Экзаменационный материал по биологии для 10 класса (промежуточная аттестация).
тест (10 класс) по теме

Назарова Ирина Петровна

Экзаменационный материал предусмотрен для учащихся 10-х классов,  при проведении промежуточной аттестации, по программе И. Н. Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_10k.docx78.6 КБ

Предварительный просмотр:

Назарова Ирина Петровна, учитель биологии .                  Вариант 1.

A1) Биогеоценоз образован        

1.растениями и животными

2.животными и бактериями

3.растениями, животными, бактериями

4.территорией и организмами

A2) Потребителями органического вещества в лесном биогеоценозе являются        

1.ели и березы

2.грибы и черви

3.зайцы и белки

4.бактерии и вирусы

A3) Продуцентами в озере являются        

1.лилии

2.головастики

3.раки

4.рыбы

A4) Процесс саморегуляции в биогеоценозе влияет на        

1.соотношение полов в популяциях разных видов

2.численность мутаций, возникающих в популяциях

3.соотношение хищник — жертва

4.внутривидовую конкуренцию

A5) Одним из условий устойчивости экосистемы может служить        

1.ее способность к изменениям

2.разнообразие видов

3.колебания численности видов

4.стабильность генофонда в популяциях

A6) К редуцентам относятся        

1.грибы

2.лишайники

3.мхи

4.папоротники

A7) Если общая масса полученной потребителем 2-го порядка равна 10 кг, то какова была совокупная масса продуцентов, ставших источником пищи для данного потребителя?        

1.1000 кг

2.500 кг

3.10000 кг

4.100 кг

A8) Укажите детритную пищевую цепь        

1.муха — паук — воробей — бактерии

2.клевер — ястреб — шмель — мышь

3.рожь — синица — кошка — бактерии

4.комар — воробей — ястреб — черви

B1. Выберите из представленного списка те организмы, которые могут

быть консументами только первого порядка

1) личинка бабочки

2) домовая мышь

3) орел

4) сова

5) бурый медведь

6) таракан рыжий

B2.    Установите соответствие между признаком организма и царством,

для которого он характерен

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО

А) выделяют кислород

Б) синтезируют органические вещества из

неорганических

В) запасное вещество клеток – гликоген

Г) большинство способно изменять форму тела

Д) большинство активно перемещаются в

пространстве

Е) имеют проводящие ткани

1) Растения

2) Животные

С1. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

С2. Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды

биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается

примерно в 10 раз.

Вариант 1.

А - Ответы; 1-4; 2-3; 3-1; 4-3; 5-2; 6-1; 7-1;8-1.

В1 - Ответ:126

Ответ:В2

А     Б     В    Г    Д   Е

1     1      2    2      2    1

С1.

  1. Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) географический критерий - ареал обитания;

2)экологический критерий - особенности питания, изменение активности в течение суток, обитание в определенных экологических условиях;

3) физиологический критерий - число детенышей в помете.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

4

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

  1. Ответ неправильный

0

                                                 Максимальный балл

4

С2.  Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды

биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается

примерно в 10 раз.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

1) Пищи должно быть больше, чем ее потребителей

2) Биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается

последующими: (волк усваивает только часть съеденного им зайца)

3) Часть полученной энергии расходуется на удовлетворение физиологических

потребностей организма дыхание, передвижение, размножение.

Ответ включает 3 или все названные элементы и не содержит биологических

ошибок

                                                                                                                                                               

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических

ошибок, или ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит

негрубые биологические ошибки

                                                                                                                                                                 2.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических

ошибок, или ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

                                                                                                                                                                    1.

Ответ неправильный. 0.

Максимальный балл. 3

                                                                                     Вариант 2.

