Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"
проект по русскому языку на тему
Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_proektnaya_rabota_murashkina.pptx | 144.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Цель работы: проанализировать возможности проблемного урока. Задачи : исследовать технологию и главные цели проблемного урока; дать определение центральным понятиям проблемного обучения; определить типы и методы проблемного обучения; сформулировать задачи проблемного обучения.
Одной из возможностей развития и достижения познавательных качеств личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень
Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ : Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем . В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня Темпы передачи информации зависят от самих учащихся . Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения . Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Технология проблемного обучения готовит учащихся к самоменеджменту и позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Главные цели проблемного обучения: Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развитие профессионального проблемного мышления.
Центральные понятия проблемного обучения гипотеза проблемный вопрос проблемная ситуация творческая задача самостоятельная работа проблемная задача проблема
ПРОБЛЕМА Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. С ложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Например : проблема Добра и Зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проблема нравственного выбора и ответственности за него в произведениях М. Шолохова.
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся: выявление проблемы формулирование поиск решения решение ситуация успеха рефлексия Учебная проблема
Признаки учебной проблемы : Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний; Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например : Раскольников отдает последние деньги Мармеладовым, но убивает старуху процентщицу. Добрый он или злой? Как судить его? Или: возможны ли Ионычи в наше время?
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например : предположим, что у теории Раскольникова нашлось бы много последователей и почитателей, что произошло бы на Земле?
Алгоритм по работе с гипотезой выдвижение гипотезы экспериментальная проверка гипотезы ее теоретическое обоснование
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Признаки проблемной ситуации Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании . Наличие неизвестного для учащегося Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Например : Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Можно ли Сатина считать антиподом Луки?
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения . Они позволяют:
МЕТОДЫ Методы проблемного обучения проблемное изложение знаний исследовательский метод изложение с проблемным началом частично-поисковый или эвристический метод
Типы Типы проблемных уроков проблемное изложение урок – исследование эвристическая беседа частично-поисковый
Задачи проблемного урока Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний. Развивающие : способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы. Воспитательные : изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
Урок сообщения новых знаний Изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов Формы проблемного урока Виды: урок – лекция урок – беседа урок – рассказ урок решения познавательных задач лабораторная работа ученическое теоретическое исследование Четкое формулирование основной мысли Изложение нерешенной научной проблемы или задачи Урок решения познавательных задач О пределенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выявить
Основные требования к проблемизации учебного материала. Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности .
Разработка проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть: емким, способным охватить широкий круг вопросов создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации предполагающим научный спор на базе различных истолкований сложным, сопряженным с противоречиями
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию: через поиск разных граней его решения через сопоставление разных вариантов ответа через углубление проблемного вопроса
Формы решения проблемной ситуации : дискуссии научный спор задачи исследовательского характера документы, тексты, материалы с проблемной направленностью проблемные задачи и задания проблемная лекция
«Активные» методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке опорные схемы мозговой штурм «коммуникативная атака» моделирование
Основные направления коммуникативной атаки: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете ?». Д.Карнеги Захватывающий аудиторию факт, вопрос. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его. Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории, своей неожиданностью.
Учебный мозговой штурм (УМШ) Первый этап. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей. Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать. Третий этап. Обработка результатов. Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и назначить спикера, который расскажет о них классу и учителю.
ВЫВОД: Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации, но ранг проблемного получают только те вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре . Моделирование учебной проблемы связано с рядом предварительных действий: * педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания; * анализом содержания учебного материала; * анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности; * установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленности учеников к её решению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...
Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках
Исходя из опыта своей работы, рассматриваются основные преимущества и недостатки учебников: Перышкин А.В. 7 -9 класс; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»...
Активизация деятельности учащихся на уроках литературы.
В работе представлен личный опыт по активизации деятельности учащихся на уроках литературы....
Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.
...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...
Внеклассная работа по математике как средство активизации деятельности учащихся
В статье содержится описание внеклассных мероприятий по математике...
Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики
Презентация выступления на окружной научно-практической конференции ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики" 28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...