«ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ»
тест по теме
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностические методы работы педагога-психолога с семьей | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МАСТЕР-КЛАСС
«ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ»
Составила педагог-психолог
Логосова Н.И.
Г. Наро-Фоминск
2013 год
Цель: изучение и коррекция межличностного взаимодействия в семье.
Задачи:
- Выявление стиля общения в семье;
- Выявление стиля межличностного взаимодействия в семье.
Вашему вниманию предлагаю следующие методики:
- тест мотивации одобрения;
- методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин);
- методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнса, С. Кауфмана);
- рисунок «Моя вселенная» (Б. Лонг, Р. Циллер, Р. Хендерсон).
Данные методики были апробированы в диагностической работе с кандидатами в усыновители или опекуны. Эта категория граждан крайне интересна своими мотивами принятия ребенка на воспитание в семью. Совместно с Управлением опеки и попечительства были выбраны наиболее информативные методики, которые сегодня представляю вам для использования в вашей работе с семьей.
В комплексе эти методики дополняют друг друга и показывают более реалистичную картину взаимоотношений в семье. На практике лучше всего использовать тест мотивации одобрения и методику диагностики родительского отношения в электронном тестовом варианте, т.к. заполнение и интерпретация занимает намного меньше времени, чем это возможно при выполнении в бумажном варианте.
Проективная методика «Моя вселенная»
Информация для учащихся
Коротко отметим здесь, что первые концепции строения Вселенной были мифологическими и религиозными (теологическими). Задача мифа — дать концептуальное объяснение изменениям, происходящим в мире. Здесь в центре внимания находится рождение и судьба мира, а также сам человек, его роль и предназначение в судьбе мира. Формой мифа (в том числе и религиозного) является драматический сказ о судьбе мира и человека, его жизни и смерти, обретении им рая или падении в ад.
Развитие цивилизации диктует необходимость решения практических задач земледелия и мореплавания, что приводит к появлению эмпирических данных и развитию частных наук, на основании которых формируются общенаучные представления о строении Вселенной.
Первый этап, который условно именуется геоцентрическим, связывается с идеей неподвижной Земли, расположенной в центре мироздания, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и небесный свод. Все решающие события для судеб мира и каждого отдельного человека происходят именно здесь, на Земле. Небеса и Вселенная являются лишь элементами декорума этого единственного театра событий.
Второй этап развития научных представлений, гелиоцентрический, радикальным образом превращает Землю в одну из планет Солнечной системы, вращающуюся как вокруг Солнца, так и вокруг собственной оси.
В результате этого перехода человек ощутил себя бесконечно малой пылинкой на одной из малых планет в бесконечной Вселенной. Замечательный французский ученый и философ Б. Паскаль в «Мыслях» писал по этому поводу: «Вечное молчание этих бесконечных пространств пугает меня».
И геоцентрический и гелиоцентрический этапы развития естественнонаучной картины мира опирались на идеи атомизма и механики и не давали достаточного материала для философских обобщений, могущих составить серьезную конкуренцию теоцентрической картине мира. Механистическое мировоззрение пытается объяснить все происходящее с человеком и миром исходя из количественных характеристик и параметров материальных объектов. Но оказывается, что при этом совершенно невозможно объяснить, как мы различаем материальные и ментальные феномены, и каковы, к примеру, материальные характеристики и пространственная локализация боли или радости.
На третьем этапе современные естественнонаучные концепции превращают Солнце в одну из временно существующих заурядных звезд, находящуюся на периферии одной из многочисленных галактик в нестабильной Вселенной. Философские обобщения достижений науки в последнее столетие привели к созданию модели расширяющейся Вселенной, основные законы которой носят информационно-вероятностный характер.
Выясняется, что ни одна из предшествовавших систем мировоззрения не является ни единственно правильной, ни неправильной, а квантовая физика, к примеру, отнюдь не опровергает, не отменяет и не заменяет механику Ньютона. Становится очевидным, что каждое мировоззрение в определенной степени есть функция той «выделенной точки», с которой наблюдатель видит те или иные события.
Выбор же в качестве «выделенной точки» Земли, Солнца, самого себя или, например, Альфы Центавра, именование этой точки субъектом, абсолютным наблюдателем или Богом — это только вопрос личной веры и выбора системы отсчета, зависящий от развития мышления индивида и его научного вкуса.
Определенная параллель наблюдается между развитием представлений о строении Вселенной и развитием мировоззрения, сознания и самосознания человека в онтогенезе. Младенец преимущественно созерцает мир, ребенок познает его в игровой форме: его мышление мифологично. До определенной поры он считает себя центром маленькой вселенной, вокруг которого вращаются и родители, и близкие, и весь остальной мир. Только проходя через глубокие кризисы, овладевая понятийным уровнем мышления, он постепенно приходит сначала к пониманию того, что он отнюдь не центр мира, а сам является своего рода спутником своих родителей, которые, в свою очередь, «вращаются» вокруг центров притяжения в виде бизнеса, работы, хобби и т.п.
В то же время сам ребенок по мере взросления постепенно вовлекается в социальные группы, объединенные вокруг различных видов деятельности, и оказывается под воздействием все новых и новых «центров притяжения».
