Роль проблемного обучения в преподавании русского языка
статья на тему
Материал для выступления на методическом объединении, педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_problemnogo_obucheniya_v_prepodavanii_russkogo_yazyka.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль проблемного обучения в преподавании русского языка
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений школьников невозможно без проблемного обучения.
В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением?
Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.
Цель традиционного типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков.
Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
В основе организации объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть открытий или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отображения действительности».
Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.
При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых правил, законов и так далее. Здесь доминирует информационное изложение учебного материала учителем и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.
Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивает новое знание путем запоминания, а новые действия - путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
Очень важно подводить учащихся к восприятию новой темы путем создания проблемных ситуаций, когда дети сами (но под руководством учителя) выясняют недостаточность ранее приобретенных знаний для полного усвоения новой темы или раздела. Такой подход, в частности, можно широко использовать при усвоении тех языковых тем или разделов, которые уже изучались, но не полно, в начальных классах, а в средних классах углубляются и дополняются новыми сведениями. Для примера возьмем такую тему, как «Правописание е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
В 4 классе начальной школы учащиеся не знакомились с существительными, оканчивающимися на– ия, – ий, – ие (типа линия, станция, жребий, здание и др.).
В 5 классе перед изучением указанных падежных окончаний существительных можно настроить учащихся на усвоение нового материала следующим образом. Опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания по этой теме, учитель предлагает просклонять в тетрадях существительные женского рода на– а, – я (например, родина, воля). Обращается внимание учащихся на дательный и предложный падежи (к родине, к воле, о родине, о воле). Дети устанавливают, что в обоих случаях в дательном и предложном падежах следует писать окончание – е.
– А если мы возьмем другое слово I склонения, например линия, – говорит учитель, – подойдет ли к этому случаю известное нам правило о правописании падежных окончаний существительных I склонения на – а, – я?
Возникает проблемная ситуация, при которой учащиеся испытывают затруднение и недостаточность имеющихся у них знаний по данной теме. У них появляется потребность получить от учителя соответствующие разъяснения, определенные указания. Учитель использует это для того, чтобы обратить внимание на незнакомые им явления (в данном случае на особенности склонения существительных с основой на– и). С этой целью он предлагает просклонять какое-нибудь слово на – ия (например, то же слово линия), обратив внимание на окончания в дательном и предложном падежах, и подумать, от чего зависит разница в их правописании по сравнению со словами родина, воля и др.
В данном случае учитель создает в сознании школьников определенное затруднение, в основе которого лежит проблемная ситуация. Мыслительная деятельность учащихся при данном подходе будет очень интенсивной, так как она возникла из необходимости разрешить появившееся затруднение. Надо сказать, что создание проблемных ситуаций, основанных на противоречии между известным и неизвестным в знаниях и вызывающих сильные стимулы к поисковой деятельности, является важнейшим средством активизации мыслительной деятельности учащихся, позволяющим в ряде случаев настраивать их на самостоятельное учебно-познавательное открытие. Опыт показывает, что при умелом использовании проблемных ситуаций дети хорошо усваивают новый материал, проявляют большую активность даже при изучении самых сложных вопросов программы.
Целью проблемного обучения является:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Различают три вида проблемного обучения:
1.Проблемное изложение знаний (учитель ставит проблему и показывает процесс её решения; используется психологический приём: погружение в ситуацию, следует вопросно-ответный ход рассуждения).
2.Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний
(учитель выдвигает проблему, излагает материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную задачу, применяется ассоциативный способ изложения и осмысления информации).
3.Исследовательский метод обучения (осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, проводят наблюдения, фиксируют факты, обобщают, делают выводы).
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием творческой деятельности: Первый вид («научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид (практическое творчество) - поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй - на лабораторных, практических занятиях. Третий вид - на уроке и на внеурочных занятиях.
Вполне понятно, что каждый вид проблемного обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества факторов различную результативность обучения. Каждый из перечисленных видов проблемного обучения может протекать различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.
Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения - наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика.
Но проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся.
- Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала.
