трудностей.

3. Провести опрос учащихся 10-11 классов.

Гипотеза: Если большинство учащихся имеют низкий уровень техники чтения и не читают во внеучебное время, то основными проблемами при чтении будут непонимание и искажение прочитанного.

Основные методы исследования: наблюдение, анкетирование, систематизация, анализ, сравнение и др.

   Проблема.  Наверняка, большинство учителей согласятся с тем, что современный ученик, находясь в информационной среде (телевидение, радио, компьютерные сети) не всегда умеет работать, как ни парадоксально, со школьным учебником, литературой, справочным материалом, энциклопедиями.

     Работа с учебной книгой - важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладеть каждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научных знаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объем необходимой научной информации. Но, несмотря на это, значительная часть выпускников так и не овладевает этим методом в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Многим учащимся сложно изложить текст параграфа кратко, своими словами, выделить основное содержание в нем, ответить на вопросы, составить план текста.

     Существует международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Специалисты 65 стран мира отвечают на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в

1

современном обществе?» Исследование проводится трехлетними малыми циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений исследования. В 2000 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественно-научная грамотность». В 2009 году, в котором основным направлением являлась опять «читательская грамотность», завершился первый полный цикл мониторинга сформированности читательской грамотности. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая разработала программу PISA. Средний балл составляет 493. Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения. (Журнал «Директор школы» №2, 2011 г., стр. 61-66).

     Эти общие выводы можно подтвердить фактами и примерами из нашей школы: многие учащиеся не владеют достаточным уровнем техники чтения. Так, в 2009-2010 уч. г. из 59 учащихся 5-х классов менее 100 слов в минуту читали 34 ученика, в 2010-2011 уч. г. из 49 учащихся 5-х классов менее 100 слов читали 25 человек. Как показывает многолетняя практика работы, в среднем и, тем более старшем звене, повышения уровня техники чтения не происходит.

Актуальность. Методическая тема МОШИ «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»: «Достижение нового качества образования посредством использования компетентностного подхода в обучении и воспитании». К ключевым компетенциям (по А. Хуторскому) относятся следующие: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая, личностнаяи информационная. При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимуществеными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Такими формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности считаются следующие: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация). Работа с текстом на уроках является важным средством формирования информационной компетентности учащихся. В требованиях федерального компонента государственного стандарта общего образования к уровню подготовки выпускников содержатся умения, связанные с работой с текстом

2

учебника или различными источниками:

    Основное общее образование: в результате изучения истории ученик должен уметь

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений) отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Среднее (полное) общее образование: в результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Основное общее образование: в результате изучения обществознания ( включая экономику и право) ученик должен уметь

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.).

Среднее (полное) общее образование: в результате изучения обществознания (включая

3

экономику и право) на базовом уровне ученик должен уметь

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

     Тема актуальна еще и потому, что работа с текстом предусмотрена в заданиях ГИА и ЕГЭ.  Экзамен по обществознанию — наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору. В МОШИ «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в 2008-2009 уч. г. из 18 выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию 6 человек (33%), ЕГЭ по истории 1 человек. В 2009-2010 уч. г. из 25 выпускников 11 класса сдавали ЕГЭ по обществознанию 11 человек (44%), ЕГЭ по истории — 5 человек (20%). В 2010-2011 уч.г. - 7 учащихся (37%) сдавали историю, 17 (89%)- обществознание. В 2011-2012 уч. г. Сдавали ЕГЭ по обществознанию 15 учащихся (60%).

     ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию содержат задания, при выполнении которых ученику необходимы умения работать с текстом: в ГИА — план текста на основе выделения смысловых фрагментов, извлечение из текста информации, представленной в явном виде; извлечение и частичное преобразование, интерпретация информации текста; в ЕГЭ — комплексный поиск, систематизация и интерпретация социальной информации по определенной теме из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических). Следует отметить и то, что при выполнении любого задания надо в первую очередь понять смысл задания. Даже в заданиях с выбором ответа каждый вариант ответа необходимо проанализировать.

