Коленченко Е.М. Проблемная ситуация на уроках истории
методическая разработка по истории (10 класс)
Предлагаются приемы создания проблемных ситуаций на уроке истории, которые подведут учащихся к необходимости решить проблему с помощью проектов на примере темы "Движение декабристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов, которые создают проблемную ситуацию, направляют учащихся на ее решение, организует поиск решения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1 прием: подведение учеников к противоречию и самостоятельному поиску способ решения, излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос; рассматривается явление с различных позиций, побуждение обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты, ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок- клуб, урок – круглый стол, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза и т.д.
Урок истории в 10 классе.
Лабораторное занятие по документам «Программы декабристов»
Цель занятия: сопоставив положения «Русской правды» и Конституции о будущем государственном устройстве и управлении, крепостном праве и землевладении, сословиях, подвести школьников к самостоятельным выводам о том, какой из двух проектов оказался более реалистичным в исторических условиях России первой половины XIX века.
Учащиеся рассмотрят проблему с различных позиций.
Ожидаемый результат (эффекты) : подготовка исследовательских проектов «Пути развития России в случае победы движения декабристов» и защита на уроке – круглый стол «историков»
Изучая «Русскую правду» и Конституцию, школьники составляют развернутую сравнительную таблицу:
Вопросы для сравнения | «Русская правда» | Конституция | Выводы |
Вопросы для анализа документов и обсуждения
1.Почему программа Южного общества, составленная П.Пестелем, называлась «Русская правда»? Приведите не менее трех возможных версий. Какие еще термины и понятия. Относящиеся к эпохе Киевской Руси , использовал П.Пестель в своем проекте?
Законодательство, каких стран оказало влияние на Н.Муравьева и разработку им проекта Конституции России?
2.В чем вдел П.Пестель преимущества унитарного государства на федеративным? Интересы, какого народа учитывал П.Пестель? Как он относится к правам других народов на самоопределение и самоуправление?
Почему Н.Муравьев предпочитал федеральную форму правления?
Какой из проектов - «Русская правда» или Конституция – о государственном устройстве России вы считаете более демократичным? Почему?
Какой из них был более приемлем для нашей страны в первой половине XIX в.? Почему вы так считаете?
3.что представляла собой будущая избирательная система России по проекту П.Пестеля Н.Муравьева? Составьте схемы управления страной по «Русской правде» и Конституции.
Какие либерально – буржуазные идеи нашли отражение в обоих проектах? Какой из них был более демократичным? В каком случае избирательными правами могла воспользоваться большая часть населения России? Свое мнение обоснуйте ссылками на документы.
Какой из предложенных декабристами вариантов избирательной системы и государственного управления вы считаете более приемлемым в России в первой половине XIX в? Почему?
4.Как П.Пестель и Н.Муравьев решили вопрос о крепостном праве? Какие доводы приводили для защиты своих убеждений? Влияние каких идей проявляется в обоих документах?
5.Сравните проекты П.Пестеля и Н.Муравьева о судьбе помещичьего землевладения в России. Какой из проектов кажется вам более радикальным, более реальным в российских условиях первой половины XIX в.?
6.Как в «Русской правде» и Конституции решался вопрос о сословиях? Было ли готово российское общество в первой половине XIX в. к введению бессословной структуры, как это предлагал П.Пестель?
Насколько реальным было предложение Н.Муравьева не разрушить, а преобразовать прежнюю сословную структуру? К каким социальным последствиям это могло привести?
Чей проект в вопросе о сословиях был более радикальным и более оптимальным?
7.Дайте историческую оценку проектам программ Южного и Северного общества: в чем они были прогрессивными для своего времени? Какой из них был более последователен в уничтожении феодальных отношений? Какой носил дворянской ограниченности? Какой из проектов было реальнее и безболезненнее осуществить в России в первой половине XIX века?
2прием: создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий.
Урок: Движение декабристов. Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?
Класс делится на группы ( 10-11 классы самостоятельно) и получают проектные исследовательские задания, которые представляют в различных формах: сравнительная таблица, схемы, текст. Основным средством деятельности являются первоисточники (исторические документы, общепризнанная историография).
Одна группа изучает конституциональные проекты декабристов, выделяет либеральные идеи, сравнивает их и представляет сравнительную таблицу. Вторая группа изучает планы декабристов по документам, мемуарам, исторической литературе, составляют различные схемы их реализации. Третья группа анализирует взгляды Пестеля и Рылеева на власть.
В ходе презентаций ученики либо самостоятельно проанализировали роль князя Трубецкого либо по подсказке учителя, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на мемуары декабристов, свою версию. Такой проект имеет продолжение.
Итог сборник статей «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-126946-1421564176.jpg)
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-289400-1378145709.jpg)
Формирование проблемных ситуаций на уроках истории
Статья, посвящённая некоторым аспектам организации проблемного обучения на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-617710-1428131191.jpg)
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648631-1436628459.jpg)
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-360893-1387629436.jpg)
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/27/picture-263689-1569614080.jpg)
Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».
Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....