Нужно побуждать учащихся к такому сопоставлению изучаемых явлений, в результате чего у них возникает вопрос, ответ на который дает только новый учебный материал. Так, перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.
- Еще один способ создания проблемной ситуации - это ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом. Так проблемная ситуация создается через организацию межпредметных связей.
Также к способам создания проблемной ситуации относятся варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Правила создания проблемных ситуаций.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями могут быть:
-усвоение;
-формулировка вопроса;
-практические задания.
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.
Выделяют главные условия успешности проблемного обучения: посиль-
ность, значимость информации, доброжелательность диалогического общения педагога с учащимися.
Проблемное обучение опирается на принципы: научности(использование научных данных, фактов), креативности (творчество учителя, ученика, а также их совместное творчество на уроке), вариативности (многообразие вариантов решений проблем), практической направленности (связь теории с практикой), интегрированности, систематичности.
Приводит к следующим результатам:
-повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности (появле-
ние интереса учащихся к урокам);
-углубление уровня понимания учебного материала (уход от поверхностного
понимания и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания);
-конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема» (на-
учившись решать учебные проблемы, дети без страха и паники будут отно-
ситься к жизненным проблемам).
Проблемные уроки могут быть представлены в различных формах: собственно урок, лекция, семинар, круглый стол, организационно-деятель-
ностная игра, проектная деятельность. Способствуют реализации главной цели образования – развитие личностных качеств.
Я думаю, что проблемное обучение должно занимать одно из ведущих мест в педагогической деятельности.
Ведь оно взаимодействует со многими образовательными технологиями:
-личностно-ориентированного обучения (реализует цели развития личностных качеств);
-дифференцированного обучения (проблемный урок строится с учётом особенностей конкретного класса);
-технологией эффективной речевой деятельности (на проблемных уроках большую часть времени говорят дети);
-диалогового и рефлексивного обучения (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).
Ожидаемый результат применения метода проблемного обучения – воспитание активной творческой личности, умеющей ставить и разрешать нестандартные проблемы. В перспективе формы и виды деятельности, используемые в данной технологии, могут способствовать развитию профессионального проблемного мышления. Разумеется, элементы проблемного обучения используются нами практически на каждом уроке. Вспомним методические приемы, с помощью которых мы побуждаем учеников сравнивать явления, сопоставлять факты и события, актуализировать, закреплять и обобщать полученные знания. А как важно научить старшеклассников цивилизованно вести дискуссии, высказывать собственные суждения и аргументировать их(что жизненно необходимо при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку и литературе)!
Метод проблемного обучения несет также огромный воспитательный потенциал: он формирует навыки самооценки, развивает умения работать в группе единомышленников при выполнении проектных и исследовательских работ. Немаловажен и тот факт, что метод проблемного обучения позволяет включать ученика в социальную среду, обогащать его жизненный опыт путем переживания и анализа тех или иных ситуаций, смоделированных учителем во время урока. Отрадно, что данная учебная технология побуждает учащихся творчески мыслить, фантазировать, генерировать интересные идеи и находить неожиданные решения. Кроме серьезной теоретической подготовки, участникам образовательного процесса для решения проблемы, поставленной на уроке, необходимо обладать интуицией и артистизмом, уметь импровизировать, слушать и слышать собеседников, уважать чужую точку зрения. Конечно, все сказанное выше вовсе не означает, что данный метод как система должен использоваться на каждом уроке. Отнюдь. В каждом случае учителю предстоит сделать нелегкий выбор в пользу той или иной методики, чтобы достичь поставленной цели. Ведь иногда даже психологический настрой класса может повлиять на результативность урока. Уверена, что чуткий, творчески работающий учитель непременно справится с подобной проблемой и сможет создать на уроке атмосферу научного поиска в содружестве с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "
Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....
Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профофессионализмы". (Для профессии парикмахер.)
Тема урока - проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профессионализмы"(для профессии парикмахер) - обоснована тем, что необходимо в учебных заведениях СПО и НПО максимальн...
Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков
Статья выполнена в качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации и раскрывает основные понятия проблемного обучения в преподавании иностранных языков...