          Исследование. Проводилось анкетирование учащихся с целью выяснения затруднений, возникающих при работе с текстом учебника, историческим источником, документом.

Было опрошено 42 учащихся 10-11 классов (76 % учащихся, всего в 10-11 классах в 2011-2012 уч. г. учится 55 человек). Только 1 ученица, Вануйто Марианна из 11 профильного

4

класса, ответила, что не испытывает затруднений при работе с текстом. Учащимся предлагалось самим сформулировать свои затруднения. Не смогли сформулировать, в чем заключаются затруднения, 4 учащихся из 10 б класса. Остальные учащиеся, 37 человек, написали следующие затруднения:

- «не понимаю текст» (32 человека); из них 5 человек отметили, что не понимают «сложные» тексты, например, философские;

- 3 человека испытывают затруднения при работе с большими по объему текстами; 1 ученица отметила сложность в понимании смысла высказывания; 1 ученица испытывает затруднения только при работе с историческими источниками;

- «есть трудные слова», «непонятные слова» (10 человек);

- «не могу найти ответ на вопрос» (4 человека);

- «не могу сократить текст» (2 человека из 10 б).

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что основные затруднения связаны с пониманием текста.

     Учащимся была предложена вторая анкета, где надо было отметить затруднения из предложенного списка:

а) не понимаю значение некоторых слов и выражений;

б) не могу выделить главную мысль, смысловые фрагменты (разделить текст

на части) ;

в) не могу составить план к тексту, озаглавить текст или часть текста;

г) не могу сделать краткие записи, составить конспект;

д) не могу найти ответ на поставленный вопрос.

Затруднения

10а

10б

11у

11п

Всего

1) не понимаю значение некоторых слов и выражений

15

3

6

6

30 (71%)

2) не могу выделить главную мысль, смысловые фрагменты (разделить текст

на части)

10

6

5

4

25 (60%)

3)  не могу составить план к тексту, озаглавить текст или часть текста

2

3

1

3

9 (21%)

4)  не могу сделать краткие записи, составить конспект

6

6

2

3

17 (40%)

5) не могу найти ответ на поставленный вопрос

8

2

4

2

16 (38%)

Примечания

1 чел. все пункты

1 чел. все пункты

5

     Сравнение результатов 2-х анкет позволяет сделать следующие выводы: более 70% учащихся испытывают затруднения, связанные с пониманием текста (не понимают содержание текста в целом или отдельные слова и выражения). Непонимание текста приводит к проблемам, связанным с поиском ответа на вопросы (4 учащихся смогли сформулировать эту проблему, во второй анкете выбрали эту проблему уже 16 учащихся).

60% учащихся затрудняются с выделением главной мысли, смысловых фрагментов. Это ведет к трудностям при составлении плана. Составление плана как проблему выделили всего 9 учащихся. Это может быть связано с тем, что на уроках не часто предлагаются задания по составлению плана или озаглавливанию частей текста, так как эти виды работы затратны по времени.

     В течение нескольких месяцев на уроках истории и обществознания велось наблюдение и фиксирование ошибок учащихся при чтении вслух. В старших классах очень часто учащиеся заменяют одни понятия и термины другими.

Замена понятий и терминов:

бизнес — базис,  действительность — деятельность, значение — знание, критерий — критика,  прогресс — процесс, создание — сознание, суждений — убеждений, вздействие – взаимодействие и т.д.

Также довольно часто встречается замена слов:

Граждане – горожане, жесткий — жестокий, запечатлел — замечательный, значит — знание, имеющиеся — меняющиеся, мирный — мировой, насколько — несколько, опирались — описали,

полагают — предлагают, последовательный — последственный,  потребление — требование, создание — сознание, карательные - картельные, состоятельны – самостоятельны и т.д.