Каждый акт подобного осознания или приводит к изменению «выделенной точки» и пересмотру системы мировоззрения, или же к появлению новых психологических проблем вследствие отказа от изменения в мировоззрении. Изменение системы мировоззрения индивида подобно смене научной парадигмы по Т. Куну: некоторые базовые постулаты и аксиомы, определявшие старую систему мировоззрения, отбрасываются и заменяются новыми. После чего происходит изменение во всей системе концептуализации прошлого индивида и в его системе критериев и методов принятия решений.
Эта последовательность развития и смены мировоззрения детерминируется как культурной средой, так и степенью зрелости психики человека и отражается не только в его способности соответствующим образом систематически размышлять, высказываться и действовать, но и в продуктах творчества, рисунках.
После предоставления подобной информации психолог предлагает каждому школьнику создать «свою вселенную», используя стандартный лист бумаги и цветные карандаши и ручки. Здесь возможно несколько вариантов задания: от свободного до достаточно жестко структурированного. В последнем случае всем раздаются заготовки, которые необходимо использовать при работе над рисунком.
Свободный вариант позволяет во многих случаях определить по рисунку тот тип (уровень) мировоззрения, который характерен сегодня для данного школьника. Жестко структурированные варианты задавались автором для исследования психологической дистанции между школьником и референтными для него лицами в социальной ситуации и типа взаимоотношений с этими лицами. Автор использовал в качестве заготовки стандартный лист, на котором кружками разного диаметра и цвета были представлены такие «обязательные» (с учетом интересов последующей интерпретации) элементы, как звезда, планеты, спутники и т.п.
Для более детального исследования социальной ситуации школьника работу можно продолжить следующим образом: когда «вселенная» создана, предлагается ее заселить, выбрав «место жительства» для себя и своих знакомых.
Здесь возможны как варианты заселения уже созданной вселенной, так и корректировка созданного ранее рисунка с учетом нового задания.
Возможен вариант, когда дети разбиваются на пары и, меняясь рисунками, населяют вселенную, созданную другим. Возникающие при выполнении этого задания диалоги между детьми несут очень много интересной для психолога информации.
Кроме того, автор использовал пять типов различных заготовок (листов для раскрашивания), на которых были представлены разные картины мира:
— мифологическая;
— религиозная (теоцентрическая);
— геоцентрическая;
— гелиоцентрическая;
— децентрированная.
Ребенок мог выбрать любую заготовку и так или иначе трансформировать ее по ходу работы.
Обоснование методики
В отечественной психологии Л.С. Выготский («Развитие личности и мировоззрение ребенка») и С.Л. Рубинштейн («Основы общей психологии») рассматривают феномен самосознания как определенный этап в развитии сознания, подготовленный (1) развитием речи и произвольных движений, (2) ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, (3) результирующим изменением взаимоотношений ребенка с окружающими. В.Н. Мясищев («Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека») возникновение самосознания связывает с появлением выраженного в ясной и отчетливой форме эмоционального отношения ребенка к окружающему миру и людям.
Из идей И.М. Сеченова и А. Потебни развивается концепция параллельного и взаимосвязанного развития сознания и самосознания. И.М. Сеченов считал, что к ощущениям, вызванным у ребенка внешними предметами, всегда «примешаны» ощущения, вызванные его собственной физиологической активностью. Отсюда возникает проблема разделения, дифференциации ребенком ощущений объективных, отражающих внешний мир, и ощущений субъективных, самоощущений, отражающих на первом этапе жизни состояние собственного тела. Это разделение путем осознания возможно лишь за счет накопления опыта собственной активности во внешнем мире.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особое значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания. Именно в это время, на основе овладения понятийным мышлением, у подростка появляется сознательное Я, возникает рефлексия не только по отношению к действию, но и к мышлению, происходит осознание своих мотивов, проявляется в полноте проблема нравственного выбора и самооценки.
Некоторые авторы считают целостное самосознание главным психическим новообразованием этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Шпрангер). И.С. Кон пишет: «Периодом возникновения сознательного Я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст». В.В. Столин считает, что «большую роль в выделении и учете собственной активности играет и более общий фактор: формирование имплицитного представления, своего рода неосознаваемой уверенности в существовании и стабильности окружающего предметного мира и субъективное «вписывание» себя в этот мир» (1983).
Использование проективных техник для исследования сознания и самосознания личности связывается с представлением о пристрастности как наиболее общем свойстве нашего восприятия действительности (А.Н. Леонтьев, 1975, С.Л. Рубинштейн, 1959). Е.Т. Соколова (1980) пишет, что как структура личности в целом, так и отдельные ее элементы, в том числе представление о себе и самоотношение, могут «проецироваться в недостаточно структурированной ситуации». Как правило, элементы проективных методов используются для анализа тех аспектов «Я-концепции», которые «ускользают» от прямого самоотчета.
