Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"
методическая разработка по теме

Яценко Наталья Владимировна

        Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подготовленной программой, в течении учебного года не менее двух раз. Если к этому прибавить различные отборочные прослушивания, участие в концертах отдела, школы. на родительских собраниях, то число публичных выступлений соответственно возрастает.

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателя то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиваться того, чтобы выступления доставило удовлетворение и ученику и педагогу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

        Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подготовленной программой, в течении учебного года не менее двух раз. Если к этому прибавить различные отборочные прослушивания, участие в концертах отдела, школы. на родительских собраниях, то число публичных выступлений соответственно возрастает.

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателя то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Какими путями добиваться того, чтобы выступления доставило удовлетворение и ученику и педагогу?

Многие факторы оказывают влияние на исполнительство, не говоря уже о музыкальных способностях, имеют значение его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень, что составляет особенности его индивидуальности. Но решающим, доминирующим фактором является метод обучения музыке. Публичное выступление есть итог системы обучения ребёнка, где всё взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков. контроль педагога над режимом и дисциплиной домашних занятий.

Педагогический процесс есть единая, целенаправленная линия и,  если в длительном, сложном пути этого процесса были допущены ошибки, просчёты, то перед «финишем» -выходим на эстраду- не помогут никакие увещевания, никакое психологическое воздействие. Стало быть, нужно проследить весь путь – начиная от выбора программы и конечная, поведением на эстраде.

Одним из важнейших залогов успеха- удачно выбранная программа.

Составляя учебный план, педагог включает в него произведения, которые ученик будет готовить на зачёт, экзамен, концерт, произведения для классной работы, нужные либо для преодоления тех или иных недостатков, либо для закрепления каких-то его достижений. Но, независимо от соображений, которыми руководствуется педагог, в любом случае важно эмоциональное отношение ученика к выбранному произведению. Пьеса, которая нравиться ученику, усваивается значительно быстрее, так как ученик учит её с большей эмоциональной отдачей. Весьма желательно, чтобы педагог мог сыграть ученику пьесу, очень полезно рассказать коротко об эпохе в которой жил автор пьесы, о стилевых особенностях его творчества. Это отнюдь не означает, что следует навязывать ученику своё слышание пьесы. Каждый педагог умеет найти вопросы, наводящие на нужные ассоциации, активизирующие работу воображения, помогающие раскрыть музыкальный образ пьесы, её характер, настроение. Зная, к чему нужно стремиться, чего добиваться, ученик с большим интересом. с большим самоконтролем, более сознательно будет  работать над пьесой и, домашние занятия дадут лучшие результаты.

Итак, цель намечена. однако самые интересные рассказы, самые яркие образы ни к чему   не приведут, если не найдены средства для воплощения замыслов. Двигательная память более устойчива. чем слуховая. Изменить, переучить  заученную неверно или неудобную аппликатуру, изменить заученный неудачный приём звукоизвлечения, бывает значительно труднее, чем исправить фальшивую ноту или, неправильно разобранный ритмический рисунок.

Всё, что связано с двигательной памятью с работой мышц – аппликатура, элементы артикуляции, приёмы звукоизвлечения, связанные с градациями силы звука, - должны быть показано ученику и усвоено им при разборе новой пьесы. Процесс разбора является едва ли не самым важным этапом в разучивании музыкального произведения. Как качество всходов обусловлено посевом, так зерно удачи заложено в первом знакомстве с текстом пьесы.

Одно из основных средств выразительности в музыке – артикуляция, способ произношения.

К сожалению, нужно признать, что запас артикуляционных приёмов у учеников музыкальных школ беден и однообразен, тогда как окраска звучания Legato, non legato, staccato требует разнообразия и гибкости. Задача педагога – научить ученика, включать нужную группу мышц, перестраивать их работу, включая, предположим, крупные мышцы и включая мелкие, расположенные в запястье, научить пользоваться большим или меньшим весом руки, большей или меньшей её массой. то есть научить всему, что составляет игровые приёмы, необходимые для реального воплощения нужного звучания. Как в домашних занятиях разучивать музыкальное произведение целиком или по частям?

Если в общеобразовательных школах вопрос о том, как учить наизусть стихи и прозу целиком или расчленяя их, вызывал долгие споры, то, перед музыкантами такая делема не стоит. Музыкальное произведение при разучивании требует членения. Н.Перельман пишет: «Хорошо разучивать – это умело расчленять материал, расчленённый, он легко затем сочленяется. Плохо разучивать – бездумно дробить материал; радробленный, он с трудом потом подгоняется.»

Дети часто учат с начала строки, не обращая внимания на то, что это середина фразы, или учат с первой доли такта, не понимая того, что фраза начинается с затакта, останавливаются перед тактовой чертой, хотя фраза заканчивается в следующем такте.