A1) Организмы, как правило, приспосабливаются        

1.к нескольким, наиболее существенным экологическим факторам

2.к одному, важнейшему для организма фактору

3.ко всему комплексу экологических факторов

4.в основном, к биотическим факторам

A2) Ограничивающим называется фактор        

1.снижающий выживаемость вида

2.наиболее приближенный к оптимальному

3.с широким диапазоном значений

4.любой антропогенный

A3) Ограничивающим файтором для ручьевой форели может стать        

1.скорость течения воды

2.повышение температуры воды

3.пороги в ручье

4длительные дожди

A4) Актиния и рак-отшельник находятся в отношениях        

1.хищнических

2.паразитических

3.нейтральных

4.симбиотических

A5) Биологическим оптимумом называется положительное действие        

1.биотических факторов

2.абиотических факторов

3.всех видов факторов

4.антропогенных факторов

A6) Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к        

1.саморегуляции

2.анабиозу

3.охране потомства

4.высокой плодовитости

A7) Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой природе, — это        

1.атмосферное давление

2.долгота дня

3.влажность воздуха

4.температура воздуха

A8) К антропогенному фактору относится        

1.конкуренция двух видов за территорию

2.ураган

3.содержание кислорода в атмосфере

4.сбор ягод

B1) К биотическим факторам относят

1) органические остатки растений и животных в почве

2) количество кислорода в атмосфере

3) симбиоз, квартиранство, хищничество

4) фотопериодизм

5) смена времен года

6) численность популяции

Ответ:  (Запишите выбранные цифры по порядку.)

В2.Укажите организмы, которые в настоящее время находятся в стадии биологического прогресса

  1. таракан
  2. воробей
  3. уссурийский тигр
  4. оса
  5. выхухоль
  6. соболь

С1. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.

С2 .Предположим, численность конкретного вида животных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос

Вариант 2.

Ответы; 1-3; 2-1; 3-2; 4-4; 5-3; 6-1; 7-2; 8-4.                               В1-136.                         В2- ответ; 124

  1. Ответ С1 -Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой;

2)сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее генофонда.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

4

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

  1. Ответ неправильный

0

                                                 Максимальный балл

4

Ответ С2.

  1. Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Численность конкретного вида животных может быть велика, но  постепенно снижаться.

2) То же самое может происходить и с его ареалом,  на данный момент еще достаточно обширным.

Однако очевидно, что данный вид находится не в состоянии прогресса, а в состоянии регресса.

3) Здесь важна тенденция( направленность изменения численности), а не количество особей.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

4

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

  1. Ответ неправильный

0

                                                 Максимальный балл

4

                                                                                           Вариант 3.

A1) Главная особенность биосферы:        

1.наличие в ней живых организмов

2.наличие в ней неживых компонентов, переработанных живыми организмами

3.круговорот веществ, управляемый живыми организмами

4.связывание солнечной энергии живыми организмами

A2) Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:        

1.кислорода

2.углерода

3.азота

4.водорода

A3) Найдите неверное утверждение. Невосполнимые природные ресурсы, образовавшиеся в процессе круговорота углерода в биосфере:        

1.нефть

2.горючий газ

3.каменный уголь

4.торф и древесина

A4) Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте        

1.кислорода и водорода

2.азота и углерода

3.фосфора и серы

4.кислорода и углерода

A5) В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как        

1.расселение видов

2.мутации

3.фотосинтез и дыхание

4.естественный отбор

A6) Клубеньковые бактерии включают в круговорот        

1.фосфор

2.азот

3.углерод

4.кислород

A7) Солнечная энергия улавливается        

1.продуцентами

2.консументами первого порядка

3.консументами второго порядка

4.редуцентами

A8) Усилению парникового эффекта, по мнению ученых, в наибольшей степени способствует:        

1.углекислый газ

2.пропан

3.двуокись азота

4.озон

В1. Установите соответствие между типами живых организмов и группой , к которой он относится.

А) кролик

Б) питон                                                                  1) холоднокровные, пойкилотермные

В) журавль                                                              2) теплокровные, гомойотермные

Г) камбала

Д) касатка

B2. ) Укажите биологические факторы видообразования

  1. географическая изоляция
  2. мутации и естественный отбор
  3. внешние различия
  4.  разная среда обитания
  5. Дивергенция
  6. общий ареал
  7. Ответ:  (Запишите выбранные цифры по порядку.)

С1. .Предположим, численность конкретного вида животных или растений велика. Можно ли утверждать, что данный вид находится в состоянии биологического прогресса? Почему? Какие дополнительные исследования необходимо провести, чтобы окончательно и правильно ответить на поставленный вопрос

С2. Пользуясь рисунком, определите, какую    форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет  проявляться. Изменится ли размер ушей    у зайцев в процессе эволюции при   действии этой формы естественного    отбора? Ответ обоснуйте.