Это «ускользание» имеет место в связи с действием следующих факторов:
— наличие личностных защит, которые не допускают до сознания те или иные элементы самоотношения;
— возможность «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», связанного с трудностями вербализации и осмысления тех или иных компонентов;
— существование «нежелательной» самооценки, связанной с противоречием между самооценкой и социально приемлемыми моделями, «образцами» личности (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2000).
Попутный развивающий и терапевтический эффект
Многие авторы отмечают, что использование проективных методик и тестов приводит к определенной психологической разгрузке. Удовольствие, получаемое школьником при работе по созданию и заселению собственной вселенной, стимулирует развитие рефлексивного мышления, облегчая ту тяжелую внутреннюю работу, без которой невозможно развитие сознания и самосознания личности. Определенный терапевтический эффект связан с возможностью поведать о себе и своей жизненной ситуации, взаимоотношениях с другими людьми иносказательно, с сохранением иллюзии того, что полученные результаты не имеют непосредственного отношения к респонденту.
Идеи и основания интерпретации получаемых результатов
Значимыми являются все общие принципы психологической интерпретации проективных рисуночных тестов и продуктов творчества ребенка. В основе интерпретации рисунков «Моя вселенная» лежит предположение Б. Лонга,
Р. Циллера и Р. Хендерсона о том, что физическая дистанция на листе бумаги между значками, символизирующими Я и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция. При интерпретации общей конфигурации расположения значков на листе предполагается, что:
— расположение своего значка «левее» других говорит о том, что ценность «Я» переживается испытуемым выше тех, чьи значки оказались «правее»;
— расположение своего значка «выше» других говорит о том, что «Я» в своих представлениях обладает большей силой по отношению к тем, чьи значки оказались «ниже»;
— больший размер своего значка по отношению к значку другого подтверждает большую силу и ценность «Я» по отношению к другому;
— расположение своего значка «внутри» конфигурации из других значков означает переживание взаимозависимости;
— расположение своего значка «снаружи» — переживание изоляции (в некоторых случаях отражает чувство независимости).
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Р. Бэнса, С. Кауфмана
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- Кто нарисован на рисунке,
- Что делает каждый член семьи,
- Где они находятся,
- Им весело или скучно,
- Кто из них самый счастливый и почему,
- Кто самый несчастный.
Кроме того вопросов испытуемому можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:
- Представьте себе, что Вы имеете два билета в цирк. Кого бы Вы позвали пойти с собой?
- Представьте, что вся Ваша семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
- Вы строите из конструктора дом, и у Вас не получается. Кого вы позовете на помощь?
- Вы имеете «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
- представьте себе, что Вы попали на необитаемый остров. С кем бы Вы хотели там жить?
- Вы получили в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности;
- враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи | Симптомокомплекс Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1,2 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
ИНТЕРПРИТАЦИЯ:
- Анализ структуры рисунка.
- Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) если семья нарисована в полном составе – это признак эмоционального благополучия семьи.
б) если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей, может свидетельствовать о:
- неких травматических переживаниях по поводу семьи;
- о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
- об аутизме;
- о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
- а также, отсутствии контакта между психологом и ребенком.
г) случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
д) если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
- если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;
- если величина рисунка маленькая в «совокупности с негативным эмоциональным фоном», это признак чувства отверженности, покинутости, иногда – аутических тенденций;
Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:
- неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
- потребность быть в обществе других людей;
- желание занять родительскую охраняющее-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
- потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
- кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействия.
а) семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом – все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) на низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
- разобщенность членов семьи на рисунке;
- большое расстояние между ними;
- помещение между ними различных предметов или стены, например, отец – газета, мать – плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч – это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа – неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
- Последовательность и особенности рисования членов семьи.
а) наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
б) отрицательное отношение к какому- либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
в) величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка:
а) грязь (сваленные в кучу, грязные листья в саду, грязные пятна на полу и т.п.) – символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.;
б) вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода – символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними;
в) символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой;
г) цветы или бабочки – символ реального или желаемого спокойствия или безмятежности;
д) шарики, бумажные змеи – символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться;
е) символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же – барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка);
ж) дорожные знаки – символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой;
з) символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания;
и) изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) – символ агрессивности, существование фактора соперничества.
Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин) |
Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, 1999.
Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект, 2000.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.
Психологические тесты./Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Применение психологического метода "Флэштренинг" в работе педагога-психолога»
Методическое пособие предназначено для педагогов-психологов, методистов, социальных педагогов, работающих в сфере образования. Компьютер является хорошим помощником психолога как при работе с детьми, ...
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА с СЕМЬЕЙ
Родительская любовь - источник и гарантия благополучия ребенка, поддержания телесного и душевного здоровья....
Техники и методы работы педагога-психолога образовательного учреждения с приемными семьями
Каждый выбирает для себя... Не всегда родители относятся к шагу принятия ребенка в свою семью достаточно отвественно. Они предпочитают принять ребенка без прошлого, воспитать его по "образу и подобию ...
Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.
Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...
Перечень диагностических методик, применяемых педагогом-психологом в практической работе с учащимися 5-11 классов.
Перечень диагностических методик, применяемых педагогом-психологом в практической работе с учащимися 5-11 классов....