Задавая разучивать дома пьесу по частям, следует попросить ученика показать, как он думает расчленить пьесу, и, если понадобиться исправить ошибки, объяснить, почему именно так, а не иначе.

Ещё не зная твёрдо всего текста , ученики обычно, довольно бойко играют начальные такты пьесы, а затем всё хуже и хуже. Объясняется это тем, что дети каждый день, занимаясь дома, начинают учить сначала, успевают поучить две-три фразы, а на остальное уже времени не хватает. В таких случаях, полезно порекомендовать учить дома в обратном порядке, то есть, начинать с последней либо с наиболее трудной части. И, конечно, обязательно сыграть всю пьесу целиком.

Умение правильно расчленить пьесу требует понимания границ фразы, формы музыкального произведения. Границы фразы – вопрос,-ответ простейшая двух или трёхчастная форма- понятие, доступное  шестилетнему ребёнку.

В последующие годы обучения систематическое накапливание знаний даёт ученику понять и запомнить основные правила тонального плана трёхчастной формы.

Так же последовательно и систематически следует заниматься развитием гармонического слуха. Понимание формы и хотя бы в общих чертах тонального плана воспитанию и развитию логической памяти.

Значение памяти для уверенного самочувствия во время публичного исполнения, несомненно, одно из главенствующих.

Как учить наизусть? Каждый музыкант учит пьесу на инструменте по нотам, а затем без нот. Дети, особенно те, у которых слабая слуховая или двигательная память, затрачивают много времени на заучивание наизусть. В из домашних занятиях сознание участвует ничтожно мало, работа в основном механическая. процесс длительный, результат мизерный. такая работа скучна. а скука враг усвоения.

одним из надёжных способов запоминания – играть пьесу мысленно или «в голове», как это называют ученики. проверить, может ли ученик сыграть пьесу мысленно, не сложно. Ученик играет пьесу на инструменте в заданном темпе наизусть. Через несколько тактов педагог хлопает в ладоши, и ученик, продолжает дальше играть мысленно. Затем снова хлопок, и снова игра на инструменте. Так, чередуя игру реальную и мысленную. сыграть всю пьесу. Ученик, умеющий играть всю пьесу мысленно, чувствует себя на эстраде гораздо спокойнее тех, кто учит механически. Нужно добавить, что для малышей с их ещё детской фотографической памятью в таком способе нет нужды, но для подростков, вступающих в переходный возраст, он неоценим.

Ученикам с неразвитым внутренним слухом, можно предложить механический приём: расчленив пьесу пометить каждый отрывок цифрой и спрашивать с любой цифры без нот – «вразбивку» , как говорят дети.

Разумеется, работа над памятью не исключает и не заменяет длительной и систематической работы над техникой, над двигательным автоматизмом. Но, необходимо помнить, что автоматизм, выработанный путём бессмысленного выстукивания, без участия сознания, непрочен.

Нередко в обсуждениях после неудачного выступления ученика можно услышать от педагога такое оправдание: «Он так хорошо играл, а теперь заиграл». Увы, эта фраза не оправдывает педагога. В чём кореняться причины забалтывания?  В неправильных домашних занятиях.

Ученик, не приученный педагогом к работе над звуком, над фразой, которому не привито стремление к совершенствованию, выучив пьесу наизусть считает, что на этом свою миссию законченной. Зачем трудиться над отделкой отдельных мест, добиваться лучшего? Достаточно сыграть свою программу 2-3 раза дома наизусть целиком. И играют – как автоматы, без участия самоконтроля, или. как говорил Г.Нейгауз, - « занимаются музыкой без музыки.»

первые тревожные симптомы таких домашних занятий появляются не за день-два до выступления. а значительно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: "Концертные выступления"

Существующая форма отчётности и обязательных концертных выступлений – принятый элемент музыкального воспитания и образования, утверждённая учебными программами.Этих выступлений набирается не менее 5-6...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Методическая работа "Подготовка ученика к сценическому выступлению"

В методической работе раскрываются вопросы подготовки юных пианистов к выступлению на сцене. Рассматриваются факторы, влияющие на исполнительство, понятия "Сценическое волнение" и ...

Методическое сообщение "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении".

В работе раскрывается взаимосвязь темперамента человека и волнения на концертных выступлениях....

Методическая разработка «Слагаемые успешного концертного выступления»

1.    Урок - как основная форма по подготовке учащегося к концертному выступлению.2.    Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя.3.   ...

Подготовка к открытым выступлениям и концертное выступление концертмейстера с солистом - скрипачом

Подготовка к публичному выступлению является важным и ответственным моментом в образовательном процессе. Для многих учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически, эмо...

Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"

Методический доклад "Психологическая подготовка юного баяниста к концертному выступлению"...