Вариант 3.

Ответы; 1-3; 2-2; 3-4; 4-2; 5- 3; 6-2; 7- 1; 8-1.

В1- Ответ; 21212

В2  -125

  1. С1.- Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Численность конкретного вида животных может быть велика, но  постепенно снижаться.

2) То же самое может происходить и с его ареалом,  на данный момент еще достаточно обширным.

Однако очевидно, что данный вид находится не в состоянии прогресса, а в состоянии регресса.

3) Здесь важна тенденция( направленность изменения численности), а не количество особей.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

4

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

  1. Ответ неправильный

0

                                                 Максимальный балл

4

Ответ С2-

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Элементы ответа:

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что

давление отбора направлено на гибель особей с минимальным

или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно

постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не

произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее

                                                                        Вариант 4.

1) Лисица рыжая, живущая в лесах Канады, и лисица рыжая, обитающая в Европе, принадлежат к         

1.одному виду

2.разновидностям

3.разным родам

4разным видам

A2) Основным критерием возникновения нового вида является:        

1.появление внешних различий между особями

2.географическая изоляция популяций

3.репродуктивная изоляция популяций

4.экологическая изоляция

A3) Эволюционные процессы начинаются на уровне        

1.вида

2.класса

3.типа

4.популяции

A4) Биологическими предпосылками микроэволюции в популяции являются        

1.мутационный процесс и естественный отбор

2.различия в кариотипах особей

3.физиологические различия

4.внешние различия

A5) Совокупность рецессивных мутаций, накопившихся в популяции, называется ее        

1.генотипом

2.генофондом

3.резервом наследственной изменчивости

4.резервом модификационной изменчивости

A6) Популяции одного вида        

1.всегда живут рядом

2.относительно обособлены друг от друга

3.живут рядом, но никогда не пересекаются

4.живут всегда на разных континентах

A7) В результате естественного отбора мутаций внутри популяции возникает процесс        

1.репродуктивной изоляции

2.географической изоляции

3.экологической изоляции

4.дивергенции

A8) Дивергенция в популяциях синиц, населяющих городской парк, может привести, скорее всего, к        

1.географической изоляции

2.экологической изоляции

3.изменениям кариотипа

4.морфологическим различиям

В1. Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

В2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ                                             ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ         ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из

неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими

веществами

Д) возвращают минеральные вещества в

экосистемы

Е) разлагают органические вещества до

минеральных

                                                                                                                            1) продуценты

                                                                                                                             2) редуценты

С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем

экосистему елового леса?

Вариант 4.

Ответы; 1-1; 2-3; 3-4; 4-1; 5- 3; 6- 2; 7- 4; 8- 2.

В1. Ответ     32415

В2. Ответ: А Б В Г Д Е

             1  1  1 2 2 2

С1.  В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические

вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты

синтезируют органические вещества из неорганических,

обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок 2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ

включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые

биологические ошибки

1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 2

С2.

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем

экосистему елового леса?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Элементы ответа:

1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и

разветвлённые, чем в еловом;

3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

биологических ошибок 3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных

выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных

выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал (переводной экзамен). 8 класс. Биология.

Предназначен для проведения итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по биологии. Включает задания части А, Б и С. Два варианта, ответы....

Экзаменационный материал (переводной экзамен). 7 класс. Биология.

Экзаменационная работа для проведения итоговой аттестации обучающихся 7 класса по биологии.  Тестовое задание (два варианта) включает задания тиа А и В....

Экзаменационный материал по математике в 7 классе (промежуточная аттестация)

можно использовать для переводной аттестации учащихся 7 класса...

Экзаменационный материал по биологии для 8 класса

Данный экзаменационный материал содержит 10 вариантов работ в форме теста. Каждый вариант имеет структуру, подобную экзаменационным работам ОГЭ по биологии. Работы даются с ответами. При составлении т...

Экзаменационная работа за курс 8 класса. Промежуточная аттестация.

Данный экзаменационный материал содержит две контрольные работы в двух вариантах. Одна контрольная работа для классов с углубленным изучением математики, а другая для общеобразовательных классов. Такж...

Экзаменационный материал по математике для проведения промежуточной аттестации в 6 классе

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по математике включает те элементы содержания из «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ», кот...