Основные требования к проведению урока
учебно-методический материал по теме
Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет.
Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovr.uroku_.doc | 53.5 КБ |
treb-ya_k_sovr.uroku_.ppt | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Подготовка учителя к работе
Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям.
Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование.
Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа.
Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования.
В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы.
При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам.
Т Е М А
/ I этап / II этап / III этап /
I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок).
II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков.
Каждый урок – определить цель – зная конечный результат.
Зная цель – определить содержание каждого урока.
III этап – Оценить работу свою и учащихся.
Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме.
Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы.
1. Номер учебного занятия по теме.
2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.).
3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).
4. Основные методы проведения занятий.
5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке).
6. Упражнения учащихся под руководством учителя.
7. Самостоятельная работа учащихся на уроке.
8. Демонстрации.
9. Домашнее задание.
План урока
Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание.
План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса.
Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:
- Тема и задачи урока.
- Построение урока.
- Последовательность и методы изучения нового материала.
- Упражнения.
- Домашнее задание.
- Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке.
План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения.
Начинающим учителям необходимо писать конспект урока.
Требования к проведению урока
Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.
2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
1. Определение целей урока.
2. Уточнение типа урока.
3. Уточнение вида урока.
4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения.
Остановимся на «Целях урока».
Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности.
Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…»
«Познакомить со свойствами пластмасс…»
Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
Дидактические:
3 основные дидактические задачи:
1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…)
2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях.
3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).
Воспитательные:
Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать?
В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.
- Воспитание патриотизма.
- Воспитание интернационализма.
- Воспитание гуманности.
- Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
- Воспитание положительного отношения к знаниям.
- Воспитание дисциплинированности.
- Воспитание эстетических взглядов.
- Воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии).
Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока.
Развивающие:
Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.
- Формировать у учащихся осуществлять основные мыслительные операции.
- Выделение главного.
- Сравнение.
- Анализ.
- Конкретизация.
- Абстрагирование и т.д.
Структура урока
Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен.
1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше).
Цель – Концентрация внимания.
Содержание: приветствие, отметка отсутствующих, готовность к уроку учащихся, подготовленность классного помещения, организация внимания.
2 этап – Проверка домашнего задания.
Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение.
Содержание: Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом. Причины невыполнения дом.задания отдельными учениками и принятие мер для выполнения задания ими на следующий день. Определение типичных ошибок и причин их появления. Исправление ошибок.
3 этап – Глубокий контроль знаний.
Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.
Содержание: Проверка различными методами объема и качества усвоения материала.
4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»).
Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Содержание: Сообщение темы нового материала, практической значимости изучения нового материала, постановка проблемы.
5 этап – Объяснение нового материала.
Цель – Усвоение знаний.
Содержание: Организация внимания, процесса восприятия, осознания, осмысления и т.д.
6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала.
7 этап – Закрепление новых знаний.
Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
8 этап – Домашнее задание.
4 условия: - до звонка
- при полном внимании
- каждый должен знать, что сделать
- каждый должен знать, как это сделать.
При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет.
9 этап – Подведение итогов урока.
Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка учителя к работе Планирование работы Разработка календарно-тематического планирования Поурочное планирование
Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий
Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание
План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке
Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения
Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие
Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).
Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии)
Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д.
Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные требования к проведению самоподготовки.
Основные требования к проведению самоподготовки в коррекционной школе-интернат 8 вида....
«Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики»
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....
Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС
Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС...
Требования к проведению урока в коррекционной школе 8 вида.
Материал для учителей коррекционных школ....
Основные требования ФГОС на уроке.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – ...
Требования к проведению урока с позиций здоровьесбережения
Консультация для педагогов...