«Интересным» открытием была замена фраз:

несет риск — не секрет, заработать себе — заботиться о себе.

Такое «чтение» можно объяснить стремлением слабо читающих учащихся выглядеть более читающими с точки зрения техники чтения.

     Помимо наблюдения за чтением анализировались письменные ответы учащихся при работе с текстом. Среди учащихся интернатских классов, например, 10 б в 2011-2012 уч. г. замечено следующее: учащиеся правильно находят предложение, в котором содержится ответ на вопрос, но не могут выбрать нужный фрагмент или словосочетание.

    Еще одна ошибка: учащиеся не заменяют местоимение существительным и непонятно, о чем идет речь.

6

Пример 1. Учащиеся 10 класса работали на уроке истории по содержанию параграфа №29 «Феномен российского самодержавия». Вопрос: «Когда и в связи с чем имели место попытки ограничения самодержавной власти в России?» Ответы: «К тому же в документе содержались правовые гарантии для всего дворянства». Ошибка: документ — это «Кондиции», составленные членами Верховного тайного совета. В ответе необходимо было заменить слово «документ» названием с пояснениями, тем самым объединив информацию из нескольких предложений.

Пример 2. В 11 классе изучается тема «Экономика и население России в 90-е гг. ХХ века». В тексте параграфа содержится информация о среднем возрасте населения России, США , Западной Европы, Японии и Китая; о соотношении смертности и рождаемости; о продолжительности жизни. Задание: сделать краткие записи. Запись начинается с предложения «При сохранении такой тенденции создалась угроза сокращения населения страны...». Никаких пояснений о тенденции нет. Учащийся нашел предложение, в котором содержится вывод, но не сумел его преобразовать. Преобразование можно было провести в двух вариантах: исключить слова «при сохранении такой тенденции» или заменив слово «такой» поясняющим словосочетанием.

Выводы.

    Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Большинство учащихся (более 50%) испытывают затруднения с пониманием текста: не понимают и искажают прочитанное. . Затруднения зависят от объема, содержания, наличия незнакомых слов (по мнению учащихся). У большинства учащихся нет  привычки перечитать какой-то отрывок, спросить или поискать в справочнике значение незнакомых слов. Когда в начальных классах ученик неправильно прочитает слово, он может понять свою ошибку и перечитать. В старших классах, заменяя слова, учащиеся искажают смысл. Наблюдения и анализ информации позволяют в качестве главной причины, приводящей к таким проблемам, выделить невнимательное чтение. При этом возникает вопрос о том, насколько искажается текст  при чтении «про себя».

     Исследование проводится еще и для того, чтобы помочь учащимся. В связи с этим чаще стала применять в работе прием «пометки на полях». Это один из приемов технологии развития критического мышления. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Ученик отмечает непонятное. Применение данного приема наиболее оправданно на уроках обществознания.

7

Литература

  1. Журнал «Директор школы».  2011. №2, с. 61-66).
  2. Лазебникова А.Ю., Лискова Т. Е. О подготовке к государственной аттестации в новой форме.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №2. с. 30.
  3. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»:

№ 4 2008: Как помочь неуспевающим на уроках истории -с.30

Преодоление неуспеваемости школьников при обучении истории в 5-6 классах— с. 36.

№ 4, №5 2008:Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории — с. 13

№8 2008: Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы-

с. 54.

№ 2 2011: О подготовке к государственной аттестации в новой форме — с.30

Учимся сотавлять план — с. 36

№ 4 2011: Олимпиада 2010 г.: в чем смысл заданий, направленных на работу с документами.

     4. Сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.:Дрофа, 2007.

     5. Сборник нормативных документов. Обществознание /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.:Дрофа, 2007.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Урок-исследование "Лексические средства изобразительности" (работа с текстом)

Урок-исследование по работе с текстами разного стиля...

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.Задачи: - формирование навыков комплексного...

СПРАВКА о работе над собственным педагогическим исследованием.

СПРАВКА о работе над собственным педагогическим исследованием....